Тема свободы для меня сейчас актуальна как никогда, поэтому когда я увидела эту книгу, очень захотелось узнать о чем она))
Честно говоря, не ожидала, что она настолько мне понравится! Настолько мудрый психолог дает рекомендации группе женщин, две из которых являются авторами этой книги, что временами мне кажется, что сам Махадев из сериала "Бог богов" разрешает вопросы и конфликтные ситуации. Потому что каждый ответ нацелен не только на конкретную ситуацию, но имеет позитивные последствия минимум на 5 шагов вперед.
Хотя издание рассчитано на воспитание детей, тем не менее информация подходит и для отношений с другими людьми. Так как принципы очень похожи во всех случаях. Оказывается это называется воспитание в стиле коучинг. А коучинг нынче популярен и очень мне импонирует. По крайней мере я вижу его как методику задать правильные вопросы, чтоб человек сам понял, чего он хочет, что надо делать для получения желаемого и т.д. Т.е. учит самостоятельности, а не зависимости от чужого мнения.
Некоторые понравившиеся моменты.
- Когда чувства выявлены и подтверждены, ребенок признает свое право на них.
- Когда родители уважают чувства детей, дети учатся уважать собственные чувства и верить в них.
Мне было особенно волнительно и радостно увидеть внимание к чувствам, потому что сама я, как поняла, прочитав достаточно книг, что мои собственные чувства никто никогда не принимал в расчет. И я выросла, не понимая, что это, черт возьми, такое! А без понимания своих чувств, которые есть база нашей личности, мы не можем быть целостными и реализованными! Ведь, так сложно чего-то достичь, если даже не знаешь чего ты хочешь. Кроме того страдает наше природное чутье, интуитивность.
- Описательные предложения для похвалы
Если ребенок что-то сделал, не достачно сказать "Какой ты молодец!", "Ты такой умный" и т.д. Эти фразы не несут никакой смысл. Продуктивнее будет описать сделанное, чтоб ребенок лучше понял, что у него получилось: "В этом домике тебе особенно удались ровные стены. Мне очень нравится как ты подобрал цвета. Когда я смотрю на твой рисунок, такое впечатление, что я за городом."
- Описательные предложения для выражения гнева
Гнев - очень сильная энергия, которая разрушает все, на что направлено. Выражая гнев к живым людям, мы можем навсегда испортить наши отношения и пошатнуть доверие. Поэтому гнев надо выражать БЕЗЛИЧНО.
Гнев должен быть направлен не на личность самого ребенка, а то, что вам не нравится, используя описания.
"Боже, как меня бесит беспорядок в твоей комнате. Еще немного, я взорвусь и выброшу все игрушки из окна". Без всяких - неряха, опять ты все разбросал, сколько раз я тебе говорила держать свои вещи в порядке.
Описывая свое состояние мы, даем ему выражение и в тоже время понимание ребенку, что нам что-то не нравится.
- Если вы что-то не можете или не хотите делать в данный момент для ребенка, вы не обязаны объяснять почему именно.
Это учит ребенка понимать, что у других людей есть свои границы и он не может получать все немедленно, иногда надо подождать. Кроме того, делая что-то через силу, через не могу/не хочу, мы теряем силу и испытываем бессознательное или сознательное раздражение к просителю.
Как мне понравилось это утверждение! Я его в тот же день применила к мужу)) и не пошла в магазин, когда уставшая ехала домой. Обычно он начинал канючить и уговаривать, но я сказала это так твердо и с выражением собственной значимости, что, к моему удивлению, он больше не стал просить.
И я поняла важную вещь - мы можем сделать множество вещей для других людей, но только если у нас есть время и желание. А не в ущерб своим интересам и потребностям. И не когда мы своей помощью делаем из человека пассивную амебу.
- Самосбывающиеся пророчества
Это когда мы своим мнением и верой в него делаем из ребенка - "плаксу", "принцессу", "глупца" итд. Несколько показательных примеров в книге явно это демонстрируют и тогда понимаешь не на словах, а на деле, что вера может творить чудеса, ну или кошмар, смотря какая вера.
Сколько раз я слышала в лекциях про силу веры, но меня не трогало, но в примере с детьми, когда ты видишь, что ребенок может стать КЕМ УГОДНО!! (и не надо пенять на его карту рождения и искать в ней недостатки!!!), это вызывает огромный трепет.
Об этих же самосбывающихся пророчествах, кстати, рассказывает и Киосаки. Когда он в своих школах для взрослых навешивал ярлыки на учеников - этот более способный, до этого будет долго доходить, то так оно и происходило. Потому что ОТНОШЕНИЕ в итоге было разным, а люди это подсознательно считывают и ведут себя соответствующе. Дааа, теперь мне уже не смешно от книг с названиями "Как вырастить ребенка миллионером")))