• Авторизация


С чего начинается Родина? 03-06-2013 16:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сего дня исполнилось 75 лет со дня образования Луганской области – с целью улучшения руководства народным хозяйством Донбасса Президиум Верховного Совета СССР принял 3 июня1938 года Указ о разделении Донецкой области на Сталинскую (современный Донецк с 1924-го по 1961-ый назывался Сталино) и Ворошиловградскую. С тех пор, об этом судьбоносном событии и последующими за ним изменениями было написано не мало, в том числе и в инете. Донбасс для Украины, всегда имел такое же колоссальное значение как и Сибирь для России — питать народ богатствами Земли, беречь чистоту его Души и закалять Волю для великих свершений!

[500x375]Однако, речь пойдёт ныне не о территориальных перетрубациях, которых было не мало в нашем крае (теперича это действительно край, в прямом и переносном смысле одновременно). Сего дня речь будет о людях, о земляках, о душе донбасской. И речь сия пойдёт о конкретном человеке и его жизни, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Звали его, по-нашому, Миша – Михаил Львович Матусовский, этот луганский москвич, более чем известен далеко за пределами того места, где он родился, известен как поэт-песенник незабываемых советских песен. Когда-то его песни звучали повсюду, и пели их все... – не пел их только тот, кто вообще никогда ничего ни пел. Эти песни стали, поистине, летописью целой эпохи, которые помнят, любят и поют до сих пор...
Да есть ли вообще человек не слыхавший песен Матусовского?
В чём же секрет такой огромной популярности упомянутого стихотворца-песенника Михаила Матусовского, и какие же это песни, – спросите вы?



Прежде всего, что приходит на память – это «Школьный вальс» Марии Пахоменко и «Была судьба» Любови Исаевой, «Баллада о солдате» Эдуарда Хиля и «На безымянной высоте» Юрия Гуляева, «Берёзовый сок» и «Вологда» белорусского ансамбля «Песняры», «Что так сердце растревожено» Муслима Магомаева и «Целую ночь соловей нам насвистывал» Людмилы Сенчиной, «Старый клён» Аллы Абдаловой и Льва Лещенко, «Ну почему ко мне ты равнодушна» Андрея Миронова и «Сиреневый туман» Владимира Маркина, «Чистые росы» трио «Меридиан» и «Это было недавно» Олега Анофриева, «Летите, голуби, летите…» и «Вместе весело шагать» Большого Детского хора Гостелерадио, «Подмосковные вечера» Владимира Трошина и «Московские окна» Иосифа Кобзона, «Вернулся я на родину» Рената Ибрагимова и, конечно же, самая проникновенная «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» Марка Бернеса.

На мой взгляд главный секрет широкой популярности Михаила Матусовского – во врождённой одарённости, и той душевной среде, в которой он вырос, – добросердечной и человеколюбивой луганской атмосфере, вообще свойственной особенно луганчанам. Именно это он ценил и хранил всю жизнь, и что таким ярким цветом проросло в его незабываемых стихах и песнях. Так, что Матусовский неотделим от Донбасса также, как и сам Донбасс неотделим от всего "Русского мира", впрочем, как и Донецкий кряж от Матушки-Сырой-Землицы.

Место рождения и детские годы

[500x300]В 1915 году в самом центре Луганска, в доме по улице Петербургской (ныне Ленинской) в семье фотографа Льва Моисеевича Матусовского родился сын Михаил. Отец мальчика был известным и уважаемым человеком в городе (впоследствии, лишенцем). Держал собственное ателье на главной улице Луганска (Петербургской). От клиентов не было отбоя – в альбомах старожилов до сих пор можно найти снимки, сделанные в фотоателье Льва Матусовского. Поэтому, в городе Луганске Матусовского-старшего в то время знали все. Ему доставляло удовольствие в перерывах между работой выходить на улицу, где каждый прохожий ему кланялся, снимая шляпу, интересовался делами, здоровьем его жены и детей. Даже будучи знаменитым на всю страну поэтом, Михаил Матусовский в Луганске был просто Мишей – сыном лучшего в городе фотографа.

Из автобиографии Матусовского: «Я родился на Донбассе, в Луганске. И нынче в этом городе сохранились живые свидетели и участники великих событий и огненных лет гражданской войны. И сегодня здесь можно встретить старых, седоголовых ветеранов, которые запросто называют Пархоменко Сашей, а Ворошилова – Климом. Всё в нашем городе жило этой немеркнущей славой. Ребятишками убегали мы далеко за город, на Острую Могилу, где, казалось, ещё совсем недавно отгремели залпы последних сражений. Тёплый ветер, пахнущий какими-то горькими травами и ещё неостывшим шлаком, дул здесь свободно, во всю ширь донецкой степи. Пойдёшь, бывало, бродить по этим холмам и курганам и обязательно отыщешь в траве какую-нибудь штуковину: военную пуговицу, или позеленевшую медную гильзу, или даже заржавленный осколок снаряда. Какое мальчишеское сердце не дрогнет, не замрёт при взгляде на обломки когда-то грозного, побывавшего в бою оружия. Всё было свежо ещё в памяти моих земляков: и героическая оборона самого Луганска и ставший теперь уже почти легендарным поход донецких шахтёров на Царицын…» Простые и искренние слова поэта «подсказывают», что многие его песни – «родом из детства».

И дух еврейского борща — вся родословная моя

Что предопределило судьбу поэта? Родился в обычном заштатном провинциальном городке, но в известной в городе семье. В семье – не роскошь, но достаток, любящие родители, друзья, учёба, прогулки по родному городу, и конечно, стихи. Их он начал сочинять ещё в детстве. А первое его стихотворение «Велопробег» было опубликовано в 1927 г. в «Луганской правде». Автору тогда едва исполнилось 12 лет.

Примерно в то же время Миша начал посещать юношеское объединение при писательской организации «Забой», куда хаживали его друзья – поэты: Юрий Черкасский, Микола Упеник, Лев Галкин...

Первым доброжелательным критиком стихов была его учительница Мария Семёновна Тодорова. В школе №13, где учился Миша, она преподавала русский язык и литературу. Известно, что в 11-летнем возрасте Михаил начать писать книгу со странноватым для юношеского возраста названием «О прожитом и пережитом». Но Мария Семёновна мудро и тактично посоветовала «сменить тему», а к мемуарам вернуться попозже... И Матусовский начал в стихах «рисовать» живые картинки из жизни, что уже тогда у него получалось очень даже неплохо. Матусовский признавался, что очень благодарен своей доброй и мудрой учительнице за то, что она заметила в нём талант и всячески поддерживала его стремление сочинять стихи. Мало кто знает, но именно ей посвящён «Школьный вальс», без которого не обходится ни один выпускной вечер.

Мама Михаила – Эсфирь Михайловна (в девичестве – Брукман), была домохозяйкой. Хорошо готовила рыбу – «фиш», национальное еврейское блюдо. Была женщиной по-житейски мудрой. Матусовский очень любил родителей, написал много стихотворений, им посвящённых. Но в то время, когда после окончания семилетней школы стал вопрос о дальнейшем образовании Миши, мама настояла на выборе всё же технической профессии: «У мальчика должно быть ремесло в руках!». И Миша поступил в техникум гражданского и промышленного строительства. Кстати, старший брат Михаила – Матвей (Моисей) стал инженером.

Кирпичный дом и дым жилья,
И запах мокрого белья,
И дух еврейского борща –
Вся родословная моя.

В «Семейном альбоме» он много и часто вспоминает родственников и знакомых, расстрелянных немцами в период оккупации Ворошиловграда (дядя Соломон, соседка Анна Моисеевна). Подробно описывает свою экскурсию в концлагерь "Заксенхаузен". Замечу, что в последствии еврейская тема мало занимала поэта. Он же был советским гражданином. Сам Матусовский, вспоминая в конце жизни (1990 г.) о ранении на фронте, ясно выразил своё отношение к пресловутой 5-ой графе в паспорте, сказав об этом так:

И когда горячий вал
Жаром обдавал кюветы,
Никого не волновал
Пятый пункт моей анкеты.

Луганский москвич

Окончив учиться в строительном техникуме, Михаил работает на заводе. Он продолжает писать стихи, которые публикуются в местных газетах и журналах. Помимо этого Матусовский выступает с чтением своих стихов на литературных вечерах.

Как-то раз Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков – они были с Михаилом Львовичем ровесники – приехали в Луганск выступать. И Миша им принёс какую-то свою замятую тетрадочку со стихами. И Женя Долматовский, который тоже 15-го года, как и Михаил Львович, и Ярослав, года на два постарше, ему сказали: «Ты должен немедленно ехать в Москву, в литературный институт». И он, оставив Луганск, поехал.

В 1935 году Михаил Матусовский стал студентом Литературного института имени Горького и познакомился с Маргаритой Алигер, Константином Симоновым. Они сохранили дружеские отношения на всю жизнь. Как писал о себе поэт, он приехал в Москву из Луганска «с чемоданом стихов, угрожая завалить столицу своей продукцией». И ему это удалось, но, правда, не сразу. (Видимо, таково предназначение сего стольного града – отделять "зёрна от плевел", но уж если примет и признает, – прославит на века!).

Наиболее крепкая дружба завязалась у Михаила Львовича с Симоновым. Уезжая на каникулы в свой любимый Луганск, Михаил частенько брал с собой и приятеля. Как признавался Симонов, ему было интересно побывать на родине друга, о которой он столько слышал и откуда Мише регулярно приходили небольшие, но полные разных лакомств посылки. "Было такое ощущение, – шутил Симонов, – что именно в Луганске, а не в Греции, есть всё..."

О своих поездках на Украину они потом рассказали в написанной в соавторстве книге «Луганчане». С особенным удовольствием Матусовский и Симонов вспоминали, как они, два московских франта, в клетчатых курточках и таких же кепках, «маршировали» по улочкам Луганска, а за ними хвостом бежала местная ребятня, считавшая их не иначе как иностранцами.

Тогда же в студенческие годы Миша Матусовский по просьбе слушателей одного из московских вузов написал к выпускному вечеру песню «Сиреневый туман». Автором музыки был его однокурсник по литинституту Ян Сашин. Спустя почти 50 лет эта песня прозвучала и получила широкую известность в исполнении Владимира Маркина. Певец, не зная настоящих авторов, считал, что этот городской романс – современное народное творчество. А услышал он песню от своих родителей, кстати, выпускников именно того вуза, для которого написал это произведение Матусовский.

Серая солдатская шинель

[330x360]В 1939 году Матусовский, закончив литинститут, поступает в аспирантуру. Там он изучает древнерусскую словесность и занимается исследованием поэтического стиля средневековой Руси под руководством Н.Гудзия. Но начало войны помешало Матусовскому защитить кандидатскую, тогда, в качестве исключения, защиту провели без диссертанта.
В годы войны Михаил Львович, как и другие поэты и писатели, работал фронтовым корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Сначала он попал на Западный фронт, который защищал Москву. Летом 1941 г. он был ранен. У поэта было плохое зрение, и поэтому на передовой случайно слишком близко подошёл к немцам. Его подстрелили, тяжело ранили в ногу. Миша лежал на ничейной полосе, и наши никак не могли его оттуда вытащить. Один санитар попробовал, но не дополз – убили. А второму удалось. После госпиталя он снова вернулся в строй. Однажды на боевые позиции к нему приехала жена Евгения Акимовна – даже в годы войны они умудрились быть рядом. Супруги вместе делали газету Северо-Западного фронта «За Родину!».
Фронтовые дороги его пролегали через Польшу в Германию. Он, конечно же, много писал о войне. И первая его песня «Вернулся я на родину», созданная вместе с композитором Марком Фрадкиным, прозвучала со сцены и по радио сразу после окончания Великой Отечественной. Жена Михаила Львовича рассказывала о его воспоминания, где отмечалось: «Когда я писал эту песню, я видел свой родной Ворошиловград улицу Заречную и мою маму...»

Мост между сердцами

Звёздный час настал для Михаила Матусовского в 1957 году, когда прозвучала песня «Подмосковные вечера», написанная вместе с композитором Василием Соловьёвым-Седым для документального фильма «Ко дню Спартакиады». Любопытно, что приёмная комиссия едва не «зарубила» эту песню, услышав в ней... буржуазные мотивы. К счастью, чиновники все же проявили снисходительность: мол, песня – однодневка, да и написана лишь для документального фильма о спорте. Им тогда и в голову не приходило, что это произведение станет своеобразной музыкальной визитной карточкой Советского Союза, затмив своей популярностью за рубежом даже легендарный романс «Очи чёрные».

Песня стала победителем на фестивале Молодёжи и студентов в Москве (1957). На конкурсе Чайковского её исполнил американский пианист Ван Клиберн и включил её в свой мировой репертуар. Она покорила своим звучанием на итальянском фестивале лучших песен мира, а с 1964 года стала главным позывным радио, с более чем символичным названием, «Маяк».

Как-то с группой советских литераторов они отдыхали в Венеции. И тут Михаил Матусовский увидел, как американские туристы садятся в гондолу. Он возьми да скажи: «Интересно, какие песни предпочитает слушать буржуазия?» А гондольер запел «Подмосковные вечера». Маргарита Алигер пишет, что Михаил был в полном смятении и сильно смущён от такого неожиданного разворота событий, хотя мнение автора по поводу своего детища он не скрывал: «Мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах (Михаил Матусовский с супругой был в числе первых советских туристов, принятых тамошним президентом Ф.Маркосом)».

Период активного творчества

[500x353]Во всём, что делал Матусовский, сквозила его душа. Он – человек, тонко чувствующий, с «оголённым нервом». Целую бурю эмоций он ухищрялся выразить простыми словами и всем понятным слогом. В 60-70-е Михаил Львович с упоением пишет стихи, поэмы, баллады. Он сотрудничает с известнейшими композиторами. Он чрезвычайно плодовит, сотрудничая с кинематографом. Всего 57 фильмов, больше чем у кого-либо в советском кино. Он пишет сценарии для документальных фильмов. В свет выходят его поэтические сборники и собрания сочинений.

Многие стихи и песни он посвятил родному Луганску. Когда Матусовскому предложили написать песню для телефильма «Дни Турбиных» (1976), снятому по роману Михаила Булгакова, появился «белогвардейский» романс «Белой акации гроздья душистые». Но мало кто знал, что запах акации ассоциировался у поэта с родным Луганском, с юностью, с чем-то светлым и, увы, невозвратимым...

В 1977-м заслуги Михаила Львовича оценило правительство – он становится лауреатом государственной премии СССР. Его пытаются выставлять напоказ, приглашают на форумы и заседания. Но даже сидя в президиумах, он старается занять место в последнем ряду. Он стесняется своей популярности и известности, любому официозу предпочитает простое человеческое общение.

Михаил Львович писал стихи везде(!) – на улице, в антрактах в театре и цирке. Кстати, цирк он ОБОЖАЛ! Одним из наших друзей был директор Большого театра. Он сказал: «Мишенька, пока я на посту, смотри спектакли». А Михаил Львович ответил: «Если бы ты был директором цирка, я бы к тебе ходил каждый день».

Как вспоминала Евгения Акимовна Матусовская: «Он говорил, что даже не хочет себя называть поэтом, это слишком большое, так сказать, название для специальности, для человека – поэт. Это пусть другие, говорил, назовут меня поэтом, я – литератор».

Поэтом Матусовского назвал народ. Назвал и полюбил. Полюбил за умение в толпе видеть человека, за умение сочувствовать и сопереживать. За талант быть простым и понятным. За стихи, греющие душу, и песни, которые хочется петь даже в одиночестве. Будучи чрезмерно сложным внутренне, он был близким и простым снаружи. Говорят, что даже в песне «С чего начинается Родина?» – «родина» он написал с маленькой буквы. Потому что родиной для него был его букварь, его сосед по лестничной площадке, его родной провинциальный город...

Миша любил Луганск. В «Семейном альбоме» зрелый уже человек и поэт напишет много добрых, тёплых слов о городе и своих земляках. Вспоминал он и довоенный, так переменившийся теперь Луганск: «Наискосок от школы, как раз на углу Полтавского переулка, в бывшем доме Стефановича помещался краеведческий музей. А перед входом в него была установлена каменная скифская баба». (Дом этот был разрушен во время войны).

Матусовкий никогда не стеснялся того, что он из провинции. Наоборот, даже гордился тем, что луганчанин и земляк великого Владимира Даля, создателя "Толкового словаря живого великорусского языка":

Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

Личные переживания и утраты

Однако семейную жизнь Михаила Львовича безмятежной назвать сложно. В 1945 году, когда у Матусовских родилась дочь Лена, врачи поставили неутешительный диагноз – врождённый порок сердца. Несмотря на недуг, девочка росла очень талантливой, писала стихи, а позже стала известным специалистом в области живописи. Ездила даже в Америку на стажировку. К сожалению, в 32-летнем возрасте Лена внезапно умерла от рака лёгких. Её мальчика Гошу Евгения Акимовна и Михаил Львович усыновили.

Матусовский тяжело перенёс утрату дочери. В последнее время он жил под Москвой в Красной Пахре, где поэта часто навещали друзья и соседи по даче: Константин Симонов, Эльдар Рязанов, Людмила Зыкина...

Что удивляет при прочтении «Семейного альбома»? Он уделил своей красавице-супруге лишь несколько строк(!). И это при том, что своей первой любви – девочке Аде из Луганска Матусовский не пожалел несколько страниц текста(!). В чём же дело? Поэт был женат единожды, и надо полагать, счастливо. Думаю, в этом тоже сказалась скромность Михаила Львовича. Не хотел выносить на публику свои чувства. Так что тайну встречи и знакомства с Евгенией он «оставил за кулисами».

Текстовые курьёзы

Вспоминаю, как один мой московский друг всё время удивлялся: «Сколько живу, не могу понять песенные строки, из всё той же, самой популярной советской песни» – говорил он, имея ввиду текст песни «Подмосковные вечера».

Что ж ты милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня?

Трудно высказать и не высказать
Всё, что на сердце у меня.

Кстати, этот куплет ныне частенько пропускают при исполнении песни.
Смотрим дальше, – там ещё интереснее:

А рассвет уже всё заметнее... (?!...)
Так, пожалуйста, будь добра, (?!...)
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера!

Ну, кто ещё так точно, красноречиво, ясно и кратко... может "высказать и не высказать..." свои чувства и переживания в личных взаимоотношениях, знакомых каждому, как родившийся и выросший на Донбассе?!

Или, вот ещё, по случаю, вспоминается одна радиопередача о том, как шутили советские поэты-песенники. Разбиралась песня «Вологда». Оказывается, по адресу, образно и конкретно описанному в тексте данной песни, находился венерологический диспансер. А теперь освежим в памяти текст этой песни, особенно следующие строки:

Вижу, вижу алые кисти рябин,
Вижу, вижу дом её номер один.
Вижу, вижу сад со скамьей у ворот,
Город, где судьба меня ждёт.

Если поставить строки из предыдущего припева дальше, то получается прям...

Что б ни случилось, я к милой приду
В Вологду-гду-гду-гду,
В Вологду-гду,
Сам я за ответом приду.

Вот, что написал песняр Владимир Николаев в истории создания песни: «После прямой трансляции из Колонного зала нашего исполнения «Вологды» (1975 г.) со всего Союза на телевидение и радио посыпались заявки, просьбы, требования: советский народ хотел слушать «Вологду-гду» практически беспрерывно. Песня про русский город стала своеобразной визитной карточкой белорусского коллектива! И с тех пор любой концерт «Песняров» без «Вологды» – не концерт...»

Вся "шЮтка" состоит в том, что в конце 1940-х годов, когда Михаил Матусовский писал вышеупомянутые строки, этого диспансера, там и в помине не было... И кто больше шутил? – Поэты-песенники или безцензурные радиожурналисты (передача была в конце 1990-х), – это вопрос.

Последние годы жизни

Живя в Москве, вернее, на даче в Подмосковье, Матусовский не забывает родной город. В 1975 г. он приезжает на встречу с одноклассниками: «Я снова шёл привычной дорогой в школу, мимо ж/д переезда, где давным-давно бабы торговали баранками с маком и самодельными разноцветными конфетами». Каждый приезд мэтра освещает газета «Луганская правда». Так было и в 1946 г., так было и в 1987 г., когда Михаил Львович прибыл на празднование Дня Победы. Тогда ему сообщили радостную новость о присвоении звания «Почётный гражданин города Ворошиловграда».

Вот незаезженные нашими знатоками творчества поэта Матусовского строки о природе родного края: «Спят звёзды на покатом небосводе, обозы спят, спят суслики в степи...». Или: «Давно укрыли зверобой и мята становищ тех остывшую золу. Здесь воин князя Игоря когда-то в траву случайно выронил стрелу». Удачными получились также стихотворения М.Матусовского: «Украинский календарь», «В музее Даля в Луганске», «Опять я был на родине в Донбассе...»

[500x358]В Москве сейчас живут внуки Михаила Матусовского. Они уважают и почитают творчество деда, детство и юность которого прошли на Донбассе.

«Я любуюсь родиной, не жалею слёз...», и вот это – правда, это чувство нежности, и чувство обожания… Я никогда не была в Луганске, но он так много рассказывал, что я видела эти акации; и, по-моему, это город, в котором были необыкновенно тёплые дружеские отношения... Это была как одна большая семья, так он мне рассказывал… Конечно это город, который был под №1 в его сердце, несмотря на дальнейшую жизнь, несмотря на Москву, был первым, потому что там и папа был, и мама. И опять же, мне кажется, люди потрясающие, которые прожили всю свою жизнь и сумели сохранить кое-что очень важное... Знаете, говорят «провинциальный город», но отношения там были не провинциальные, а настоящие, истинные», – вспоминает Ирина, дочь Матусовского.

Главное наследие Михаила Матусовского — песни, которые на фоне современных уродливых кричалок-пищалок выглядят как прекрасные и величественные «жар-птицы» среди стаи серых ворон. Это Песни, — живущие в вечности...

Михаила Львовича Матусовского не стало 16 июля 1990 года.

Эхо над миром…

[500x352]В Луганске на Красной площади у главного корпуса Луганского государственного института культуры и искусств (ЛГИКИ) 15 сентября 2007 г. был открыт памятник нашему земляку. В городе проходят международные чтения и песенные конкурсы, посвящённые поэту. В Музее истории и культуры города Луганска находится уникальная экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Михаила Матусовского. Все вещи поступили по дарственному завещанию жены Матусовского – Евгении Акимовны Матусовской. Она очень хотела, чтобы всё, что сохранилось в семье, и было для неё так дорого, попало именно в наш город. Евгения Акимовна говорила, что передаёт она всё с большой любовью, зная, что это будет дорого и для луганчан.

Совместно с луганчанами проходят презентации книг стихов и песен о родных местах Михаила Матусовского. Вообще, я думаю не ошибусь, сказав, что в Луганске помнят о своём прославленном земляке и поныне. И помнят, прежде всего, как хорошего человека(!).

У него есть строки, в которых вся его характеристика, – во время войны он прислал их своей будущей жене Евгении, написанные на фотографии (см. выше):

Среди тишины московской ночи
И вокзальной сутолоки дня
Не забудьте, я прошу вас очень,
Вспоминайте изредка меня.
Жил на этом белом свете
Полюбивший сразу и навек
Очень добрый, очень неуклюжий,
В сущности, хороший человек.

Вспоминая Матусовского, режиссёр Эльдар Рязанов сказал: «Когда задумаешься, оказывается, что большинство стихов для главных песен нашей жизни, написал Михаил Матусовский(!) – «Подмосковные вечера», «Московские окна», «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина?», «Школьный вальс», «Чёрное море моё»… Его песни будут петь ещё многие поколения. Они стали уже значимой частью нашей истории и символом России».

Михаил Матусовский являлся тем русским евреем, которые в большинстве своём составляли всю советскую интеллигенцию. В какой-то момент эта самая интеллигенция стала движущей силой русской нации в частности, и советского народа в целом. Подтверждение сказанному вы найдёте и в литературе, и в кино, и в музыке советского периода, посмотрев хотя бы на фамилии популярных в то время писателей, поэтов, композиторов, кинорежиссёров и актёров (это происходит и сейчас, хотя ныне они уже незримо, скрываясь за никами и псевдонимами, "руководят" из офисов своих банков – так потомки советской творческой элиты спонсируют и финансируют различные творческо-идеологические проекты, чтобы и дальше оставаться "у руля"). Особенно, это проявилось в песенно-авторском творчестве, которое, благодарю своёму магическому воздействию, настолько сильно вреза́лось в сознание и подсознание слушателей (хорошо продуманный, образный и организованно-рифмованный текст, да ещё и нараспев с искусно-мелодическим мотивом), что захватывало их целиком и полностью. Кто может не согласиться с этим, вспоминая творчество Леонида Утёсова, Иосифа Кобзона, Владимира Высоцкого или Андрея Макаревича, не говоря, уже о большинстве исполнителей современной популярной музыке (таковы, особенности этой нации – искать "непрямые" жизненные пути). Однако, у евреев есть одна из превосходных особенностей, настолько чутко и глубоко проникаться утончённо-душевными составляющими (основами – культурой, мировосприятием, менталитетом) того народа, в среде которого они появились на свет, и с которым живут бок о бок. Это мастерство они оттачивали веками, иначе бы просто не выжили среди других народов, и это необходимо понять и признать – зачем-то нам всем это было нужно(!).

Однако, светлые и добрые песни, видимо, как и брачные узы, "творятся на небесах..." – были бы помыслы чисты!!!

Её Величество Песня

Вот так происходит в нашем мире – автора нет в живых, а память о нём живёт. Она живёт и в песнях – и в наших душах, ибо то, что идёт от сердца, – в сердце и входит(!).

[500x280]Кто-то из законодателей вкусов безапелляционно определил, что поэты, известные прежде всего как авторы песен, могут претендовать лишь на место во втором ряду. Немного разрядило обстановку творчество создателей авторских песен, но не настолько, чтобы нелепое суждение вовсе исчезло. Мы можем с ним не считаться, а каково самим поэтам? По-моему, в оценке поэта может существовать лишь один критерий: хорошие стихи он пишет или плохие. Чтобы их положили на музыку, чтобы затем полюбили и запели, им надлежит быть очень хорошими.
Только большой мастер может постичь язык народа и на этом языке передать величественные образы и всем понятные переживания. И быть удивительно современным – быть со своим временем, со своим народом, со своей родиной...

Я песне отдал всё сполна
В ней жизнь моя, моя забота,
Ведь песня людям так нужна,
Как птице крылья для полёта.

/«С песней по жизни»/

Так в одном из стихотворений поэт-песенник М.Матусовский очертил значение песни лично для него и для своих читателей и слушателей. Михаил Львович плодотворно сотрудничал с разными композиторами: В.Баснером, В.Шаинским, А.Пахмутовой, Т.Хренниковым... Много песен написал для кино. Это – настоящие шедевры (не поворачивается язык назвать их шлягерами)! Матусовский – автор текстов более чем к двумстам песням!

Как же рождается песня? «Я не вправе говорить от всех поэтов, работающих в песенном жанре, но лично я предпочитаю способ в соответствии с древним изречением: «вначале было слово». Несколько раз я соглашался писать стихи на готовую музыку. Как правило, из этого ничего хорошего не получалось».

Какие же качества ценил Матусовский в песне? «Песня требует хрестоматийной простоты, соразмерности всех частей, органичности перехода запева в припев, полной естественности и непосредственности. В песне предпочтительнее даже некоторая наивность, нежели вычурная надуманность и тяжеловесность». Когда в песнях Матусовского мы находим уже известные нам приёмы и образы, испытываем, наверное, такую же радость, как при встрече с добрыми знакомыми. Он любит повторы. По убеждению автора, их любит сама песня: «Повторы усиливают и укрупняют слово, мысль». И хорошо, что у нас есть возможность глубже постичь его авторскую поэтическую манеру через богатое песенное наследие, при исполнениях одной и той же песни разными певцами.

О судьбе песни мэтр рассуждает так: «Вообще пути песни загадочны и неисповедимы. Я бы мог назвать десятки песен, которые писал с полной отдачей сил, а их почему-то не поют». Поначалу так было и с песней «Вологда», написанной М.Матусовским и Б. Мокроусовым для спектакля Малого театра «Белые облака». И только когда текст изменил В.Мулявин и исполнили «Песняры», она приобрела широкую популярность.

Михаил Матусовский гордился званием «поэт-песенник»: «Будь на то моя воля, я бы писал слово "песня" с большой буквы!».

С чего начинается Родина?

Великая Отечественная война в жизни Михаила Матусовского стала рубежом личностной переоценки ценностей и переосмысления жизненных приоритетов. Поэтому он написал много песен, посвящённых именно теме войны: «С чего начинается Родина?», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «На безымянной высоте»... Большая их часть создана в соавторстве с Исааком Дунаевским и Вениамином Баснером. Его песни звучали в кинофильмах «Испытания верности», «Тишина», «Щит и меч», «Блокада», «Неподдающиеся».

С добрым чувством говоря о всех исполнителях его песен, об одном поэт отзывался с восхищением. Когда была написана «С чего начинается Родина?» (музыка В.Баснера), «надо было найти такого актёра, который бы... стал одним из равноправных авторов». И таким равноправным автором стал Марк Бернес, чья самоотверженная работа над песней, а затем исполнение её и определили отношение к нему поэта.

«С чего начинается Родина?» воспринимается как лирический монолог каждого, кто вырос на нашей земле, откуда бы он ни был родом и к какому поколению ни принадлежал. Нужно было обладать мудростью философа, чуткостью психолога и мастерством художника, чтобы так лаконично и просто сказать о дорогом и памятном для всех.




С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца?

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс?..

С чего начинается Родина?..

Последняя строка – без ответа. Поэт словно даёт возможность каждому из нас продолжить необъятную тему чем-то своим, личным, достойным памяти.

А с чего начинается Родина для Тебя, читающего эти искренние строчки, которые красной нитью проходят через каждое сердце русского человека?..

Случайно ли 10 декабря 2010 года в Ледовом дворце в Петербурге на благотворительном концерте в поддержку детей с онкологическими и офтальмологическими заболеваниями Владимир Путин сыграл на рояле именно мелодию "С чего начинается Родина?"

Мелодия в песне, конечно же, важна – это украшение текста, мелизмы-виньетки, благодаря которым душа, оторвавшись от земного и воспарив между облаками и солнцем, дающим всему, – и душе, и телу жизнь, начинает петь. Но слова… – они западают в самое сердце, – именно по ярким, ясным и икренним строчкам мы запоминаем понравившиеся, и ставшие затем любимыми, наши песни.

Друг Михаила Львовича Эльдар Рязанов говорил: «Даже, если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему ещё при жизни можно было памятник ставить». Я бы сказал это как раз в отношении песни «С чего начинается Родина?» – она не столь популярна как "…вечера", однако она глубже, ибо обращается к самому сокровенному в человеке.

Переложение песни для шестиструнной гитары:




Музыкальная фантазия на тему песни «С чего начинается Родина?»:




Одно из проникновенных исполнений песни Павлом Кравецким:




Михаил Матусовский – певец «отчего дома»: с первой своей книги «Луганчане» до «Московских окон» и «Подмосковных вечеров»… И, наконец, «С чего начинается родина…» (опять-таки – через малую букву)!!!

Я советую школьным учителям и преподавателям музыки приобщать учащихся к песенной классике вообще, и к песням Михаила Матусовского в частности: это наша история, наша культура и наша литература; к тому же, обращаясь к наследию поэта, ребята получат возможность постичь и художественное дарование Матусовского, и высокий нравственный смысл каждой сложенной им песни.


«Пока живут на свете люди, встречающие ранние рассветы,
собирающие в поле цветы, влюбляющиеся и назначающие друг другу свидания,
склоняющиеся над колыбелью и отмечающие серебряные свадьбы,
— будут на земле существовать и песни».


Михаил Матусовский


Источники:
*Лица Луганщины: Михаил Матусовский
*Луганский москвич Михаил Матусовский
*Девять песен Михаила Матусовского
*Наше наследие – Михаил Матусовский
*Выдающиеся земляки родного края: М.Л.Матусовский
*История песен: «С чего начинается Родина?»
*Докфильм «Всё, что на сердце у меня» (1990)
*Подборка докфильмов канала Матусовский на YouTube
*Его Родина начиналась с Камброда… К 95-летию Михаила Матусовского
*Москва и Луганск: дорога, по которой мы идём вместе
*Навстречу 100-летнему юбилею Михаила Матусовского
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
СтасЪ 09-06-2013-15:40 удалить

И ПЕСНЬ, И РОДИНА — ОДНА!


Вот, что рассказывал о рождении песни «Вернулся я на родину» композитор Марк Фрадкин. «Как только окончилась война, я приехал в свой родной город Витебск и не узнал его: город лежал в развалинах, – рассказывал Марк Григорьевич. – Фашисты не успели разрушить только его центральную часть. Никто не ждал меня – родные погибли в оккупации. Походив по городу, я с тяжёлым чувством возвратился в Москву…»

В Москве композитор познакомился с поэтом Михаилом Матусовским, тоже совсем недавно вернувшимся с фронта, рассказал ему о впечатлениях, связанных с посещением родного города, и вскоре получил от него стихи, ставшие их первой совместной песней, нашедшей горячий отклик в сердцах многих из тех, кто вернулся с войны, и тех, кто ждал их возвращения все эти долгие четыре года.

ВЕРНУЛСЯ Я НА РОДИНУ

(слова М.Матусовского, музыка М.Фрадкина)

Вернулся я на родину, шумят берёзки встречные.
Я много лет без отпуска служил в чужом краю.
И вот иду, как в юности, я улицей Заречною
И нашей тихой улицы совсем не узнаю.

Здесь вырос сад над берегом с тенистыми дорожками.
Окраины застроились, завода не узнать.
В своей домашней кофточке, в косыночке горошками
Седая, долгожданная, меня встречает мать.

Здесь столько нами прожито, здесь столько троп исхожено,
Здесь столько испытали мы и радостей и гроз.
Пусть плакать в час свидания солдату не положено,
Но я любуюсь родиной и не скрываю слёз.

Вернулся я на родину. И у пруда под ивою
Ты ждёшь, как в годы дальние, прихода моего…
Была бы наша Родина богатой да счастливою,
А выше счастья Родины нет в мире ничего.

*Заречная – одна из улиц старого Луганска.
*Первый исполнителем этой песни был Леонид Утёсов.
*На одном из благотворительных вечеров её спел актёр Сергей Маховиков.

*Песня с видеохроникой послевоенного Луганска в исполнении Леонида Кострицы:

СтасЪ 09-06-2013-17:00 удалить

ЧИСТЫЕ РОСЫ РОДНОГО КРАЯ


Видеозарисовка на песню "Чистые росы" (М.Матусовский - В.Баснер), поёт А.Асадулин:

!!!Видеоряд здесь не луганский, но всё равно – Здорово!!!

Словно и впрямь я куда-то смотрю,
Тихо минуя песчаные плёсы.
И до сих пор моя память хранит
Чистые, чистые, чистые росы.

Мир как бы снова был нами открыт,
Было в нём всё удивительно ново.
И до сих пор моя память хранит
Каждое, каждое, каждое слово.

Всё я смотрел в этот миг на него,
Всё я смотрел и не мог насмотреться.
Ну, а для счастья нам нужно всего
Верное, верное. верное сердце.

Нужно, чтоб ранний мороз серебра
Не забелил твои милые косы.
Нужно, чтоб здесь нас встречали с утра
Чистые, чистые, чистые росы...


Михаил Львович 20 лет прожил в Луганске, а 55 – в Москве, но, тем не менее, через всю свою жизнь он пронёс любовь к родному городу над Луганью, ко всему родному краю, и эти чувства отразились в его поэзии.

Заведующая комнаты-музея Матусовского Алла Зельцева – человек, который досконально знает биографию выдающегося поэта, – как-то на одном из литературных вечеров, посвящённых поэту, она ответила на некоторые вопросы касающиеся Михаила Львовича:
- Считал ли Матусовский себя луганчанином?
- Конечно! Во многих его произведениях это проходит красной нитью. Он писал: «Любимый мой Луганск…», «Я – луганчанин».
- Что, по-вашему, Матусовский значит для луганчан?
- Это человек, который внёс огромный вклад в историю Луганска, области и страны. Он сам творил историю. Именно Матусовский с особой тщательностью, с тонкостью, до мельчайших особенностей описал родной Луганский край.
- Произведение «Белой акации гроздья душистые» посвящено Луганску?
- Конечно. Одесса считает, что эта песня посвящена ей, Киев считает, что посвящена ему, но мы то знаем, что эта песня была написана именно о Луганске! При Матусовском весь Каменный Брод (один из районов города, неподалёку от места жительства поэта) был засажен акацией. В 19 веке на Донбассе высадили множество акаций, родина которых Северная Америка, но несмотря на это акация очень хорошо у нас прижилась. И когда она цвела – запах просто пьянил... и именно он вдохновил Михаила Львовича на эту песню.

Луганскъ — это город белых акаций, родина Михаила Матусовского (видеозарисовка):

СтасЪ 07-10-2013-00:50 удалить

ПОСЛЕСЛОВИЕ


После написания этой статьи мною, по почте интернет-ресурса "YouTube", адресату "Matusovskiy" было отправлено нижеследующее письмо:


Благодарение

Низкий поклон вам и сердечное благодарение за материалы, собранные и размещённые на вашем канале.
Возможно вы имеете какую-то принадлежность к семье Матусовских, тогда вам будет интересна сия статья:
http://www.liveinternet.ru/users/5166214/post278926672/
Если у вас есть замечания, уточнения, дополнения и интересные детали — будут рад вашей информации.
БУДЬМО!
---------
СтасЪ

Спустя десять дней пришёл ответ. Однако, совершенно запамятав о "содеянном" обнаружил его только нынче...

[670x135]

Вот так вот, и живём... и поём..., вот только песни тепереча иные...


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник С чего начинается Родина? | СтасЪ - Традиция и Культура Бытия | Лента друзей СтасЪ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»