[320x212]Мы живём в безконечном океане звуков.
Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей. Это город — это его "голос".
Или... шум далёкой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то фабричные гудки... Это ореол города — пригород.
Воля, Родина, Благодать... звучит иначе. Это разнопёстрые голоса птиц, умиротворяющее стрекотание сверчка, шёпот шелестящих листьев, заговорное журчание ручья, сказочное (на яву!) жужжание шмеля, пробуждающее (из мира грёз и снов) петушиное кукареканье, заявительное мычание коров, щемящий душу перестук копыт скачущего всадника. Теперь (для многих людей) — это возможно встретить только в сказках, иногда, в нашем кино, прошлого века, или... в своих воспоминаниях...
Вся жизнь — это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем происходящее.
Однако, так ли безобидно то, что звучит вокруг нас? Ведь по-сути, большинство людей ныне живут в агрессивной звуковой среде. И особенно, от этого фона страдает молодёжь в целом, и подростки в частности. А ведь это наше будущее! Так чему же мы способствуем... своими действиями и, порою, бездействием, ибо агрессия внешняя порождает агрессию внутренню, которая опять же выливается во внешнюю среду. Круг замыкается. Каковы же основные причины проявления агрессивного поведения в переходном возрасте взросления?
[320x212]Подростковый возраст — один из наиболее трудных периодов жизни человека — формирования его сознания. Несмотря на относительную кратковременность (с 13 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является и её состав — полная, неполная, распавшаяся, — и нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Психологи приводят такую вот классификацию семей: 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; 2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений (подросток в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи); 3) с нездоровой нравственной атмосферой, где подростоку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Достаточно представить трепетную натуру подростка, только вступающего во взрослую жизнь, которого изумляет и потрясает каждое из тех многочисленных открытий, что он делает каждый день, чтобы понять, насколько данный возрастной этап чувствителен к субкультуре, какую представляют собой мир наркотиков и алкоголя. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.
[320x212]Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общей социальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, новые не созданы..., вернее созданы "индентичные заменители" ценностей и идеалов.
Влияние телевидение, неодократно упоминалось в подобных статьях, как одна из главных причин увеличения агрессивных проявлений в среде подрастающего поколения. Американский психолог Р.Кайл отмечает, что в США было проведено одно из самых убедительных исследований в этой области. Оно было посвящено изучению влияния просмотра телепередач в возрасте 8 лет на преступную деятельность в возрасте 30 лет. Полученные результаты показали, что 8-летние мальчики, подвергавшиеся большим дозам теленасилия во время просмотра телепередач, к 30 годам имели самые обширные криминальные досье. Это справедливо как для мужчин, так и для женщин, хотя общий уровень криминальной активности у женщин был намного ниже.
Эти данные корреляционные (т.е. с некоторой допустимой степенью точности), и потому здесь сложно делать какие-то выводы о причинах и следствиях. Однако экспериментальные исследования показывают, что просмотр теленасилия вызывает агрессию, поэтому разумно сделать вывод о том, что дети, регулярно наблюдающие насилие на телеэкране, прибегают к насилию при взаимодействии с другими. Разумеется, поток теленасилия — не единственная причина агрессии у детей. Но это существенный фактор в чрезвычайно сложном процессе, в который вовлечены также родители и сверстники.
[320x212]В подростковом возрасте у ребёнка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что обусловливает стремление изменения поведения и создаёт совершенно новую ситуацию личностного и психологического развития. Оно требует и порождает трансформацию всей системы отношений подростка — и к окружающим людям, и к самому себе. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростка особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Подростковый возраст — это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, непростые: «Какой я?», «Кем мне стать?» В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», — это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение.
Это, часто, агрессивное поведение укореняется, если в нём видят не просто норму, а образец для подражания — авторитетную социальную модель. Сегодня основной поставщик таких образцов — телевидение. Согласно статистике, средний американский ребёнок к моменту достижения подросткового возраста успевает увидеть на экране более 100 тыс. сцен насилия и примерно 20 тыс. убийств. По России данных пока нет, но вряд ли они принципиально иные. То, что домашний экран влияет на поведение людей в реальной жизни, несомненно. Известен, например, такой факт: между 1957 и 1974 гг. в Канаде вдвое увеличилось количество убийств. Именно в этот период там получило широкое распространение телевидение. А в Южно-Африканской Республике сходный всплеск тяжких преступлений наблюдается после 1975 г. — в тот год в стране началось телевещание.
[320x212]Наряду с телевидением, на проявление агрессивного поведения влияет и музыка. С тех самых пор, как появились исследования по физиологии мозга, наша наука постоянно обращает внимание на значение музыки для человека. Результаты этих исследований отчасти способны объяснить воздействие музыки на человека, а также тот факт, что в истории развития человечества не существовало такого общества, которое бы смогло обходиться без музыкальной "продукции" вообще. В своей статье «Зачем человеку музыка» германский терапевт Герман Рауе указывает на то, что для отдельных личностей значение музыки возросло. В музыке он видит средство, способное защитить от «расщепления» духа, души и тела, которое угрожает человеку настоящего в результате как внешних, так и идущих изнутри разрушительных процессов. С другой стороны, музыка, которую мы «потребляем» в наше свободное время; музыка, которую нам навязывают в качестве сопутствующего товара в каждом магазине; музыка, которую ежегодно закупают на многочисленных носителях, тратя при этом сотни миллионов рублей и долларов, чтобы поднять производительность на, до крайности рационализированных, рабочих местах в индустриальных комплексах или крупных офисах, — всю эту музыку Клаус Кернер в своей книге «Акустическое наводнение раздражителей» назвал опасной и разрушительной. Ведь, думать и творить божественное — можно только в тишине (в среде постоянных шумораздражителей сосредоточиться невозможно!).
И всё это потому, что звуки музыки оказывают сильное, порой труднообъяснимое воздействие на человека. Они способны вызвать у слушателя такие эмоции, пробудить которые не под силу ни одному из других искусств, кроме кино, музыка в котором является одной из главных, а может даже и главенствующих составляющих. Попробуйте выключить звук при трансляции телерекламы — это даже не немое кино... Это, просто, безсмысленный набор картинок.
Считается хорошим тоном (видимо, по "стандартам" западного менталитета) включать музыкальное сопровождение в телепередачах, документальных и художественных фильмах для более глубокого информационного воздействия. Зрителю не оставляют ни единого шанса содействующего творчеству при просмотре ТВ. Всё "нарисовано", и всё сказано. Даются только конкретные сознательные и подсознательные установки (диктовки) как следует жить. Продюссеры, те, кто заказывает эту продукцию, и те, кто производят её, ублажая своё эго "гениальными" креативными находками, — по сути, безответственные и безсовестные корысто-сребролюбцы.
Однако, вернёмся к музыке. Весь мир — это звучание.
...Нежный и обольстительный, яркий и матовый, светлый и тусклый, бархатный и колючий, мягкий и жёсткий… Все оттенки звука важны не сами по себе, они подчинены главному — выразительности музыки.
У нас (в России и СНГ) есть определённое особое отношение к искусству, которого нет на Западе. Я могу его сформулировать очень коротко. На Западе искусство и культура — это чаще всего дизайн. А в России — это сама жизнь (как всепоглощающее творчество!) между рождением и смертью.
[320x212]Самое поразительное определение центрального действия музыки мы находим
у римского писателя, филолога и изследователя песнопения, язычника Цензорина. Ещё в 238 году н.э. он писал: "Души людей — божественные, хотя против и кричит Эпикур, — природу свою познают через песни".
Почему мы нуждаемся в слушании...?
Музыка уносит нас из этого серого мира в иной, красочный и более нам приятный (желаемый). Более того, слушая нравящуюся нам музыку, мы на время создаём свой, собственный мир, и переносимся туда, отдыхая от пакостей повседневности душой и телом. Да, и телом, поскольку оно становится невесомым, и мы просто не чувствуем ни его, ни болячек, его терзающих. Болезни отступают. Боли нет. Иногда даже кажется, что магия звуков завораживает, и действует не только как "обезболивающее", но даже более, — и как лёгкий наркотик... Сегодня музыку применяют в основном в качестве "вызывателя" эмоциональных состояний: от агрессии и желания всё крушить до слезливой грусти и романтических воспоминаний. А ведь изначально песнопение использовалось как врата из
"мира дольнего" (материального) в
"мир горний" (духовный). Мы, слушая музыку, становимся естественными. Без масок и камуфляжа. Без наносного в характере. Иначе говоря, наша аура очищается, а, вместе с ней, очищается и душа. Музыка – это исповедь и покаяние. Музыка отражает нас, как личность. Приверженность к стилям, направлениям и музыкальным темам, могут рассказать больше о человеке, нежели его собственные слова. И мы можем узнать многое о гражданине или гражданке, заинтересовавшей нас, по тому, какую музыку он (она) любит...
Вот несколько слов из одной заметки (поста) в Живом Журнале (пишет женщина):
"Музыка.... Для меня уют — это когда дом наполнен звуками и запахами.
Потому, что дома — музыка создаёт пространство. Физически. И в нём хочется летать и жить.
В городе — это сложнее..., там в любом кафе на улице орёт ужасающая музыка так, что хочется поскорее оглохнуть...
...Недавно я встречалась с прекрасным во всех отношениях джентльменом. Но как только мы оказались у него в машине, он включил музыку. Не радио, — диск. Салон наполнился певицей Макsим... И я как-то сразу всё поняла. Поняла, что ничего общего с этим прекрасным мужчиной у меня нет, и быть не может..., кроме работы. Потому, что музыка отражает чувства, эмоции, глубину... И настанет момент, когда прорвёт, когда уже нельзя будет это скрывать..."
/Простые радости земли: о запахе, вкусе и музыке/
Возникает естественный вопрос — что же тогда слушать? Ведь, мир без звуков — это чёрно-белый мир глухонемой тишины (полной тишины).
Несомненно, звуки дают услышать само дыхание Жизни, как в нас самих, так и вокруг нас. И безусловно, народные песни, сотворённые и признанные самим народом, — есть наиболее лЮбые и дорогие сердцу напевы. Однако, и здесь нужно быть осторожным. В современном русскоязычном пространстве подлинные народные песни были практически уничтожены нерусскими (нерОдными нам) правителями и "деятелями" искусства, а за песни нашего народа выдаётся больное творчество периода (невольных) тёмных веков крепостного права, и периода промышленной капитализации России в конце 19 века (каторжные, тюремные, трактирные песни, даже цыганские — типа романсов...).
[320x212]Но, Люди Добрые! Подумайте, наш народ живёт на этой земле... — Северия, Асия и Венея (Европа), по признанию наших учёных, изследователей и археологов как минимум десятки тысяч лет(!), а музыке, исходящей из семитской Эллады, и полностью заменившей наше исконное звуковитие (звуколадие), всего около четырёхсот лет. Что(???) было до музыки (до музыкального строя), когда звучали наши божественные песни (гимны, славления, и возможно, раги), формирующие, отражающие и прославляющие всю нашу Жизнь (бытиё)? Когда прервалась эта родовая приемственность, уничтожившая связь с нашими родными устоями, с изначально общинно-родовой культурой и бытом, и превратившая нас в "иванов, непомнящих родства"? Может быть в этой потере и есть основная причина всех наших сегодняшних бед? Ведь, известно же, что речь возникла из необходимости песнопения (славы, хваления) божествам и организации благодатного пространства для жития. И, может быть, именно изначальный звуколад (с древним праязыком) есть наш родной (но утерянный) ключ к пробуждению родовой памяти и возрождению божественных индивидуальных качеств, и принципов целостного бытия на этом эволюционном этапе?...
Как же быть, и (извечный русский вопрос ) — что делать? Так как в современном мире потерян смысл существования, следует вернуться к тому временному периоду (учитывая территориальную неравномерность утраты родовой приемственности), когда смысл ещё был, и с этого события продолжать линию (нить) жизни(!).
И это, в первую очередь, касается песен. Ныне многие соотечественники чувствуют потребность к восстановлению связей с нашими разумными предками. Однако, не стоит обманывать себя возрождая народный быт в виде тяжёлого труда "крепостного мира", трёхсотлетней давности, и полуязыческой смеси "верований" в виде христианского православия. Начинать следует с некоторых сохранившихся народных и казачьих песен (и только в живом исполнении!), не подвержихся форматированию "книго-нотопечатания", и проникая всё глубже и глубже во время (а стало быть и в пространство!) божественного бытия нашего народа, пока не ощутите "незыблемую твердь" под своими ногами (только не перепутайте "твердь" с "болотной кочкой"...). Это трудный путь, ибо знакообразных записей (источников) — не сохранилось, носителей древней традиции песнопения — не существует (это ведь не боевые навыки...), "артефактов домузыкального песнопения" в виде носителей — не встречал. Есть только вспышки родовой памяти в сознании... и некоторые методы, которые сегодня называют эзотерическими... Однако, думаю, что восстановление звуковития (древней прамузыки) и звуколадия (домузыкальных строев) — возможно.
А пока, видимо, следует прислушаться к мудрому совету Омара Хайяма, написанного, как будто бы для нашего времени:
[320x212]
"В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь — хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей!"
СЛАВА РОДУ НАШЕМУ, БАТЮШКЕ!!!
[320x212]