• Авторизация


Что такое Новый год? 01-01-2017 02:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения babeta-liza Оригинальное сообщение

Что такое Новый год?


 Начало празднования Нового года следует искать в глубокой древности. Все языческие народы, ознаменовывали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и забавами. Египтяне праздновали воскрешение Озириса . Не было народа, который не считал бы Новый год, особенным праздником. Пляска и пиршества, следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображениями различных богов, ходили по городу, пели и танцевали под музыку. Греки, любившие веселость и удовольствия, переряжались и бегали толпами по домам, где их угощали, и все веселились. Женщины, более изобретательные в удовольствиях, наряжались в мужские платья, или, собравшись на вечера званые, занимались гаданием и пением песен. Римляне встречали Новый год с торжественною важностью: консулы и патриции, приходили в пышных одеждах в храм для принесения жертв. Первосвященник молил богов о ниспослании на народ новых милостей, и об отвращении от него всяких бедствий. По принесении жертв, все придавались забавам: пировали, танцевали и бегали переряженные в масках по улицам, за полночь В эти дни считалось бесстыдным вести между собою раздоры; все должны были примириться и прекратить все тяжбы. Патриции и богатые отпускали на волю своих рабов, а дети освобождались из под отцовской власти. Обычай поздравлять в Новый год перешел отсюда в Европу, и ныне он в числе праздничных дней.
Само значение года не определено на славянском языке. У русских, болгарских и вендских славян он называется одинаково годом. У вендов год значит собственно праздник, у поляков рок значит год и время неизбежное, судьбу или участь. У них глагол rokowac до сих пор означает догадываться, гадать по выводам или заключениям, потому что на Новый год производились гадания. Есть еще польское слово gody и означает оно пир. Некоторые исследователи считают, что qody был народный увеселительный праздник, как святки. Но ни по каким народным событиям не видно, чтобы qody когда-нибудь праздновался или образовался какой-нибудь праздник, и даже урочное веселье, как святки, которые у всех славян доселе составляют празднество. Другие стали производить год от qodzic - примирять, договариваться в цене. Но и это не установлено достоверно. Впоследствии, слово год было принято русскими, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени, лето же как часть его, а также после принятия христианство это слово обозначало Бог..(от Р. Х., god - Господь) 
Год ныне делится на 4 части времени: зиму, весну, лето и осень, но прежде наши предки разделяли его на зимнее и летнее время. 
На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на Новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время

Вот каким был календарь у русских христиан до 1700 года. Месяц Генварь по счёту аж 5-й.

[показать]

Все  древнейшие культуры отмечали Новый год в ночь с 21 на 22 декабря по современному календарю. Древние славяне отмечали в эту самую длинную ночь праздником под названием РОЗДЗДВО. 

Наши предки считали, что ночью 21 декабря вся Вселенная гибнет, поглощается тьмой или драконом.

[показать]


Гибнет все, даже солнце, звезды и боги. И может наступить конец света. Боялись, что солнце утром может и не взойти.

[показать]

Поэтому всю ночь жглись лучины, свечи, лампадки. Их должно было быть 120 - по числу богов. Во всех древних религиях младших богов, или сил, управляющих Вселенной (в христианстве - Архангелов) было 120. Каждая из 120 лучинок (или лампадок) должна была помочь одному из 120 богов возродиться или родиться заново. При этом загадывалось большое количество желаний - чтобы во вновь сотворенной Вселенной они были исполненными, обязательно имели место. Загадывали желания, жгли огни до рассвета.


Когда восходило солнце, радовались. Взошло новое солнце! Родилась новая Вселенная! Желания будут исполнены! Пили хмельные напитки и предавались танцам и веселью. 

[показать]

[показать]  [показать]

Эту ночь отмечают и все индийские религии, и тибетские, где она имеет примерно такое же значение. Эту ночь отмечают и кельты. У кельтов в эту ночь рождается бог природы, умерший на Хэллоуин.

У первых христиан Рождество Иисуса Христа падало также на эту ночь и современная дата католического рождества не сильно отстает от нее по времени (всего на три дня). Даже мусульмане в арабских странах (сильнее всего в Иране) в эту ночь не спят, загадывают желания и накрывают фруктовый стол, где главным блюдом является арбуз. Таким образом, Новый год с 21 на 22 декабря - действительно Вселенский праздник, отмечаемый всеми религиями, традициями и культурами.

 Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, но почти все христианские праздники возникли на месте старых языческих. Образовалась своеобразная амальгама двух вер, официальной христианской и народной языческой, и народная, не смотря на тщательные попытки ее искоренения, продолжала жить и живет по сей день
История современного Нового Года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. 
Во Франции новолетие считали до 755 года. С 25 декабря, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке. В России, со времени введения Христианства исполняя обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дня св. Пасхи. 
В 14 веке наши предки стали отмечать новый год по православному церковному календарю и почти 200 лет праздновали его приход 1 сентября. В Древней Руси это был День Симеона Летопроводца, или Семенов день, как его стали называть позднее. 1 сентября собирался оброк, подати, вершился личный суд. Царь Иван III всем жалобщикам велел являться в Москву на судный срок именно 1 сентября, а царь Иван IV в день Симеона Летопроводца определил срочный оброк.
В Успенском и Благовещенском соборах московского Кремля проходили праздничные службы, - крестный ход, чтение Евангелия и Апостола, освящение воды, омовение икон. В церемонии участвовали патриарх и царь, приглашались бояре и воеводы, думные дворяне и дьяки. Иностранные послы преподносили различные заморские дары. Чаще всего это были часы, - большая редкость на Руси в те времена. В первый день Нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, - пироги, калачи, пряники, а также одежду.
В царских палатах Московского Кремля устраивался праздничный пир, который, по традиции, открывал приготовленный целиком жареный лебедь. На стол, как предписывал "Домострой", подавались также говядина и свинина, утки и куры, стерлядь и лососина. Языки, потроха лебяжьи, цапель, журавлей и уток, а также "заицы сковородные, заицы в репе, заицы рассольные" и другие, не менее вкусные продукты, радовали своим разнообразием приглашенных. Обязательными блюдами на столе были кутья, взвар, блины, толокно и кисель. Традиционно подавалось большое количество разнообразных пирогов и пирожков, а также блины, оладьи, хворосты и караваи. Среди напитков наиболее популярными были мед, ягодный морс, квас и настоянная на различных травах водка.

Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. 
Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведён был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. 

[показать]

Царь Пётр Великий, изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. 


[показать]



В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.

 
Наш календарь — или, как мы говорим, Коляды Даръ — был запрещен Петром Первым. В Лето 7208 (1699) он издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввёл западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря (Новолетие) со Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату — 1700 год.
Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Западной Европы. 
В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".  
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. 
[показать]
Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". 
В знак того доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было: 
"по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. 
[показать]
А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. 


[показать]
А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же". 
[показать]

[показать]
Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной...

Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале.
Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, - многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы Альфред Нобель и его брат Людвиг - шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
 
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса "Мировое обозрение". Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
 
 
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". В нем говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
 
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться "поповским" обычаем.
 
[показать]Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 -1940; советский, партийный деятель, репрессирован) "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!".
Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня
 
С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее
 
[показать]. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье».
 
 
В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. В современной России с тех пор мало что изменилось
 
 
 
Самая популярная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» также появилась на свет еще в царской России – с легкой руки Раисы Кудашевой. Стихотворение было опубликовано в журнале «Малютка» в 1903 году, а музыку к нему написал композитор Леонид Бекман.

 
Канун Нового года известен во всей России под именем Васильева вечера, в который провожают старый год с возможным весельем, чтобы новый год был счастливым.
 
 Несмотря на более века борьбы старины с новизною не везде и не совсем истребились прежние суеверия язычества. 
 Новый год сохранился как праздник, сохранился и обычай детского празднования Елки. Возможно, именно с этого времени в России Новый год считается самым веселым, долгожданным и радостным праздником.
 
С исторической же точки зрения, праздник Нового года дошел до нас в обезжизненном “элементарном” виде. Некогда он был единым великим действом, в котором торжественные шествия, ношения священных символов, трапезы, песни, игры, хороводы, гадания, магические действия были сплавлены в одну мистерию, в которой человек вместе с миром переживал его стихийный катаклизм, заканчивал один и начинал другой цикл жизни в природе.
Каждый Новый год мы, люди, живущие в России почему то сверяем с Восточным календарем.Приучили нас к восточным гороскопам, а мы и рады склоняем и множим это на все лады, а о своих корнях и не вспоминаем.
В соответствии со славянским календарём, составленным на основе тотемного годослова - гороскопа животных, 2017 год будет годом Крадущегося Лиса.
Введение Лиса в славянский гороскоп говорит о том, что к данному животному наши далёкие предки относились с величайшим почтением за ловкость и сообразительность, но и с некоторой настороженностью вследствие коварства и изменчивости. Поэтому, соединив воедино все качества сего зверя и добавив к ним яркую красно-рыжую палитру оттенков Лиса, древние славяне сотворили двоякий символ. Он стал отображением страшной стихии - разрушающей, но и одновременно созидающей - олицетворением Огня.
Славянский календарь, в отличии от восточного календаря, состоит не из 12-ти, а из 16-ти лет. Да и сам год начинается не в январе, а в марте 22 числа, заканчивается же год перед святками 15 - 16 марта.
 
Любое исчисление имеет точку отсчёта от какого-либо значимого события. Например, сейчас 2016 год от Рождества Христова. Разумеется, точка отсчёта была и у нашего календаря, отменённого Петром.
Отсчёт начинался от лета (года), именуемого "Звёздный Храм", в которое наши предки одержали великую победу над Аримией, страной Дракона (нынешний Китай), завершили длительную и кровопролитную войну и заключили - сотворили мир. Очевидно, что это событие было настолько важным и знаковым, что 7208 лет, вплоть до правления Петра I, Русь жила под знаком Календаря, начинающего свой отсчёт от Сотворения Мира в Лето Звёздного Храма, по которому на данный момент идёт 7525 Лето (в 2017 году - 7526 Лето).
Символом этой победы стал русский воин, пронзающий копьём змея, известный в настоящее время как Георгий Победоносец. Смысл этого символа никогда не объяснялся в "официальной" истории. Древние фрески и гравюры изображают белого витязя на коне, поражающего копьём Дракона (символ Китая - Аримии). Позже Дракон был заменён на абстрактного Змия, а Витязь-Арий, который на Руси именовался как Юрий, получил имя Георгия, христианского святого великомученика Георгия Победоносца.
 
Кому интересно может  более подробно почитать про славянский гороскоп в моем посте http://www.liveinternet.ru/users/babeta-liza/post381974082/
 
Ссылки:
http://luckyfamilyman.ru/istoriya-vozniknoveniya-prazdnika-novyj-god.html
http://luckyfamilyman.ru/istoriya-vozniknoveniya-prazdnika-novyj-god.html
http://www.liveinternet.ru/users/bahera/post305701878/
http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post40243804
Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1.. 1837. М
http://win-bit.ru/2016/02/08/s-novym-godom
 
 
 


 


 


 

Серия сообщений "Новогодние праздники":
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Что такое Новый год? | Vadimovi4 - Дневник Vadimovi4 | Лента друзей Vadimovi4 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»