Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение Андре Жоливе - Концерт
[202x277]
Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей.
А. Жоливе
Французский композитор А. Жоливе говорил, что стремится "быть настоящим универсальным человеком, человеком космоса". Он относился к музыке как к волшебной силе, магически воздействующей на людей. Для усиления такого воздействия Жоливе постоянно искал необычные тембровые сочетания. Это могли быть экзотические лады и ритмы народов Африки, Азии и Океании, сонорные эффекты (когда звучание воздействует своей краской без четкого различения отдельных тонов) и другие приемы.
Андрэ Жоливе - Концерт для фортепиано с оркестром, солист Pascal Gallet
André Jolivet - Piano concerto I. Allegro deciso
Piano concerto II. Senza rigore
Piano concerto III. Allegro frenètico
Имя Жоливе появилось на музыкальном горизонте в середине 30-х гг., когда он выступил как член группы "Молодая Франция" (1936), куда входили также О. Мессиан, И. Бодрие и Д. Лесюр. Эти композиторы призывали к созданию "живой музыки", преисполненной "душевного тепла", они мечтали о "новом гуманизме" и "новом романтизме" (что было своеобразной реакцией на увлечение конструктивизмом в 20-е гг.). В 1939 г. сообщество распалось, и каждый из его участников пошел своим путем, сохраняя верность идеалам молодости. Жоливе родился в музыкальной семье (его мать была хорошая пианистка). Учился основам композиции у П. Ле Флема, а затем - инструментовке у Э. Вареза (1929-33). От Вареза, родоначальника сонорной и электронной музыки, во многом и пошла склонность Жоливе к красочным звуковым экспериментам. В начале своего композиторского пути Жоливе находился во власти идеи "познать сущность "заклинательной магии" музыки". Так возник цикл фортепианных пьес "Мана" (1935). Слово "мана" на одном из африканских языков означает таинственную силу, живущую в вещах. Эту линию продолжили "Заклинания" для флейты solo, "Ритуальные танцы" для оркестра, "Симфония танцев и Дельфийская сюита" для духовых, волн Мартено, арфы и ударных. Жоливе часто использовал волны Мартено - изобретенный в 20-е гг. электромузыкальный инструмент, издающий плавные, словно неземные звуки.
Многие французские композиторы (К. Дебюсси, А. Руссель, О. Мессиан) обращали взоры к экзотическим культурам. Но вряд ли кто может сравниться с Жоливе в постоянстве этого интереса, его вполне можно назвать "Гогеном в музыке".
К. Зенкин
Андре Жоливе 1905 .... 1974