"Самой красивой на свете из всех красавиц" считал ее летописец Жан Шартье. Оливье де Ла Марш признавался: "Она самая прекрасная женщина, которую я когда-либо видел", - и даже римский папа Пий II не мог удержаться от упоминания, что "у нее самое красивое лицо, которое можно увидеть".
Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой, благодетельницей несчастных и обездоленных и, наконец, примером трагической жертвенной любви.
Звали ее Агнесса Сорель.
[503x700]
[400x400]
[448x482]
История деликатно умалчивает, внимания скольких господ удостоилась прекрасная фрейлина до самой главной ее встречи – с французским королем Карлом VII, но это и не важно. Важно то, что к двадцати двум годам, несмотря на придворную жизнь, она сохранила безупречную репутацию.
Подобно пугливой газели, она сначала избегала и короля, но очарованный Карл был настойчив. Чтобы подчеркнуть, что это не мимолетное увлечение, он совершил беспрецедентный поступок, провозгласив ее официальной королевской фавориткой. Отныне ей должны были прислуживать, как принцессе, и она могла носить самый длинный – после королевы – шлейф.
Перед фиалковой нежностью Агнессы меркло даже солнце, утверждали придворные льстецы. Они же отмечали, что, даже "вступив в должность", фаворитка вела себя скромно и сдержанно, и так же сдержан был в выражении своих чувств на публике влюбленный до безумия король, который "не мог и часа провести без нее - ни за столом, ни во время заседаний, ни в постели…"
[449x700]
[493x700]
[250x325]
Жизнь королевского двора отныне проходила под знаком красоты. Агнесса любила легкие, струящиеся зелено-голубые одежды – и вслед за ней их надел весь двор. Природная скромность не мешала Прекрасной Агнессе придумать откровенное – если не сказать больше – декольте: одна грудь открыта, вторая "стыдливо", но неплотно прикрыта. Она носила это с такой невинной грацией, без тени вызова, что даже моралисты прикусили языки. Злобно шипели только дамы, чьи формы не позволяли им подражать красавице. Но большинство все-таки подражали, к великому неудовольствию ретроградов.
Ее обожали поэты – она понимала поэзию и сама переписывала любимые книги. Ее обожали художники – и придавали ее черты образу Мадонны…
Она была рождена, чтобы любить и быть любимой, и совершенно искреннее огорчение у нее вызвал холодный прием парижан, наслышанных о "бесстыдстве" фаворитки. Тогда она устроила публичное покаяние в грехах – по всем правилам современного пиара, явившись народу смиренной и печальной, но не забыв про декольте. Шоу так понравилось парижанам, что они от всего сердца полюбили прекрасную Агнессу, а на следующий день парижанки, к ужасу духовенства, открыли грудь "a la Agnesse"…
Но сердце этой женщины было еще прекраснее, чем ее лицо. Когда она узнала о глубокой нищете, царящей в королевстве (Франция изнывала на исходе Столетней войны), она стала жертвовать бедным огромные суммы, помогать больным и калекам. Поняв, что даже ее беспримерная щедрость не может исправить всего зла в разоряемой врагами стране, она тонко, по-женски изящно заставила слабого безвольного короля вспомнить о своих обязанностях.
[408x600]
[256x300]
[652x284]
Ничто не могло остановить Прекрасную Агнессу той промозглой ночью, когда она мчалась в ставку короля, чтобы предупредить его о заговоре, - ни скверная погода, ни последний месяц беременности. Она успела расстроить планы заговорщиков, и они не простили ей этого.
За преждевременными родами последовали странные осложнения, прямо указывавшие на отравление. Безумно страдая, Прекрасная Агнесса исповедовалась в грехах и диктовала секретарю свои посмертные распоряжения – все свое имущество она отдавала на благотворительные цели и выплаты слугам.
Она умерла в январе 1449 года, не дожив до двадцати семи лет. А в это время на другом конце мира, в Японии, поэт Мацуо Онэмото выводил тушью строки:
Заплатила дань земному
И затихла
Светлая вода.
[366x488]