[607x700]
ПАЛЬМОВЫМИ СВЕЧАМИ именовались свечи, изготовленные из пальмового масла. Затем появились свечи более совершенные, горящие ровно и почти без копоти, сделанные из различных природных или химических составов – спермацетовые, парафиновые и дошедшие до наших дней стеариновые. КАЛЕТОВСКАЯ СВЕЧА, упоминаемая в рассказе Л. Толстого «Два гусара», – стеариновая свеча высшего качества, по имени свечного фабриканта Калета.
[350x421]
Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.
[450x630]
Вплоть до 18-го века подсвечники и канделябры отливали и чеканили из серебра, и только в 18-м веке их стали делать из черных металлов. Более того, началась целая эпоха декоративной ковки из черных металлов и литой бронзы. Цена кованых подсвечников нового формата значительно отличалась от стоимости серебряных изделий, а потому демократичные, но не менее красивые подсвечники и канделябры стали использоваться не только в обиходе граждан небольшого достатка, но и для освещения улиц, площадей и залов.
[500x489]
В середине XIX века стали очень популярны осветительные приборы каслинского литья – причем над эскизами работали известные скульпторы (М.Д. Канаев канделябр «Цыганка-маляр», Р.Р. Бах подсвечник «Медведь на дереве», Н.Р. Бах канделябр «В память франко-русского союза», П.Э. Линд подсвечник «Сирена», Е.Е. Баумгартен канделябр с драконами, М.П. Диллон канделябр «Флора»). Чтобы увеличить количество света, к подсвечнику приделывали отражатель (отполированный металл, зеркало) или просто прикрепляли его около зеркала, а также украшали подвесками из горного или искусственного хрусталя (его изобрели еще в XVII веке) – блестящие грани просто ослепляли непривыкших к такой яркой роскоши современников.
[521x650]
И конечно, подсвечник менялся вместе с требованиями моды. В XVIII веке его облик был еще довольно скромен: стержень подсвечника часто представлял собой резную балясину, иногда чем-то украшенную, или же подсвечник копировал древнюю форму масляного светильника – в виде ладьи, только внутри нее уже крепилась профитка для свечи. Барочные подсвечники стали более причудливыми, украшенные цветами и листьями, классицистические – строгими: основание могло быть в виде древнегреческой колонны, девушки в античной тоге, держащей факел, в форме треножника. Словом, внешний вид подсвечника легко приспосабливалась под любой стиль – ампир, рококо, модерн.
[460x700]
Кстати, рядом с подсвечником всегда держали еще несколько необходимых предметов: огниво, фитильные ножницы и гасильник (к примеру, в виде колпачка). Восковые свечи устанавливали в специальные цилиндры с пружинами: сгорая, свеча двигалась вверх, пламя оставалось на том же уровне, а воск не оплывал. А для того чтобы быстро зажечь все свечи на люстре или высоком торшере, использовали специальный шнур, которым оплетали все фитили, и затем поджигали.
[471x700]
[652x700]
[538x700]
[500x700]
[570x700]
[423x500]
[500x552]
[500x498]
[500x650]
[500x495]
[598x700]
[563x700]