• Авторизация


Освещение 19-го века. Бронзовые подсвечники. 16-04-2015 17:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сложно обстояло дело с освещением. В крестьянских избах исстари для этого служила ЛУЧИНА – длинная щепа, укрепленная в СВЕТЦЕ – примитивной подставке с железными рожками кверху. За горящей лучиной приходилось непрерывно следить, заменять сгоревшую новой, для чего нужен был их запас.  На юге и западе России распространен был КАГАНЕЦ – черепок или блюдце, наполненные салом или жиром, с фитилем, то же, что ПЛОШКА.  О каганце в «Сорочинской ярмарке» Гоголь говорит, что это обыкновенная малороссийская светильня, состоящая из разбитого черепка, налитого бараньим жиром. 
        В домах побогаче светили свечами – ВОСКОВЫМИ (из пчелиного воска) и САЛЬНЫМИ. Восковые свечи горели ярче и стоили дороже, их можно было видеть чаще всего в домах аристократов, например у князя Василия и старика Болконского в «Войне и мире». В повести «Два гусара» Л. Толстой пишет «о ярком и мягком освещении восковых свеч ». В основном же восковые свечи использовались в церковном обиходе, где сальные были запрещены. 



[450x630]

 Три свечи на стол никогда не ставили из суеверия – к покойнику. Крупные, тяжелые подсвечники назывались ШАНДАЛАМИ. В комнате Лизы («Пиковая дама» Пушкина) «сальная свеча темно горела в медном шандале ». Большой фигурный подсвечник для нескольких свеч назывался ЖИРАНДОЛЬ. 
        Сальные свечи немилосердно коптили; нагар, то есть обгоревший кончик фитиля, снимали особыми щипцами и клали в лоточек. «СНЯТЬ СО СВЕЧИ» означало удалить нагар. Гасили свечи ГАСИЛЬНИКОМ – колпачком на ручке, накрывающим фитиль. Фитиль иногда называли СВЕТИЛЬНЕЙ. 

[607x700]

 ПАЛЬМОВЫМИ СВЕЧАМИ именовались свечи, изготовленные из пальмового масла. Затем появились свечи более совершенные, горящие ровно и почти без копоти, сделанные из различных природных или химических составов – спермацетовые, парафиновые и дошедшие до наших дней стеариновые. КАЛЕТОВСКАЯ СВЕЧА, упоминаемая в рассказе Л. Толстого «Два гусара», – стеариновая свеча высшего качества, по имени свечного фабриканта Калета. 
[350x421]

Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.
[450x630]

Вплоть до 18-го века подсвечники и канделябры отливали и чеканили из серебра, и только в 18-м веке их стали делать из черных металлов. Более того, началась целая эпоха декоративной ковки из черных металлов и литой бронзы. Цена кованых подсвечников нового формата значительно отличалась от стоимости серебряных изделий, а потому демократичные, но не менее красивые подсвечники и канделябры стали использоваться не только в обиходе граждан небольшого достатка, но и для освещения улиц, площадей и залов. 
[500x489]

 В середине XIX века стали очень популярны осветительные приборы каслинского литья – причем над эскизами работали известные скульпторы (М.Д. Канаев канделябр «Цыганка-маляр», Р.Р. Бах подсвечник «Медведь на дереве», Н.Р. Бах канделябр «В память франко-русского союза», П.Э. Линд подсвечник «Сирена», Е.Е. Баумгартен канделябр с драконами, М.П. Диллон канделябр «Флора»). Чтобы увеличить количество света, к подсвечнику приделывали отражатель (отполированный металл, зеркало) или просто прикрепляли его около зеркала, а также украшали подвесками из горного или искусственного хрусталя (его изобрели еще в XVII веке) – блестящие грани просто ослепляли непривыкших к такой яркой роскоши современников. 
[521x650]

И конечно, подсвечник менялся вместе с требованиями моды. В XVIII веке его облик был еще довольно скромен: стержень подсвечника часто представлял собой резную балясину, иногда чем-то украшенную, или же подсвечник копировал древнюю форму масляного  светильника – в виде ладьи, только внутри нее уже крепилась профитка для свечи. Барочные подсвечники стали более причудливыми, украшенные цветами и листьями, классицистические – строгими: основание могло быть в виде древнегреческой колонны,  девушки в античной тоге, держащей факел, в форме треножника. Словом, внешний вид подсвечника легко приспосабливалась под любой стиль – ампир, рококо, модерн. 
[460x700]

Кстати, рядом с подсвечником всегда держали еще несколько необходимых предметов: огниво, фитильные ножницы и гасильник (к примеру, в виде колпачка). Восковые свечи устанавливали в специальные цилиндры с пружинами: сгорая, свеча двигалась вверх, пламя оставалось на том же уровне, а воск не оплывал. А для того чтобы быстро зажечь все свечи на люстре или высоком торшере, использовали специальный шнур, которым оплетали все фитили, и затем поджигали.  
[471x700]


[652x700]


[538x700]


[500x700]


[570x700]


[423x500]


[500x552]


[500x498]


[500x650]

[500x495]


[598x700]


[563x700]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
R-Oksana 17-04-2015-09:49 удалить
Красивые!Спасибо,Олечка!
илюс 18-04-2015-13:00 удалить
Ответ на комментарий R-Oksana # Привет, Оксаночка! Хорошего дня!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Освещение 19-го века. Бронзовые подсвечники. | илюс - Дневник илюс | Лента друзей илюс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»