Классическая музыка в современной обработке... Хорошо известное старое в новом обличие. Невольно возникает ассоциация с птицей Феникс, постоянно возрождающейся в свежих и ярких красках... А почему нет? Классика тоже бессмертна...
В 2002 году по биографии Владислава Шпильмана был снят фильм «Пианист», рассказывающий о его жизни в немецком плену. В основе фильма лежат реальные события, в числе которых и то, что музыка Шопена спасла пианисту жизнь. В фильме Шпильман как раз исполняет Ноктюрн № 20.
Ф Шопена называют поэтом и душой фортепиано.
И не удивительно, ведь все свое творчество, за исключением нескольких произведений для других инструментов, голоса и оркестра, он посвятил именно ему. Весомое место в его наследии занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие - все они очень любимы в музыкальном мире.
Мы привыкли слышать эти пьесы в фортепианном звучании, но в последнее время большую популярность набирает их исполнение в переложении для других инструментов.е раскрывается с другой, дотоле невиданной стороны.
В XIX столетии ноктюрны считались самыми популярными произведениями Ф. Шопена. Почему современники отдавали предпочтение именно им, догадаться совсем не сложно. В них сконцентрировалось то главное, что было свойственно романтической эстетике - глубоко личное, субъективно-лирическое, интимное переживание, которое целиком и полностью захватило сознание художника новой эпохи. В них проявился и новейший камерный пианизм и салонное изящество, ставшие своеобразным противовесом виртуозной фортепианной музыке того времени.
Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн.
1. 0:06 Op. 9, No. 1 in B flat minor. Larghetto
2. 5:53 Op. 9, No. 2 in E flat major. Andante
3. 10:29 Op. 9, No. 3 in B major. Allegretto
4. 17:09 Op. 15, No. 1 in F major. Andante cantabile
5. 22:07 Op. 15, No. 2 in F sharp major. Larghetto
6. 25:43 Op. 15, No. 3 in G minor. Lento
7. 30:53 Op. 27, No. 1 in C sharp minor. Larghetto
8. 36:32 Op. 27, No. 2 in D flat major. Lento sostenuto
9. 42:27 Op. 32, No. 1 in B major. Andante sostenuto
10. 47:27 Op. 32, No. 2 in A flat major. Lento
11. 53:01 Op. 37, No. 1 in G minor. Lento
12. 59:51 Op. 37, No. 2 in G major. Andante
13. 1:06:17 Op. 48, No. 1 in C minor. Lento
14. 1:12:25 Op. 48, No. 2 in F sharp minor. Andantino
15. 1:20:11 Op. 55, No. 1 in F minor. Andante
16. 1:25:36 Op. 55, No. 2 in E flat major. Lento sostenuto
17. 1:31:19 Op. 62, No. 1 in B major. Andante
18. 1:38:51 Op. 62, No. 2 in E major. Lento
19. 1:45:11 Op. 72, No. 1 in E minor. Andante
20. 1:49:19 Op. posth in C sharp minor. Lento con gran espressione
21. 1:53:18 Op. posth in C minor. Andante sostenuto
Жанр ноктюрна был очень близок Шопену. Работать над ним он начал еще в юном возрасте до отъезда из Варшавы. Первые его ноктюрны появились в 1827 году, на тот момент он второй год обучался в Варшавской консерватории под руководством Ю. Эльснера.
К созданию своих ноктюрнов Шопен подошел как истинный романтический творец – он сохранил контуры оригинального жанра, и при этом наделил его огромной силой чувства и глубоким содержанием. В 21 сочинении он смог затронуть целую палитру образов и тем, как сугубо личных, так и общих, затрагивающих интересы целого поколения и не только. Как ярчайший представитель романтической эпохи, он не мог не воплотить в своей музыке противоречивые любовные переживания, наполненные то отчаянием, то восторгом.
Современные исполнители продолжают работу в этом направлении и предлагают слушателям свое видение шопеновских опусов. Очень интересна в этом плане работа французского пианиста Жака Лусье.
Он прославился на весь мир тем, что стал исполнять классические произведения в джазовой обработке. Правда, делал всегда это он преимущественно в составе трио, а вот в случае с Шопеном сделал исключение – он записал диск с 21 ноктюрнами для фортепиано соло.
Сегодня ни у кого нет сомнений, что ноктюрны Ф. Шопена принадлежат к числу самых сердечных и теплых страниц его музыкального наследия. Эти, на первый взгляд, скромные лирические композиции с изящной формой и красивой фортепианной фактурой прочно вошли в репертуар всех исполнителей мирового уровня и стали частью золотой коллекции бессмертных шедевров музыкального искусства всех времен и народов.
Сердце Ф Шопена по- прежнемув варшавском костёле Св. Креста
[700x413]
[276x425]
Светлая память великому музыкальному гению!
Серия сообщений "ШОПЕН":
Часть 1 - Играет пианист-виртуоз Борис Березовский
Часть 2 - фильм о Фредерике Шопене
...
Часть 47 - Святослав Рихтер - Фредерик Шопен revolutionary etude op. 10 no. 12
Часть 48 - Был ли Шопен романтиком?
Часть 49 - произведения Ф Шопена в современной обработке