Далёкая от жанра поп, «колдовская» песня Сантаны «Black Magic Woman» буквально пропитана рок-н-ролльными риффами. Но мало кто знает, что этот хитовый сингл — только кавер-версия. Оригинальная композиция была создана двумя годами ранее — в 1968 году, Питером Грином из Fleetwood Mac. Однако именно в исполнении Santana сингл стал столь ошеломляюще популярным. Это сделало песню жемчужиной одного из самых успешных студийных альбомов группы «Abraxas».
Вообще, установить авторство блюзовых синглов достаточно сложно, ибо в каждой хитовой вещице прослеживаются знакомые риффы и мотивы, которые каждый музыкант разбавляет чем-то своим, уникальным… То же самое и с «Black Magic Woman». Известно, что хит — дело рук Питера Грина, гитариста блюзовой рок-группы Fleetwood Mac.
И аранжировку сингла он не поленился раскрасить богатой перкуссией, разбавив оригинал латинскими полиритмами и курьёзной смесью блюза, рока и джаза, смачно приправив это всё афро кубинскими мотивами и цимбалами. В общем, трек перевоплотился в чарующую вещицу в духе вуду. К концовке «Black Magic Woman» музыкант решил добавить целый отрывок композиции Габора Сабо «Gypsy Queen». Это растянуло песню на 5 с лишним минут, хотя во время концертов группа погружалась в такой музыкальный экстаз, что импровизация длилась целых десять минут!
Сингл-пластинка с альбома Abraxas: «Black Magic Woman» – A-side и «Hope You’re Feeling Better» – B-side
Вскоре после выхода в свет соул-версия Сантаны завоевала бешеный успех. После этого группа не упускала ни единого концерта, чтобы не исполнить нашумевший хит. Так, «Black Magic Woman» прочно закрепилась в репертуаре коллектива.
В 1970-ом кавер вышел на сингле и завоевал четвёртую позицию в США. В этом же году хит вошёл во второй студийный альбом «Abraxas». На такое загадочное название повлияла страстная тяга коллектива ко всему мистическому. Сам альбом, кстати, стал одним из самых успешных творений Сантаны и был признан No 1 в Соединённых Штатах.
Кавер-версия Сантаны молниеносно затмила оригинал, в связи с чем участникам группы Fleetwood Mac даже приходилось напоминать публике во время концертных выступлений, что они, вообще-то, играют не собственное произведение, а чужое…
Сантана
В песне «Black Magic Woman» поётся о женщине, искусно владеющей чёрной магией. По иронии судьбы в конце 60-х Питер Грин попал в круги оккультистов. В ритуалах главным “магическим” веществом являлась кислота, которая и довела музыканта до тяжёлой наркозависимости, что заставило его впоследствии уйти из группы.
Карлос Сантана – один из ярких представителей латин-рока, который пришёл в конце 50-х годов прошлого столетия, будучи одним из направлений фолк-рока. Яркие латиноамериканские этнические мотивы и уникальная ритмическая основа, смешанные с рок-н-роллом, полюбились многомиллионной аудитории, и во многом это произошло из-за группы Santana, где лид-гитаристом и идейным вдохновителем был Карлос.
Santana приобрели известность в конце 60-х – начале 70-х годов XX века, когда течения блюз- и психоделического рока быстро распространялись в музыкальной среде. Один только хит «Black Magic Woman», оригинальный кавер на песню Питера Грина из другого не менее успешного коллектива тех времён Fleetwood Mac, достиг высоких строчек в американских чартах и оставил значимый след в истории латинского рока, а также сделал альбом с загадочным названием «Abraxas» одним из самых успешных в истории Santana. Но чары «женщины-колдуньи», которую воспевают в песне, действовали не так долго, как хотелось бы этого лидеру группы.
Вскоре после ошеломительного успеха популярность латин-рокеров стала падать, как и позиции в чартах, коммерческий успех, казалось, был потерян. Группа жаждала вернуться к былой популярности, но сделать это всё никак не получалось: эксперименты со звучанием не помогли получить платиновый статус сразу нескольким альбомам.
В 90-е о Santana, которые буквально разрывали музыкальную сцену в 70-х, перестали вспоминать. Но Карлос и не думал сдаваться, он знал, что ещё не время уходить, поэтому стал искать новые варианты для продолжения карьеры, пытался придумать что-то соответствующее духу времени.
Пластинкой, которая подарила гитаристу вторую музыкальную жизнь, стал альбом «Supernatural», ознаменовавший по-настоящему сверхъестественное возвращение латин-рока в мировую музыкальную индустрию. На стадии разработки альбома и создания композиций создалось ощущение, что альбому не хватает сильного взрывного хита, поэтому продюсер Карлоса в принципе поставил под вопрос выход студийного сборника песен.
Однако в этот момент на сцену вступил композитор и продюсер Итаал Шур, который во многом и поспособствовал успешности «Supernatural». В 90-е годы Шур был никому не известен. Но когда он услышал, что Сантане нужна песня для нового альбома, он спохватился и написал её за выходные. Это показывает, как сильно Шур желал зацепиться за эту возможность. У него это успешно получилось.
Музыкантов ждала новая проблема: Карлосу совсем не нравился текст, он казался ему не подходящим под стиль музыки, которую написал Шур, поэтому он начал искать новые возможности, и… пригласил юного музыканта Роба Томаса, который по совместительству являлся также поэтом-песенником. Сантана посчитал, что тембр Томаса идеально подходит для зажигательной композиции, которой так не хватало альбому. И выбор вокалиста сыграл, возможно, главную роль в коммерческом успехе песни.
Похожий на самбу гитарный рифф Карлоса идеально совпадал с видением Шура, а написанный Робом текст, посвящённый его жене, понравился всем. Вдохновение Томас черпал из рока 70-х, в частности, из композиций другого мэтра рок- и поп-музыки Элтона Джона. Как признавался музыкант в интервью, строчка «Мой испанский Гарлем Мона Лиза» (англ. «My Spanish Harlem Mona Lisa») была навеяна песней сэра Элтона «Mona Lisas and Mad Hatters». Между Робом и Карлосом была разница в 25 лет, но это не помешало им создать гениальную песню, которая показывает связь между поколениями.
Альбом «Supernatural» стал отличным украшением 1999 года в музыке, завоевал первую строчку в главном американском хит-параде Billboard 200 и оставался первым номером на протяжении 18 недель! Более того, главный хит «Smooth» также был коммерчески успешен: он получил первое место в чарте Billboard Hot 100 и лидировал там 12 недель. Пластинка получила 8 премий «Грэмми», включая самую престижную – «Лучший альбом года». На церемонии вручения премии в 2000 году Карлос побил рекорд Майкла Джексона по количеству наград за один вечер. При этом Сантана получил также три премии Латинской версии «Грэмми», а «Smooth» стала лучшей песней года – фантастика!
Майкл Джексон и Карлос Сантана
Уникально то, что маэстро латин-рока ответил на вызов времени, когда на мировую сцену взошли бойз-бенды и поп-певицы, и смог легко их затмить. «Supernatural» был альбомом с прицелом на серьёзный успех – в записи принимали такие легенды, как Эрик Клэптон, Dru Hill и блюзмен Everlast. Карлос не затерялся среди новых артистов, которые исполняли песни из альбома, а драйвовая манера игры Сантаны и его мастерство придали уникальный шарм пластинке.
«Музыка – это средство для передачи исцеляющей магии, а музыка с «Supernatural» – символ для распространения единства и гармонии», – признавался Сантана.
Карлос Сантана и Роб Томас во время выступления
________________________________________________