Часы-мандолина в золотом корпусе, украшенном эмалью, жемчугом, бирюзой и бриллиантами, Piguet & Meylan, Женева, около 1820 г. Часы проигрывают мелодию каждый час и приводят в движение качели с Купидоном и бабочкой.
В Швейцарии, ставшей в наши дни признанным центром часового производства, есть регион Валле-де-Жу, получивший репутацию «колыбели Высокого часового искусства», где увлеченность часовым делом и профессиональные знания передавались из поколения в поколение. Именно здесь берет начало история знаменитых часовых династий: Мейлан, Пиге, Одемар. В закрытой от внешнего мира долине, где минусовая температура держалась примерно полгода, жители занимались ремеслами, которые давали дополнительный доход и позволяли содержать семью. Небольшие мастные запасы железа, известные еще с XV века, позволяли создавать инструменты и развивать часовое дело.
В музыкальном отделении помещен автоматон с золотой пастушкой, играющей на гитаре у водопада, приводимой в движение музыкальным механизмом.
В 1740 году сын кузнеца по имени Самюэль Оливье Мейлан покинул родную долину и отправился в небольшой городок Ролль на берегу Женевского озера. Его мечтой было стать часовщиком. В то время производство часов управлялось гильдиями, которые установили срок обязательного восьмилетнего ученичества, прежде чем получить профессию часовщика. Из-за нехватки денег молодому часовщику пришлось вернуться домой уже через два года. Но он все-таки продолжал создавать часы и начал передавать свои знания нескольким ученикам.
Музыкальная шкатулка в золотом корпусе с тремя отделениями, украшенном эмалью и жемчугом, размер 3,9х4 см, Piguet & Capt, Женева, около 1810 г.
В одном из отделений шкатулки под крышкой с аллегорическими любовными символами находятся часы. Крышка музыкального автомата украшена изображением музыкальных инструментов, а отделение для ароматических веществ - изображением цветов.
Даниэль Пиге (1733–1813), первый часовщик с именем Пиге, начал свое ученичество в 1749 году у Давида Голе, который научился ремеслу у самого Самюэля Оливье Мейлана. Так началась история часовщиков из долины Жу.
16 вантоза X года Республики (7 марта 1802 г.) Исаак-Даниэль Пиге (1775-1841 гг.) и его шурин Анри-Даниэль Капт (1773-1841 гг.), два молодых часовщика, родом из Ле-Шени, небольшой деревни в Валле-де-Жу, поселившиеся в Женеве, создали мастерскую, производившую исключительные предметы роскоши: золотые часы, табакерки, бонбоньерки, ювелирные изделия и т. д.), включающие часовые усложнения, движущиеся фигурки с музыкой или без нее.
Исаак-Даниэль женился на Жанне-Франсуазе Капт примерно в 1795 году, а в Женеве поселился около 1800 года. Деловое сотрудничество между Каптом и Пиге продолжалось примерно десять лет. Затем их пути разошлись. В то время как Анри-Даниэль Капт продолжал работать один, Пиге присоединился к Филиппу-Самуэлю Мейлану (1772-1845) в новом партнерстве. Филипп-Самуэль Мейлан был опытным часовщиком, которому приписывают несколько часовых усовершенствований. Вместе они производили сложные и красиво оформленные музыкальные часы, в том числе часы-скелетоны и часы-автоматы, а также механических животных.
Анри-Даниэль Капт, Исаак-Даниэль Пиге и Филипп-Самуэль Мейлан были основными женевскими производителями фантазийных часов (montre de fantasie), миниатюрных автоматов и музыкальных шкатулок в первой трети XIX века. Хотя большинство их работ не подписаны, они иногда гравировали свои имена или ставили товарные знаки на своих механизмах.
Золотой несессер в форме колчана, украшенный эмалью, длина 9,1 см, Piguet & Capt, около 1805 г.
Изделия швейцарских часовщиков и ювелиров начала XIX века поражают изысканностью отделки и совершенством часовых механизмов. Иногда трудно поверить, что эти сложные и при том миниатюрные игрушки были созданы более двухсот лет назад. Такие предметы роскоши, как этот несессер, часто предназначались для экспорта в страны Ближнего и Дальнего Востока, где существовал огромный спрос на высококачественные золотые часы и драгоценные безделушки, какие как шкатулки, несессеры, флаконы для духов из золота с яркими эмалями и драгоценными камнями.
Они особенно высоко ценились коллекционерами из высших слоев китайского общества. Этот чрезвычайно красивый несессер со скрытыми часами был изготовлен в Женеве для китайского рынка в первые годы XIX века. Давайте рассмотрим его поближе.
Под откидными крышками скрыто отделение для часов и отделение для миниатюрных принадлежностей.
В верхней части несессера помещается золотой флакон для духов с золотой пробкой, держатели для карандашей, ключ для часов.
Отделение для часов.
Детали отделки: панели с живописной эмалью.
Детали отделки с выемчатой эмалью.
Позолоченные детали механизма
Пиге и Капт были одними из первых женевских мастеров, использовавших музыкальный механизм с барабаном.
Механизм был изобретен в 1796 году Антуаном Фавром-Саломоном (1734-1824), женевским часовщиком и механиком. Штифты на барабане, зацепляя настроенные металлические пластины, заставляли их вибрировать, издавая звук определенного тона.
«Montre de Fantaisie» - музыкальные часы-амфора с автоматоном в золотом корпусе, украшенном эмалью и жемчугом, высота 9,7 см, Piguet & Capt, около 1805 г.
Живописная эмалевая панель под часами, украшенная сценой Елены и Париса, скрывает отделение с автоматоном.
Автоматон в виде золотых фигурок херувимов, балансирующих на качелях в форме лука и играющих на музыкальных инструментах.
Часы-автоматон в форме вазы «Деревенская прогулка», высота 7 см, Piguet & Capt, около 1800 г.
Сцена автоматона представляет собой круговую процессию семьи с матерью, поднимающей и опускающей младенца, с ребенком, размахивающим веткой, охотником с подвижной головой, поднимающим и опускающим бутылку, и еще двоих детей. Фигуры прикреплены у основания к вращающемуся кольцу. Каждая фигура двигается благодаря шарнирным рычагам на обратной стороне, которые зацепляют во время вращения неподвижные зубцы у основания эмалевого фона.
Музыкальный нож с часами и лупой, украшенный эмалью и жемчугом, длина 17 см, Piguet & Meylan, около 1815 г.
Часы с белым циферблатом и увеличительное стекло в оправе скрыты под выдвижной панелью.
Музыкальные часы-кольцо в золотом корпусе с эмалью и бриллиантами, Piguet & Capt, около 1810 г.
Эти уникальные часы-кольцо, в которых часовой механизм и автоматон с четвертным репетиром помещен в пределах такого небольшого пространства, считаются работой Пиге и Капта. Эмалевый фон в классическом стиле, изображающий замок в идиллическом пейзаже, увенчан двумя путти. Автоматические рычаги попеременно отбивают часы и четверти на двух маленьких стилизованных колокольчиках. Исаак Даниэль Пиге считается первым, кто создал в 1802 году миниатюрное музыкальное кольцо-часы.
Музыкальный автомат, часы и подзорная труба, украшенные эмалью и жемчугом, механизм Piguet & Meylan, ювелирная работа SENÉ & NEISER около 1805 г.
Цилиндрический корпус образован четырьмя прямоугольными панелями, покрытыми полупрозрачной и непрозрачной эмалью. Боковые панели вращаются, открывая скрытые часы и сцену автомата.
Сцена автомата имеет неподвижный передний план и движущиеся фигуры. На переднем плане изображен маяк, сосна и бочка в волнах. Задний план расписан морским пейзажем по эмали. На этом фоне ко кругу проплывают джонки, парусники, лебеди.
Золотой музыкальный парфюмерный флакон, украшенный эмалью, механизм Piguet & Capt, ювелирная работа с маркой GD, высота 8 см, около 1805 г.
Часы-автоматон «Лающая собака», Piguet & Meylan, около 1815 г.
Часы снабжены духовым механизмом, воспроизводящим лай собаки, которая при каждом звуке двигает головой. Тыльная часть украшена эмалевой сценой с парой на опушке леса.
Музыкальные часы-автоматон «Роза», украшенные эмалью и жемчугом, Piguet & Meylan, около 1820 г.
Сцена автоматона под крышкой: кавалер и дама на фоне эмалевого пейзажа играют на лютне и арфе, их руки двигаются, имитируя движения музыкантов.
Золотая шкатулка «Волшебник», длина 8,3 см, механизм Piguet & Meylan, ювелирная работа Chenevard Jouvet & Cie, около 1820 г.
Эта уникальная шкатулка – настоящее сокровище. И дело не только в ее изысканном декоре из разноцветного золота. Она до сих пор в рабочем состоянии, и вот что происходит, когда ее заводят. С правой стороны шкатулки есть два выдвижных ящичка. В большем отделении лежат 10 золотых табличек с вопросами, которые ты хочешь задать волшебнику. Табличку с выбранным вопросом вставляют в верхний ящик, заводят механизм, и начинается волшебство: сидящий справа юноша играет на лире, перемещая руку по струнам, как искусный музыкант; Маг взмахивает палочкой, подносит книгу к лицу, сверяется с ней, наклонив голову, опускает руку, задумчиво кивает несколько раз, снова обращается к книге, затем направляет палочку на дерево, ветка дерева опускается, а за ней в окошке появляется ответ оракула. После этого, ветка медленно возвращаются на место, сцена заканчивается, и музыкант прекращает игру.
Секрет механизма заключается в разной длине табличек с вопросами. Каждой длине таблички соответствует определенное положение валика с ответами, который поворачивается видной зрителям надписью на определенный вопрос.
А вот и надписи на табличках (с ответами):
1. Le confident de jeune femme? (un miroir)
Лучший друг (наперсник) молодой девушки? – Зеркало.
2. Qui nous console? (le temps)
Кто нас утешает? (время)
3. Qu ’aime t’on chez autrui? (la génerosité)
Что тебе нравится в других людях? (щедрость)
4. Qui t’a créé?- CH Oudin
Кто тебя создал? (имеется в виду Шарль Уден, знаменитый французский часовщик)
5. Ce qui dure trop peut? (l’amour)
То, что может длится слишком долго? (любовь)
6. L’ami commun? (l’argent)
Общий друг? (деньги)
7. La chose incompréhensible? (lavie)
Непостижимая вещь? (жизнь)
8. Quelle est la plus belle vertu? (la charité)
Какая добродетель самая прекрасная? (благотворительность)
9. La chose rare? (un ami)
Редкая вещь? (друг)
10. Que désire fille de 16 ans? (unmari)
Чего хочет 16-летняя девушка? (муж)