• Авторизация


НИТИ ВРЕМЕНИ: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В БАЛАХНИНСКОМ КРУЖЕВЕ 30-01-2025 16:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

НИТИ ВРЕМЕНИ: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В БАЛАХНИНСКОМ КРУЖЕВЕ

Анна Шиховец

Изящные узоры, легкая и ажурная ткань — плетение кружева считается одним из самых красивых и  сложных видов декоративно-прикладного искусства. Хотя на первый взгляд кружевоплетение может показаться исключительно художественным промыслом, в нем скрыто немало интересных научных и  технологических аспектов. Какие технологии и методы используют для создания кружевных изделий? Что такое металлическое кружевоплетение? Где сейчас можно освоить это ремесло? На примере балахнинского кружева разбираемся вместе с экспертами в тонкостях производства

Z-Kruzhevo-1-1280x600 (700x328, 73Kb)

Витиеватая история

Эта история началась в городе Балахна Нижегородской области. Этот древний город на Волге в XIX веке был одним из известных центров кружевоплетения. Как здесь появился этот промысел, историки пока не  могут сойтись во мнении. По одной из версий, в начале XVIII века в этот город приезжали мастера-судостроители из разных стран, а вместе с ними — жены, которые уже владели навыком кружевоплетения.

«В XVIII веке во многих селах и городах появлялись мастерские, промысел активно распространялся. В  страну привозили заграничные шелковые нити, спрос на кружева был большой. Свою роль в развитии кружевоплетения играла Нижегородская ярмарка, где, в том числе торговали необходимыми материалами высокого качества», — рассказывает директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, кандидат исторических наук Мария Карташова.

Z-Kruzhevo-2-1280x600 (700x328, 58Kb)

В XIX–XX веках практически все женское население Балахны и Балахнинского уезда занималось плетением кружев на продажу. В сельской местности женщин-кружевниц называли плетеями. Ценность изделий зависела от чистоты плетения, веса, количества инструментов — коклюшек — используемых при плетении.

Со временем в регионе сформировался особый вид кружевоплетения со своим уникальным художественным стилем, прославившим город: так называемый балахонский манер. Его основу составляют композиции из цветов, листьев, плодов граната и гроздьев винограда. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». Важным элементом служит декоративный геометричный фон в виде сетки или решетки. По мнению современников, создаваемые в тот период балахнинскими мастерицами кружевные «виноградные» косынки, соперничали с зарубежными кружевами.

Многопарная техника

Еще одна особенность балахнинского кружева связана с многопарной техникой плетения: для создания изделия используют сразу много пар коклюшек, на которые наматываются нити. Например, если для традиционной сцепной техники обычно используют порядка 20 пар коклюшек, то для балахнинского кружева понадобится 150-300 пар, а то и больше, в зависимости от густоты рисунка и тонкости накола. Сам процесс работы напоминает печать на принтере: в балахнинской технике кружевница выводит рисунок по всей ширине, собирая элементы в цельный узор.

Я-Kruzhevo-3-1400x900 (700x449, 108Kb)

Что же входит в стандартный набор мастера по балахнинскому кружевоплетению? Специальная подставка, или козла; подушка, набитая опилками; металлические иголки (с их помощью закрепляют рисунок); сколок — технический рисунок кружева; ножницы, которые используются для наращивания нити, когда она заканчивается.

Главным инструментом служат коклюшки, вырезанные из дерева: березовые, кленовые, липовые. Как отмечает Мария Карташова, не столь важно, из какого материала они сделаны. В первую очередь, они должны быть легкими, ведь в дело идет сразу много пар.

От металла до шелка

Важную роль в ценности изделия играет качество материалов. Из каких нитей создают балахнинское кружево? Как правило, это шелк, например, белый, кремовый. На старинных фотографиях нередко можно увидеть, что балахнинские кружева выполнены в черном цвете. Считается, что они произошли от  мантильи, длинной вуали, служившей частью национального испанского женского костюма. Обычно испанки его надевают поверх высокого гребня, вколотого в прическу. В нашей версии — это изделие используется в качестве шали или косынки.

Z-Kruzhevo-4-1400x900 (700x449, 76Kb)

С кружевным промыслом в России связан интересный факт. Как пояснила эксперт, нитяное кружево пришло в нашу страну во времена Петра I, до этого в большом объеме производилось металлическое кружево. Золотые и серебряные нити, наряду с жемчужной вышивкой активно использовались в  украшении предметов светского быта, для церковных тканей. Льняное, шелковое и хлопковое кружево пришло позднее.

«Сейчас в основном плетем из шелка, благодаря этому получаются струящиеся материалы. Если говорим о более плотной одежде, например, юбки и жакеты, стоит выбирать чистый лен, либо лен с добавлением вискозы», — говорит эксперт.

Медитативный процесс

Как правило, во весь цикл производства таких изделий вовлечен один специалист. Однако в создании материала также может участвовать художник по кружеву, чья задача — нарисовать эскиз, а подготовкой ткани заниматься швея.

Сегодня обучение этому ремеслу в основном доступно на мастерских и в специализированных кружках. Освоить искусство кружевоплетения на профессиональном уровне можно в российских вузах по  направлению искусства и дизайна. Например, в Высшей школе народных искусств (академии) в Санкт-Петербурге, а также в Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина (РГУ).

«В санкт-петербургской академии на кафедре художественного кружевоплетения учатся создавать сколки и плести кружево. Но чтобы туда поступить, абитуриенты должны обладать определенными навыками в  этой сфере. Кроме того, у нас в Балахне есть кружок в Доме культуры „Волга“. Это не профессиональное образование с дипломом, но там можно получить хорошие навыки, при этом обучение доступно для людей разных возрастов», — делится Мария Карташова.

Z-Kruzhevo-5-1200х600 (700x350, 89Kb)

Сам процесс кружевоплетения на балахонский манер, как замечают мастера рукоделия, довольно трудоемкий. Для него необходима немалая доля внимания и усидчивости. Порой из-за многочасовых занятий может заболеть шея или спина, в этом случае рекомендуется своевременно обратиться к  неврологу. Универсальных способов, как избежать таких побочных эффектов, нет — каждый мастер самостоятельно для себя определяет удобную высоту сидения, расположение подушки и другие условия.

Однако влияние этого творческого процесса на психологическое состояние переоценить невозможно. К  слову, научно доказано, что занятие творчеством не только улучшает настроение, но и помогает справляться с ежедневным стрессом.

«Для меня это как полноценная медитация. Когда я знаю, что мне предстоит трудный день, напоминаю себе, что вечером я приду домой и сяду за кружево. Мне могут не нравиться мои изделия, я могу их  спрятать в ящик после того, как закончу. Самое главное — это процесс», — делится Мария Карташова.

3D-моделирование и цифровая печать

Кружевоплетение считается народным промыслом, а его традиции бережно хранятся по сей день. Но и  здесь находят применение современным технологиям, которые, однако, не заменили, а скорее дополнили эту сферу искусства.

Например, ряд задач в производстве кружевных изделий сегодня выполняются на компьютерных программах. С их помощью мастера разрабатывают эскиз, могут продумать разные варианты дизайна, создать модель для индивидуального пошива или виртуального манекена, чтобы сделать выкройки, а  также изучить изделие в готовом виде. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля РГУ им. А. Н. Косыгина Мария Куликова.

Kruzhevo-6-1400x900 (700x449, 520Kb)

«На нашей площадке есть оборудование по вышивке, цифровой печати, 3D-принтеры. Студенты могут пройти полный цикл производства материалов, в том числе научиться работать на вышивальных машинах. Но, прежде чем их использовать, мы обязательно создаем эскиз от руки, это традиция. Сначала мы осваиваем ручные станки, а затем переходим на машинные технологии. Если говорить о 3D-оборудовании, тут мы сначала моделируем трехмерную форму на компьютерах, а затем загружаем программу», — объясняет специалист.

Z-Kruzhevo-7-1400x900 (700x449, 455Kb)

Такое обучение в вузе проходят студенты на дисциплинах по проектированию текстильной промышленности, дизайну, прикладному искусству, декорированию и созданию ручных изделий. Как пояснила специалист, молодым дизайнерам важно в первую очередь создать рисунок и разработать проекты своей коллекции. На этих дисциплинах они могут полностью воссоздать свои объекты, в том числе аксессуары или одежду.

Сохраняя традиции

Несмотря на успешный синтез современных технологий и художественного промысла, по мнению экспертов, кружевоплетение — особый вид искусства, в котором ручной труд высоко ценится, а знания и  навыки могут передаваться из поколения в поколение.

«Это типичное кустарное производство, и, в отличие от других видов народного промысла, оно не  перерастало в заводы и большие предприятия», — подчеркивает Мария Карташова. По ее словам, техника кружевоплетения со временем практически никак не менялась, ведь главной его особенностью остаются традиционные методики.

«Мы поддерживаем ручные способы вышивки и внедрения кружевоплетения. Это более ценно и, к тому  же, востребовано в современном дизайне. Если вы посмотрите на актуальные коллекции модных дизайнеров, то увидите, что многие изделия в одежде расшиваются и плетутся ручным способом», — добавляет доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля РГУ им. А. Н.  Косыгина Мария Куликова.

Z-Kruzhevo-8-1200х600 (700x350, 69Kb)

История балахнинского кружева уникальна. На фоне активного внедрения технологий этот художественный промысел смог сохранить уникальные культурные особенности. Хотя со временем масштабы его производства снизились, а классические кружевные изделия стали редким явлением, сегодня интерес к этому виду народного искусства снова начинает расти. Разглядывая эти удивительные детали, можно с уверенностью сказать, что балахнинское кружево еще не раз обретет новый расцвет.

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (4) (700x450, 99Kb)

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (2) (700x450, 67Kb)

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (6) (700x450, 52Kb)

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (700x450, 59Kb)

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (8) (700x450, 60Kb)

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (3) (700x450, 89Kb)

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (7) (700x450, 65Kb)

Z-Kruzhevo-9-1400x900 (5) (700x450, 177Kb)

Z-Kruzhevo-7-1400x900 (700x450, 66Kb)

Фото предоставлено: Туристическим порталом «Знакомьтесь, Нижний», РГУ им. Косыгина

наука.рф

126268763_126165213_0b1a69588d1559d34f42262bf6169edd (596x55, 4Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НИТИ ВРЕМЕНИ: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В БАЛАХНИНСКОМ КРУЖЕВЕ | ЛГП - Дневник ЛГП | Лента друзей ЛГП / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»