• Авторизация


Мифы, легенды и предания Зимнего дворца(2) 03-05-2020 05:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Мифы, легенды и предания Зимнего дворца(2)


Любой старый дом со временем обрастает легендами и мифами. Зимний дворец был просто обречен на такие мифы. Мифы возникали очень разные. Большая их часть связана с бытованием дворца в качестве главной императорской резиденции, меньшая – с политическими событиями, происходившими в его стенах.

Не всегда сильные мира сего хотели афишировать свою повседневную жизнь, и наряду с парадными выходам совершали и тайные и неофициальные выходы. Досужие зеваки тут же сочиняли истории о неких тайных путях позволявших государям беспрепятственно передвигаться. Причем не всегда эти истории имели какую-то мистическую составляющую. Есть такая глава и в истории Эрмитажа.

История о тайных ходах между Зимним дворцом и другими резиденциями российских государей имела под собой достаточно реальные основания. Государям был необходим путь спасения в случае переворота, войны или какого-то нападения на дворец. Подземные ходы был нужны для того чтобы сохранить тайну личной жизни царей и их семьи.

Тайные ходы и привидения

Самая известная легенда связана с историями о подземных ходах, связывавших Зимний дворец с дворцами, расположенными не только вдоль Дворцовой набережной, но и с другими резиденциями. Для возникновения такой легенды имелись все основания. Во-первых, подземный или иной скрытно расположенный ход – это стандарт любой резиденции первого лица с незапамятных времен. Во-вторых, подземные ходы соединяли Гатчинский дворец с Серебряным озером или здание Кухни и Александровский дворец в Царском Селе.

В Петербурге всегда ходило много слухов о подземных ходах. Например, многие утверждали, что своими глазами видели рельсы, проложенные в подземном ходе, соединявшим Зимний и Мариинский дворцы. Много говорили о подземном ходе, якобы проложенном вдоль Дворцовой набережной, от Зимнего до Мраморного дворца. Были слухи о подземном ходе, якобы прорытом по распоряжению Николая II под Невой от Зимнего дворца до особняка Матильды Кшесинской на Петроградской стороне. Аргументы о том, что в начале XX в. прорыть подземный ход под Невой было технически невозможно, как и невозможно утаить работы такого масштаба от императрицы Александры Федоровны, во внимание категорически не принимаются.

 


Подземный ход от Александровского дворца к Кухонному флигелю


Подземный ход от Гатчинского дворца к Серебряному озеру

=*=*=*=*=* 

История  о призраках

Самой популярной легендой о Зимнем дворце является присутствие призраков. Как рассказывают музейные работники, очень часто в коридорах, затемненных помещениях и кладовых можно встретить тени российских императоров.

По ночам по залам бродят духи Екатерины Великой, Николая I, Александра II, а в последнее время все чаще можно встретить призрак императора Николая II. Призраки здесь были всегда: известен факт, что Екатерина видела свою тень перед смертью. Привидение в ее облике восседало на троне, а потом спокойно вышло из зала.

Так, с собственным призраком встречалась Анна Иоанновна. Но до этого ее призрак часто видели другие. Причем происходило это еще при ее жизни, поэтому призрак принимали за нее саму или за самозванку.

Впервые «невероятности» начались в сентябре 1740 года в Зимнем дворце. Истопники, камер-лакеи и часовые стали видеть в тронном зале женскую фигуру, как две капли воды похожую на императрицу, расхаживающую по ночам в короне и порфире.

8 октября часовой и дежурный офицер собственными глазами увидели императрицу на троне при всех регалиях, о чем и сделали в журнале дежурств соответственную запись. Запись, естественно, увидел Бирон, обладавший всей полнотой власти при Анне Иоанновне. Он-то ведь точно знал, что императрица в это время в тронный зал не заходила и мирно спала.

Эрнст Бирон

Существует легенда, согласно которой Бирон даже отдал приказ: стрелять в самозванку, "буде она объявится" и если не откликнется. Смело, тем более что отличить призрак от настоящей императрицы было сложно даже тем кто ее видел каждый день.

И вот через пару дней, когда Анна Иоанновна находилась в дальних покоях вместе с Бироном и его супругой, часовые опять видели двойника императрицы.

Наконец и самой императрице довелось увидеть собственный призрак. Но лучше бы она этого не делала. Сохранились воспоминания об этом драматическом «свидании» графини А.Д. Блудовой. Она записала историю, пересказанную ей двоюродным дедушкой.

Однажды ночью, когда императрица уже удалилась во внутренние покои и у Тронной залы был выставлен караул, а дежурный офицер уселся отдохнуть, часовой вдруг скомандовал: “На караул!” Солдаты мгновенно выстроились, а офицер вынул шпагу, чтобы отдать честь вдруг появившейся в Тронной зале государыне, которая, не обращая ни на кого внимания, ходила взад и вперед по зале.

Взвод замер в ожидании. Офицер, смущаясь странностью ночной прогулки и видя, что императрица не собирается идти к себе, вспомнил о приказе Бирона и... решается доложить ему о случившемся. Когда он докладывает Бирону, тот восклицает: “Не может быть, я только что от государыни. Она ушла в спальню”.

- “Взгляните сами, - возражает офицер, - она в Тронной зале”.

[показать]

Бирон идет туда и тоже видит женщину, удивительно похожую на императрицу. “Это что-то не так. Здесь или заговор, или обман”, - говорит он и бежит в спальню императрицы, уговаривая ее выйти, чтобы на глазах караула изобличить самозванку.

Императрица в сопровождении Бирона выходит и… сталкивается со своим двойником.

“Дерзкая!” - возмущается Бирон и приказывает стрелять в самозванку. Но солдаты замирают в нерешительности, они видят, как стоят две Анны Иоанновны и отличить их друг от друга совершенно невозможно. Императрица, постояв минуту в изумлении, подходит к самозванке: “Кто ты? Зачем ты пришла?”

Не говоря ни слова, привидение пятится к трону.

"Поди вон!" – испугалась Анна Иоанновна. Но самозванка уже начала подниматься по ступенькам под балдахином. И тут закричал Бирон: "Это дерзкая обманщица! Вот же императрица! И она приказывает вам, стреляйте в эту женщину!"

Грянул залп караула. Женщина, стоявшая у трона даже не шелохнулась, только еще раз обратила взор на императрицу, тяжело вздохнула и... рассеялась в воздухе.

Государыня долго неподвижно стоит в шоке, а потом произносит: “Это моя смерть”...

Царица отправилась вместе с ним в Тронный зал. Солдаты и Бирон замерли, они были в ужасе: две совершенно одинаковые императрицы стояли смотрели друг на друга. Анна Иоанновна с каменным лицом заявила, что это пришла ее смерть. Действительно, она скончалась практически сразу после этого случая.

[показать]

Призрак Николая I схож по характеру со своим прообразом – настоящим императором. Он часто задерживался в своем кабинете, где очень много думал о судьбе России, искал пути ее развития и совершенствования способов руководства страной. Привидение появляется практически всегда в одном и том же месте.

Его не раз пытались сфотографировать, но все время странные обстоятельства мешали сделать качественный снимок. Те, кто пытались сделать это, говорили о том, что какая-то неведомая сила парализовала конечности и не давала нажать на кнопку фотоаппарата. Те, кому удалось запечатлеть образ Николая, в итоге все равно не получали качественных фотографий, изображения получались размытыми и разглядеть что-либо на них было невозможно.


Истории о привидениях Зимнего дворца и сегодня "будоражат" общественность. Несколько лет назад в музейных залах производились работы по смене сигнализации. В результате в первые месяцы функционирования она срабатывала без видимых оснований. Сразу стали появляться слухи о том, что, якобы, причиной этого является передвижение по залам призраков. Сейчас сигнализация перестала срабатывать невпопад. Сразу же нашлись объяснения: призраки теперь научились обходить ее стороной.

История  о защитнике парадного сервиза

О музейных работниках было сложено немало легенд. Им давали самые незамысловатые прозвища. К примеру, строгих дам почетного возраста, охраняющих экспонаты от посягательств, называли "пеньками", а сотрудников музея, прохаживающихся туда-сюда по залам, в шутку именовали «эрмитажными баринами».

Почти всем петербуржцам известна таинственная история о том, как один из сотрудников музея прославился своей неподдельной преданностью Зимнему дворцу. Это история о Леониде Тарасюке, истинному защитнику Рыцарского зала. В советское время один из известных чиновников выдавал замуж свою дочь. Неизвестно, по каким причинам, высокопоставленный гражданин решил "шикануть" и удивить гостей торжества, используя для сервировки столов парадный золотой сервиз, являющийся одним из ценнейших экспонатов Эрмитажа

. [показать]

Сервиз принадлежал императорской семье во времена Екатерины Великой, состоял он из 140 персон. Чтобы не допустить порчи объекта исторического наследия, Леонид Тарасюк решил пойти до конца, чтобы не допустить использование музейной ценности не по назначению. За сервизом группа людей прибыла поздно ночью. Однако, сотрудник Рыцарского зала, был осведомлен о предстоящем визите и подготовился по полной программе.

[показать]

Он надел на себя один из костюмов железных рыцарей и стал ожидать гостей. Коммунистические деятели, зайдя во дворец и услышав шаги приближающегося рыцаря, оцепенели от ужаса, ведь они не раз слышали истории о живущих здесь привидениях. Стальной рыцарь очень напугал их, а когда он начал угрожать им огромным мечом, они начали прощаться с жизнью. Однако, спасло их одно непредвиденное обстоятельство. 

В то время по ночам Эрмитаж охраняли собаки, которых спускали в строго определенное время. Леонид Тарасюк не учел этого и совсем не ожидал появления четвероногих стражей. Собаки во всю прыть бросились на него и укусили… в то самое место, которое не прикрывали доспехи. Защитник музейных ценностей остался без мужского достоинства. Как сложилась его дальнейшая судьба, никто не знает, однако, известно, что он после этого случая уволился из Зимнего дворца. Известен и тот факт, что сервиз так и не побывал на свадьбе дочери чиновника.

История  о богине с львиной головой

В собрании экспонатов Эрмитажа есть одно уникальное изображение. На нем запечатлена древнеегипетская богиня с львиной головой. 

"Есть известная мистическая история про один из экспонатов в зале Древнего Египта — скульптуру львиноголовой богини Сахмет. Она была очень кровожадной, и однажды боги узнали, что богиня решила стереть с земли весь род людской. Пока Сахмет спала, защитники человечества разлили рядом красное пиво. Проснувшись, богиня приняла пиво за кровь, опьянела и забыла о своем суровом плане", — рассказывает исследователь петербургского фольклора.

[показать]

До сих пор в городе живо предание, что один раз в году в полнолуние на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужица. Ее замечают только служители, так как к моменту появления первого посетителя лужа, похожая на кровь, высыхает.

Эту историю экскурсоводы Эрмитажа рассказывают по сей день, и уже никто не знает, в каком веке родилась эта египетская легенда. 

История о Крылатом Ленине и генералиссимусе Вольтере

"По легенде, идея основать музей картин пришла императрице Екатерине II после того, как она бродила по покоям Зимнего дворца и случайно обнаружила в кладовке картину "Снятие с креста". Сюжет этот среди живописцев был очень распространенным, и до сих пор точно неизвестно, чьей кисти принадлежала работа. Есть версия, что это был шедевр знаменитого Рубенса, и императрица, впечатленная бесценной находкой, решила создать музей. Кстати, он долгое время оставался частным. Для горожан Эрмитаж стал доступен лишь с середины XIX века"

[показать] [показать] [показать]

Музей для многих петербуржцев считается индикатором культурного уровня. Это нашло отражение даже в городских поговорках. "Если строить, то Эрмитаж", — говорят коренные петербуржцы, подразумевая серьезный подход к работе, которую нужно сделать на отлично. А про гостей города, побывавших на выставках в Зимнем дворце, есть специальный термин: "эрмитажированный".

Немало петербургских анекдотов из коллекции писателя посвящено визитам в Эрмитаж партийных работников и "новых русских". И о тех, и о других персонажах разных исторических эпох фольклор Северный столицы отзывается одинаково нелестно.

Первые прославились незнанием мировой истории и частенько принимали бюст Вольтера за советского генералиссимуса. А известную скульптуру "Грозящий Амур" неоднократно путали с "маленьким Лениным" и удивлялись, "откуда у него крылышки".

"Впрочем, Вольтеру в Эрмитаже часто не везло. Он впал в немилость еще во времена Николая I, не любившего вольнодумцев. Когда царь увидел бюст философа в музее, он раздраженно бросил: "Уберите эту обезьяну", после чего бюст еще долго пылился в запасниках"
В 1990-е годы городской фольклор наполнился многочисленными историями с участием знаковой фигуры времени: "нового русского". Эти персонажи тоже успели отметиться и в Зимнем дворце.

"Новый русский садится в Эрмитаже в кресло, к нему подбегает музейный работник: "Вы что, с ума сошли, это кресло Екатерины Великой!" — "Ну и что, она придет, я встану", — с улыбкой приводит Синдаловский типичные примеры эрмитажных анекдотов того времени.

"Браток заходит в Эрмитаж и приговаривает: "Бедненько… бедненько… но чистенько". А вот еще — "новый русский" выходит из Эрмитажа и вздыхает: "Никакого удовольствия, кроме эстетического!"".

  История о том как директор Эрмитажа Иосиф Орбели ангела спас


"Рассказывают, что в советские времена будто бы кому-то пришла идея снять ангела со шпиля Петропавловской крепости и заменить его скульптурой Сталина. Культурная общественность была взволнована и судорожно искала выход из критической ситуации. Ангела спас директор Эрмитажа — однажды на совещании в Смольном, когда решался вопрос, снимать скульптуру или нет, он поднялся и спросил: а вы знаете, что ангел отражается в Неве? Все закивали, а Орбели продолжил: так вы что, хотите, чтобы все видели в реке Сталина вниз головой? Вопрос был решен моментально"

[показать]

Прославился Орбели и историей о спасении картины "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. В ответ на требование комиссаров Внешторга отдать предназначенные для изъятия экспонаты, он ответил: только через мой труп. Когда картину было решено продать, он вынес ее из Эрмитажа, спрятав под пальто. Когда проверка была закончена, Орбели вернул полотно в музей.

Дворцовая площадь — своего рода архитектурная корона Северной столицы. И видим Александровскую колонну. Любое желание исполнится, если обойти по часовой стрелке три раза вокруг колонны, мысленно сосредоточившись на своей мечте, отрешившись от внешнего мира.

Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами атлантов. Среди молодоженов Петербурга существует примета: если в день свадьбы приехать к атлантам и потрогать их большие пальцы ног, заключенный брак будет непременно счастливым, а дети, которые родятся в этом браке, будут здоровы и красивы. Так же эти мускулистые парни помогают решать различные движимые и недвижимые проблемы, а так же проблемы личного характера. Держим гиганта за палец большой ноги — и все будет улажено. Главное, чтобы рядом никого не было.

[показать]

=*=*=*=*=*

Императорские бастарды

Одной из таких сплетен-слухов является устойчивая легенда о том, что младшие сыновья Павла I рождены от гоф-фурьера Зимнего дворца Даниила Григорьевича Бабкина, который был моложе императрицы Марии Федоровны на 12 лет. Уж очень многим бросалась в глаза разница во внешнем облике Николая I и его отца. Греческий профиль рослого Николая Павловича никоим образом не совмещался с маленьким, курносым Павлом I.

Отметим и то, что подобные мезальянсы случались в жизненной практике европейских дворов. Например, аналогичные легенды имелись в истории Букингемского дворца времен вдовствующей королевы Виктории (1819–1901). Все с пониманием относились к ситуации, когда молодые женщины оказывались вдовами, запертыми в стенах дворцов. Если все обставлялось прилично, то на подобные альковные истории просто закрывали глаза.

Возвращаясь к императрице Марии Федоровне (супруге Павла I), вспомним о том, что Павел I по совету врачей прекратил с ней супружеские отношения в 1788 г., с чем 29-летняя молодая женщина была категорически не согласна. В результате у императрицы, что называется, могли иметься «связи».


Можно полагать, что гвардейские стати российских императоров «обеспечила» кровь Марии Федоровны, женщины с античным профилем, внушительных пропорций и довольно высокого роста. Можно утверждать, что Мария Федоровна, закованная в броню дворцового церемониала, не могла опуститься до дворцового камер-фурьера.

Однако известно письмо Павла I к Ф. В. Растопчину от 15 апреля 1800 г.: «Дражайший Федор Васильевич… Вам, как одному из немногих, с горечью признаюсь, что холодное, официальное отношение ко мне цесаревича Александра меня угнетает. Не внушили ли ему пошлую басню о происхождении его отца мои многочисленные враги. Тем более это грустно, что Александр, Константин и Александра – мои кровные дети. Прочие же?.. Бог весть!.. Мудрено, покончив с женщиной все общее в жизни, иметь от нее детей. В горячности моей я начертал манифест: „О признании сына моего Николая незаконным“, но Безбородко умолил меня не оглашать его. Но все же Николая я мыслю отправить в Вюртемберг, к „дядям“[1029] с глаз моих: гоф-фурьерский ублюдок не должен быть в роли российского великого князя – завидная судьба!.. Дражайший граф, письмо это должно остаться между нами. Натура требует исповеди, и от этого становится легче жить и царствовать. Пребываю к Вам благосклонный Павел»

Если же отвлечься от дворцовых легенд, то гоф-фурьер Д. Г. Бабкин (17 декабря 1771 – 19 декабря 1858) – это реальный персонаж, всю жизнь проживший в Зимнем дворце. К 1828 г. он прослужил в Зимнем дворце 38 лет. Службу при Императорском дворе Бабкин начал конюхом. Затем, 24 июля 1790 г., перешел в истопники. 8 июня 1793 г. Бабкина сделали лакеем «по соизволению покойного императора Александра Павловича» 31 мая 1799 г. Бабкина повысили до тафельдекеря; 3 марта 1800 г. он стал гоф-фурьером. 6 декабря 1815 г. «по высочайшему повелению за усердную службу» Бабкина произвели в IX класс «с оставлением при прежней должности».

Следует иметь в виду и то, что карьерный взлет Бабкина начался на половине великого князя Александра Павловича и дошел до пика именно в период его царствования. Трудно предположить, что гипотетическую связь Марии Федоровны могли пропустить ее недоброжелатели и не доложить о ней Павлу I. А с учетом холерического темперамента Павла I при малейшем подозрении Марии Федоровне, а уж тем более Бабкину, мало бы не показалось…

Карьера Бабкина оказалась стремительной. За 10 лет он прошел путь от дворцового конюха до гоф-фурьера, а конкуренция среди слуг в Зимнем дворце была очень плотной. Но заметим, что для Зимнего дворца подобная феерическая карьера не являлась чем-то из ряда вон. Как известно, мальчишка-турок, попавший в плен к русским, со временем превратился сначала в брадобрея и камердинера наследника престола великого князя Павла Петровича, а затем в графа Ивана Павловича Кутайсова (1759–1834).

Даниил Бабкин сопровождал Александра I во всех его многочисленных поездках по Европе во время наполеоновских войн. Поэтому 2 ноября 1816 г. «по Именному указу за отличную службу во время трех походов за границею» его произвели в камер-фурьеры VI класса. Получал Бабкин и подарки. Александр I поощрил своего камер-фурьера (28 января 1825 г.) 300 руб., выданными из Кабинета. Николай I «за понесенные им труды во время печального шествия из Таганрога с телом в Бозе… всемилостивейше» 2 мая 1826 г. пожаловал Бабкину бриллиантовый перстень.

Судя по всему, Бабкин действительно был незаурядной личностью. У него имелась семья, и всех своих трех сыновей он воспитал и дал образование на «царские деньги», получая по 1000 руб. на каждого ежегодно, «до окончания наук». Обучение старшего сына Бабкина оплатил Александр I, а на двух младших деньги дал (12 апреля 1828 г.) Николай I.

Видимо, сам Николай Павлович был прекрасно осведомлен о циркулировавших по дворцу слухах. Свидетельством тому служит эпизод конца 1830-х гг., связанный с намечавшейся женитьбой будущего Александра II на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софии-Марии. Тогда о молодой принцессе говорили, что она является внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской, великой герцогини Гессенской, и ее камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Когда князь А. Ф. Орлов доложил об этом Николаю I, император обронил: «А мыто с тобой кто? Пусть кто-нибудь в Европе попробует сказать, что у Наследника Русского престола невеста незаконнорожденная!».Это царское «А мы-то с тобой кто?» – очень характерно в контексте рассматриваемой легенды

=*=*=*=*

Бегство Керенского


Глава Временного правительства А. Ф. Керенский


Бегство А. Ф. Керенского из Зимнего дворца

Если обратиться к «политическим легендам» Зимнего дворца, то самый заметный след среди них оставили события ночи «штурма Зимнего» (с 25 на 26 октября 1917 г.). Мифотворчество об этом дне шло как со стороны «красных», так и «белых». Спектр легенд довольно широк, поэтому остановимся только на некоторых из них. Например, о бегстве в ночь штурма из Зимнего дворца главы Временного правительства А. Ф. Керенского в костюме сестры милосердия. В учебнике по «Истории СССР» для 10-го класса имелась репродукция картины Кукрыниксов, на которой Керенский натягивает на себя платье с красным крестом сестры милосердия. Но сегодня хорошо известно, что А. Ф. Керенский покинул Зимний дворец за сутки до его штурма в открытом автомобиле, одолженном в американском посольстве.

=*=*=*=*=*
Женский ударный батальон на защите Зимнего дворца


Женский ударный батальон  

Этот миф, столь удачно запущенный в общественное сознание монархистами и подхваченный большевиками, буквально «жег» эмигранта Керенского. Встретившись с видным советским журналистом в 1966 г. А. Ф. Керенский прежде всего заявил: «…Ну скажите там, в Москве, – есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!

– Александр Федорович, но это же не большевики придумали, – ответил я. – Об этом впервые написал младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний…

– Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! – взорвался Керенский. – Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? „Александра Федоровна“! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Федоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!». В последней фразе – еще один отголосок одной из легенд Зимнего дворца.

Женский батальон смерти. Петроград, июнь 1917

Из «белых» легенд известны истории о том, что в ночь штурма Зимнего дворца императорскую резиденцию полностью разбила артиллерия большевиков. Много говорили о том, что большевики разграбили Зимний дворец и Императорский Эрмитаж. Не обошли слухами и «бочкаревских дур» – «Женский ударный батальон смерти». Якобы весь личный состав батальона изнасиловали революционные матросы. Это не так, поскольку еще до начала «штурма», около 22 часов, ударницы выслали парламентеров с просьбой выпустить их из дворца. Комиссар ВРК В. Антонов-Овсеенко потребовал их полного разоружения, так как они уже приняли участие в боевых действиях. После этого вереница ударниц, сдав оружие, потянулась из Комендантского подъезда в сторону Миллионной улицы. Сначала их временно разместили в казармах Павловского резервного полка, затем перевели на Петроградскую сторону в казармы Гренадерского полка.  

Мария Бочкарёва, Эммелин Панкхёрст и солдаты Женского батальона

Тогда, конечно, не обошлось без эксцессов, поскольку ударниц подвергали всяческим оскорблениям. Но вскоре Петроградский совет принял решение о возвращении арестованных ударниц на место их дислокации в Левашово. В середине ноября 1917 г. Женский батальон расформировали.

Кстати, командира Женского батальона поручика М. Л. Бочкаревой в Зимнем дворце на момент штурма не было. Поэтому в качестве примера отчаянного исторического мифотворчества приведем отрывок из мемуаров одного из «защитников» Зимнего дворца, в котором описывается «геройская смерть» Марии Бочкаревой, командовавшей «батальоном смерти»: «Наше положение становилось критическим: водопровод был кем-то и где-то закрыт, электричество выключено, и, по сообщению „разведчиков“, красногвардейцы, матросы и солдаты Преображенского запасного батальона пробрались в чердачное помещение дворца. Вскоре мы ясно расслышали, что над нашей штабной комнатой сверху разбирается потолок. Я приказал во всех проходах и лестницах устроить баррикады из имеющейся в покоях мебели.


М. Л. Бочкарева

В начале 4-го часа за баррикадами появились большевики. Начался форменный комнатный бой, длившийся более часу, пока окончательно не стемнело. Нападавшие, которые оказались пьяной толпой, покинули дворец, и мы несколько вздохнули. Где-то нашелся ящик со свечами, и я стал обходить наши баррикады. Что представилось нашим глазам при тусклом свете мерцающих свечей, трудно описать. Пьяная ватага, почуяв женщин за баррикадами, старалась вытащить их на свою сторону.

Юнкера их защищали. Груды убитых большевиков удвоили высоту и ширину баррикад, получился словно бруствер из трупов.Тем не менее большинство ударниц все же попали в лапы разъярившихся бандитов. Всего, что они с ними сотворили, я описать не могу – бумага не выдержит. Большинство были раздеты, изнасилованы и при посредстве воткнутых в них штыков посажены вертикально на баррикады. Обходя весь наш внутренний фронт, мы наткнулись в коридоре, у входа в Георгиевский зал, на жуткую кучу: при свете огарков мы увидали человеческую ногу, привязанную к стеклянному канделябру, груда внутренностей, вывалившихся из живота, из-под которого вытягивалась другая нога, прижатая мертвым телом солдата; по другую сторону вытянулся красногвардеец, держа в зубах мертвой хваткой левую руку жертвы, а в руках оборванную юбку.

Голову жертвы покрывала нога матроса, который лежал поверх. Чтобы разглядеть лицо женщины, нам пришлось оттянуть труп матроса, но это было нелегко, так как она в борьбе зубами вцепилась в ногу матроса, а правой рукой вогнала кинжал ему в сердце. Все четверо уже окоченели. Оттащив матроса, мы узнали командиршу ударниц» Заметим мимоходом, что якобы столь эффектно погибшая «командирша ударниц», героически «вцепившаяся в ногу матроса» и «вогнавшая кинжал ему в сердце», – это Мария Леонтьевна Бочкарева, расстрелянная в Красноярске чекистами в мае 1920 г.

Так создавались легенды, многие из них живут и по сей день…

В 1917 г. закончилась история Зимнего дворца как главной императорской резиденции. После тяжелого периода Гражданской войны в России (1917–1922 гг.), Зимний дворец из резиденции превратился в музей. Это был тяжелый и даже мучительный процесс, поскольку вплоть до второй половины 1940-х гг. в Зимнем дворце сосуществовали две независимые структуры: Музей революции и Государственный Эрмитаж.

Источники:

https://ria.ru/culture/20141205/1036730482.html

http://matreshka-house.ru/dostoprimechatelnosti/mifi-i-legendi-peterburga

http://lions-guides.ru/St-Petersburg/article/mysteries-of-the-Winter-Palace

https://history.wikireading.ru/131123

Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — Москва: Терра, 2008. — Т. 2. — С. 77. — 560 с. — (Большая энциклопедия).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мифы, легенды и предания Зимнего дворца(2) | Blue_ribbon - Дневник Blue_ribbon | Лента друзей Blue_ribbon / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»