• Авторизация


Вена. Сокровищница Габсбургов (Schatzkammer) 29-12-2016 09:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения LenaVodoley Оригинальное сообщение

Вена. Сокровищница Габсбургов (Schatzkammer)

Это место уже давно стало туристической Меккой. О нем пишут, сюда со всего света приезжают ежегодно толпы желающих увидеть своими глазами имперские сокровища. Выставляются десятки фотографий, пишутся посты - а тема остается настолько неисчерпаемой, что еще тысячи авторов будут писать о своих собственных (или чьих-то) восторженных впечатлениях после посещения Хофбурга. И надо сказать, что тема достойна этого...

Сокровищница Габсбургов находится в Австрии, во дворце Хофбург (Hofburg),
зимней резиденции австрийской императорской семьи.
[850x500]

До 1918 г. Хофбург был центром могучей империи династии Габсбургов. Они роскошно обустроили место, которое было запланировано под «императорский форум» - от «Старого дворца» XIII века - до самых новых зданий конца XIX века. Сегодня Хофбург является официальной резиденцией федерального президента Австрийской Республики. Помимо этого, в дворцовом комплексе Хофбург сосредоточено множество музеев.

[850x593]

Оценить роль этой достопримечательности в культуре страны и всего мира довольно сложно. Здесь расположена Национальная библиотека (самая большая в Европе), Зал Конгрессов и множество галерей с известнейшими произведениями искусства. Здесь насчитывается более двух десятков коллекций мирового формата. Один из них - Сокровищница Габсбургов - самое крупное хранилище сокровищ царских особ в мире, которое является частью собрания Габсбургов и входит в состав Музея истории искусств.

[800x580]

Само Швейцарское крыло, где она размещается, - имеет форму квадрата, а Швейцарский двор находится в центре. По пути в Сокровищницу Габсбургов установлены специальные знаки, указывающие путь к королевской сокровищнице.

[530x512]

Симпатичным ориентиром является статуя строгого (или печального?)) льва с короной и щитом, которая находится прямо на входе в "Швейцарский двор".

[575x750]
Вот такой Лев-Печалька:
[566x800]

Музей расположен в том самом месте, где некогда стояла церковь, от которой ныне сохранилась разве что, кованая железная дверь с монограммой императора Карла VI.

[595x700] [496x730] [495x730]

Это самая старая часть дворца, которая упоминается в документах XIII века, построена около 1279г. Во времена правления Марии-Терезии, здесь жили ее швейцарские гвардейцы, благодаря которым, и появилось это название.

Отдельного осмотра заслуживают чудесные ворота эпохи Возрождения - Швейцарские ворота - Швайцертор (Schweizertor), возведенные, возможно, по проекту архитектора Пьетро Феррабоско, с полихромными гербами, надписями и фресками на своде арки и стенах проема.

[740x580] [601x800]

В 1556 году придворным антикваром был назначен антиквар и знаток искусств Якопо де Страда – искусствовед из Нюрнберга, который по поручению императора Фердинанда I стал управлять императорской сокровищницей. Якопо де Страда был известен как художник, архитектор, археолог, коллекционер и торговец произведениями искусства. Сначала находился на службе у герцога Альбрехта Баварского, затем у Габсбургов, при венском дворе Фердинанда I и Максимилиана II, и пражском дворе Рудольфа II. Был также военным советником всех трех императоров и управлял имперской сокровищницей.

Этот его портрет был написан Тицианом Вечеллио и дошел до наших дней как "Портрет антиквара Якопо Страда" - один из лучших шедевров Тициана:

[578x750]

Габсбурги владели титулом императора Священной Римской империи с 1438 года. Изначально коллекция, которая состояла из художественных произведений, картин и культурных регалий, хранилась в церкви Августинцев и очень пополнилась после распада Священной Римской империи. Все предметы, хранящиеся здесь, собирались столетиями разными членами императорской семьи.

Впервые драгоценности короны на всеобщее обозрение были выставлены Марией Терезией, чтобы отвлечь внимание от продажи части императорской коллекции и финансирования войны с Пруссией. Правильно просчитанный ход умнейшей женщины: за 650 лет существования Габсбургской монархии Мария Терезия была единственной женщиной-императрицей, причем ее 40-летнее правление можно смело назвать одним из самых успешных.

[567x700]

Сегодня сокровищница Габсбургов - музей, который можно назвать одним из лучших в мире собраний христианских реликвий. Недаром, стоимость коллекции никто не может оценить, ведь она включает в себя самые разные уникальные экспонаты: от самых ценных религиозных предметов, до самых больших в мире драгоценных камней. Здесь, в самой старой части Хофбурга, находятся не только короны императора Священной Римской империи (ок. 962 г.) и австрийского кайзера (1602 г.), но и сокровища бургундов XV века и сокровища Ордена Золотого руна.

Коллекция содержит бесценные вещи, как с точки зрения художественной, так и с исторической, главные из которых – царские регалии Священной Римской империи и Австро-Венгерской империи, сохранившиеся, начиная с эпохи Средневековья.

[800x537]

Музей разделен на две тематические выставки - Светская сокровищница и Духовная сокровищница (Weltliche und Geistliche Schatzkammer). Как правило, гораздо больший интерес у всех посетителей вызывает духовная часть сокровищницы, которая включает в себя ценнейшие христианские артефакты - Свидетельства Страстей Христовых.

Собирая у себя эти реликвии, Габсбурги подчеркивали свою особую связь с Богом и обосновывали свое исключительное право на престол. Сокровища Хофбурга на сегодняшний день считаются самой лучшей коллекцией христианских святынь за исключением, разве что, Ватикана. Духовная сокровищница отражает стремление Габсбургов показать свои права на свои близкие отношения с Богом и даже расположена на месте, где когда-то была церковь.

Центром обширного собрания является уникальный набор редких религиозных реликвий, среди которых - частицы Креста Господня, один из гвоздей, которыми Христос был прибит к кресту, шип от Тернового Венца и части скатерти, использовавшейся на Тайной вечере.

[800x537]

Особая святыня - гвоздь, который, по легенде, был вбит в ноги Христа:
[700x525] [700x466] [700x466]

В одном из залов можно увидеть так называемое, Копье Судьбы - копье, которым центурион римской армии Гай Кассий Лонгин проткнул тело Христово, тем самым прервав его страдания на кресте:
[470x666]

Правда, эта теория не находит поддержки у ученых: наконечник копья датируется VII веком н.э. Тем не менее, оно имеет огромную ценность, т.к. по версии самих ученых, это копье Святого Маврикия:

[525x700]

По легенде, человек, обладающий этим копьем и разгадавший его тайну, будет держать в своих руках судьбы мира. Копье, по преданию, было выковано из куска металла, упавшего на Землю с Небес. Оно должно было использоваться в сакральных целях и олицетворяло собой символ крови иудейского народа, как Богоизбранного. Вооруженный именно этим копьем, открывает и завоевывает Землю Обетованную, то есть Палестину, вождь иудеев Иисус Навин, преемник Моисея. С помощью копья Лонгина отгоняет от Иудеи язычников царь Соломон. И даже печально знаменитый Ирод воевал с соседями при помощи этого копья. Считалось, что оно приносит военную удачу.

Эта легенда во все времена была настолько популярна, что об обладании копьем мечтали в свое время Наполеон и Гитлер. Оба пытались присвоить его, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Вообще, легенда гласит, что копьё много раз меняло своих владельцев. Его держали в руках апостол Фома, римский император Константин Великий (в битве у моста Милвиус) и император франков Карл Великий, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса и прусский король Фридрих II Великий, а также Габсбурги.

[800x566]

Наполеон Бонапарт, владея копьем, выигрывал сражение за сражением, он подчинил Европу, Египет. В поход на Россию Наполеон не берет с собой копье, и оно таинственно исчезает. Что случилось потом - нам хорошо известно…

В 1909 году начинающий живописец Адольф Шикльгрубер ежедневно, как на работу, приходил в Зал Сокровищ этого музея и часами простаивал перед витриной, за которой на алом бархате чернело это копье. Гитлер рассматривал мельчайшие детали артефакта и в течение тридцати лет упорно шел к своей цели – заполучить копье, которое заворожило его при первом взгляде.

[700x525]

13 октября 1938 года Копье Лонгина со всеми возможными почестями и предосторожностями было переправлено специальным бронепоездом в Германию и помещено в Нюрнбергскую церковь Святой Екатерины. Вместе с Копьем сюда перебрались из Хофбурга лоскут скатерти, покрывавшей стол во время Тайной Вечери, кошель Святого Этъена, зуб Иоанна Крестителя и другие христианские реликвии.

Завладев копьем, Гитлер хранил его, как зеницу ока. В конце войны он хотел переправить копье на подводной лодке в Аргентину, но не успел, войска союзников были на подходе. Узнав о Копье Лонгина, за поиски копья в Нюрнберге взялся американский генерал Патон (он в течении нескольких лет занимался поисками Святого Грааля). Американцы нашли спрятанное Гитлером копье 30 апреля 1945 года. Через несколько часов Гитлер покончил собой...

Копье среди трофеев Второй мировой войны некоторое время было в США, и говорят, что президент Трумен, обладая им, отдал приказ о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Вероятно, это всего лишь легенды. В любом случае - это именно то Копье Судьбы, делавшее своего владельца непобедимым. То, что на копье была кровь Спасителя, по значению ставило эту реликвию в один ряд со Святым Граалем. В 1354 году в честь Копья Судьбы даже учредили праздничный день - 8 апреля.

Коллекция содержит артефакты, которые разными путями попали к Габсбургам. Некоторые из артефактов были принесены в качестве приданного, как, например, непродаваемое сокровище династии - огромная Бургундская агатовая чаша - 58 сантиметров в диаметре, которую, в 1477 году, привезла в Австрию Мария Бургундская, выходя замуж за Максимилиана Габсбурга.
Это блюдо из цельного агата, на котором при определенном освещении проступает слово CHRISTO - Христос.

Многочисленные экспертизы подтвердили, что надпись не является рукотворной, а создана самой природой на чаше из цельного агата.

[700x525]

Чаша претендует на то, чтобы войти в список орудий страстей Христовых - многие считают именно ее священным Граалем, в который была собрана кровь Иисуса после распятия.

[700x466]

Кроме агатовой чаши, в венской Сокровищнице хранится еще одна реликвия, подлинность которой официально признана католической церковью. Это так называемый «Плат Вероники», известный своими целебными свойствами и признанный Ватиканом:

[700x466]

Согласно преданию, Вероника подала идущему на Голгофу Христу свой платок, чтобы он отер лицо в пути на Голгофу. Затем на нем проступили черты страдающего Иисуса: скорбное лицо с обострившимися чертами - один глаз полностью закрыт, а веко другого полуоткрыто. Это нерукотворное, то есть не созданное рукой человека, изображение Христа, которое признается как icona vera, то есть истинное изображение. Плащаница эта почиталась тамплиерами, а в Сокровищницу она попала в 1721 году в качестве дара знатной итальянки Катарины Савелли императору Карлу VI.

Опять же согласно преданию, римский император Тиберий, прослышал, что Христос может исцелять людей, послал на его поиски в Иерусалим некоего Савелли. Но гонец уже не застал Иисуса в живых, зато он получил плащаницу, прикосновение к которой тоже, якобы, исцеляло от болезней. Чудодейственную силу реликвии испытал на себе не только император Тиберий, но и, много веков спустя, члены Габсбургской династии, которые в случаях крайней необходимости требовали её из Сокровищницы.

Неизменный интерес у посетителей вызывает имперский крест - пенал-реликварий, предназначенный для хранения таких христианских святынь как частицы Животворящего Креста (Крест, на котором был распят Христос) и Святого Копья. Крест изготовлен из дуба, снаружи отделан золотом, украшен жемчугом и драгоценными камнями. Изнутри располагаются полости для святынь.

[625x800] [600x766]

А еще здесь выставлен рог единорога – мифического животного (хотя, скептически настроенные ученые утверждают, что это рог нарвала длиной почти 2,5 метра).

[525x700]

Важнейшими экспонатами Сокровищницы являются короны баварских (и не только) королей. В Светской части вас сначала встретят атрибуты императорской власти - гербы, короны и прочее (залы №I, II).

[595x700] [700x525] [740x527]

Здесь можно увидеть удивительные символические предметы: корона, скипетр и держава Священной Римской империи. Они, без сомнения, являются ярчайшими образцами европейского ювелирного искусства.

Императорская корона Рудольфа II, позднее Корона Австрийской империи,
скипетр и держава к короне:
[800x625]
(Начало XVII века. Золото, бриллианты, рубины, сапфиры, шпинели, жемчуг, бархат).

Корона Священной Римской империи в течение тысячелетия символизировала для народов Европы абсолютную монархию и власть германских королей. Первая золотая корона с драгоценными камнями была выполнена в Райхенау в 962 г. по случаю коронации в Риме Оттона I, основателя империи.

С того времени эту корону носили все императоры Священной Римской империи вплоть до 1602 г., когда Рудольф II заказал пражскому мастеру Яну Вермеену другую императорскую корону, оставив старую лишь для коронационных церемоний. Корона Карла Великого использовалась только в случае коронации Императора Священной Римской империи и в других случаях не использовалась, ее нельзя было носить постоянно. Поэтому, для повседневного использования использовались другие короны, большинство из которых утеряны.

В 1804 году корона Рудольфа II стала официальной короной Австрийской империи.

[625x800]
Корона, усеянная бриллиантами, рубинами, жемчугом, с крупным сапфиром на верхушке, восходит к средневековым формам, часто воспроизводимым на картинах и фресках.
[700x466] [640x480]

Четыре чеканки из золота изображают Рудольфа в облачении полководца и три его коронации во Франкфурте, в Братиславе и в Праге, напоминающие о том, что австрийские монархи были в то время императорами Священной Римской империи, королями Богемии и Венгрии.

[480x640]

Другие два символа императорской власти - это держава и скипетр.
[700x466]

По легенде, скипетр сделан из рога единорога, по крайней мере, такую версию популяризировали Габсбурги. На самом деле, он выполнен из рога арктического кита нарвала. Обе регалии увенчаны крупными сапфирами, а корона увенчана голубым изумрудом, все это символизирует небо и право править, данное самим богом.

Имперская держава из золота с драгоценными камнями и жемчугом:
[700x466]

Имперский меч (меч Карла Великого), изготовленный в XII веке., передавался коронованному властителю, как символ защиты своих подданных и суда над ними, как символ прав на управление армией империи.

Ножны состоят из 14-ти золотых пластин, на которых изображены первые императоры Священной Римской империи от Карла Великого до Генриха III. Интересным является то, что ножны сами по себе старше, чем сам меч, на сто лет.

[885x592]

В Schatzkammer собрана уникальная коллекция императорских одеяний. Особый интерес вызывают парадные одежды императоров и королей, золоченые или обшитые мехом великолепные церемониальные наряды с королевскими регалиями, в том числе итальянских Ломбардии и Венеции, входивших в Австро-Венгерскую империю.

Среди множества уникальных экспонатов - расшитая золотом мантия, в которую император Франц I был одет в 1830 г. на церемонии коронации сына Фердинанда, короля Венгрии. Эта мантия была частью драгоценных регалий Австрийской империи, провозгашенной в 1804 г. Францем II (изменившим свое имя на Франца I) для спасения идеалов монархии, так как Священная Римская империя рушилась в то время под ударами наполеоновских войск.

[740x580] [466x700]

В Сокровищнице несколько залов с одеяниями монархов – от мантий орденов, которым под тысячу лет, до детских платьев кронпринцесс.

[600x766] [566x800] [625x800] [800x566]

В зале №XI выставлена самая большая ценность Сокровищницы – Корона Карла Великого (Reichskrone). Это единственная корона в мире, в основании которой лежит восьмигранник - потрясающее древнейшее произведение, окруженное таким количеством тайн, что их все невозможно даже отыскать.

[800x625]

Этой уникальной короной короновались на трон большинство германских монархов раннего Средневековья, впервые она упоминается в XII веке. Хотя название "Корона Карла Великого" не совсем верно – к данной исторической личности она не имеет отношения, корона сделана на несколько веков позже. Название, скорее, подчеркивает преемственность власти императоров.

Вглядитесь – она олицетворяет символ Небесного Иерусалима (небесный свод и восьмигранные стены вокруг с вратами). Двенадцать драгоценных камней на лобной части символизируют двенадцать библейских апостолов. Двенадцать камней на затылочной - 12 колен Израилевых Ветхого Завета:
[800x566]

Эта имперская корона отличается от других известных корон тем, что вместо круглого венца, основание выполнено в форме восьмигранника - восьми закругленных кверху пластин. Пластины посредством золотых заклёпок прикреплены к двум металлическим лентам внутри короны, и замыкая её, дают восьмиугольную форму.

[800x566]

Когда и где были изготовлены металлические ленты и собрана корона - неизвестно. Пластины короны сделаны из качественного золота, и украшены 144 драгоценными камнями и жемчугом. Жемчуг и камни помещены в оправы без задней стенки, создавая эффект сияния камней изнутри.

[800x566]

Венчает корону высокая дуга с жемчужным шитьем с именем Конрада II. В месте соединения дуги и налобной пластины укреплен крест, который датируется годами правления Генриха II (1002-1024). Его лицевая сторона выложена драгоценными камнями и жемчугом и символизирует победу.

[800x566]

На гладкой внутренней стороне выгравирована фигура распятого Спасителя. Таким образом, императорская корона имеет христологическое значение: император правит от имени Иисуса Христа, от которого получает силу и которому дает отчет о своих деяниях.
[PER] ME REGES REGNANT (Моим именем правят цари) - написано на латыни на боковой эмалевой вставке с изображением Христа во Славе.

Один из залов сокровищницы посвящен Наполеону Бонапарту и его супруге Марии Луизе. Вы увидите их свадебные портреты, а также колыбель их сына, сделанную в 1811 году из 280 килограммов позолоченного серебра. Колыбель украшена золотым орлом – символом Наполеона, его сына называли Орленком. Однако младенец никогда не лежал в ней - это всего лишь официальный подарок по случаю рождения наследника престола, этакой символический "младенческий трон".

[675x850] [525x650] [526x750] [700x466]

В следующем зале - крестильные наборы для императорских детей, в том числе сделанные своими руками многодетной императрицей Марией-Терезией.

[800x525] [700x525]

Здесь же - купель с кувшином из цельного золота, которые использовались при крещении императорских детей:

[800x566] [800x566]

Сокровища Бургундии, некогда самого богатого герцогства в Европе, принадлежавшего Австрии, находятся тоже здесь: в зале №VII - огромные драгоценные камни - самый большой изумруд в мире - 2680 карат, цены которому в денежном эквиваленте не существует; аквамарин 492 карата, аметисты, гранаты, другие драгоценные камни, цена которых может составить бюджет небольшой страны и многие другие сокровища короны.

Изумруд из Колумбии:

[575x750]
Пожалуй, это самая дорогостоящая солонка в мире..))
[700x525]

Аквамарин:
[700x466]

Аметист:
[700x466]

Рубин:
[700x466]

А вот этот экспонат признается лучшим всеми представительницами прекрасного пола. Это - букет из роз тончайшей работы, полностью выполненный из золота. Безумно красивая вещь, подаренная одним из императоров Габсбургов своей супруге.

[566x800] [525x700]

Не менее интересен еще один экспонат - Императорские перчатки, которые датируются началом XIII в. и, как полагают, были сделаны в Сицилии, в Палермо. Они сделаны из красного шелка, украшенного драгоценностями.

[800x625] [477x700]

На ладони изображен орел с распростертыми крыльями, эмблема императоров Священной Римской империи. Вокруг орла вышиты золотом листва и четырехлистники.

И в завершение экспозиции всеобщее внимание привлекают сокровища и регалии Ордена Золотого руна, магистрами которого были некоторые из императоров. В 1953 году австрийское правительство официально признало Орден юридическим субъектом международного права. Члены Ордена Золотого руна имеют право на свои архивы и на собственность, они могут пользоваться своими реликвиями и ценностями в церемониальных и культурных целях. На собрания членов Ордена, которые регулярно проводятся в Вене, из Сокровищницы доставляют золотые орденские цепи и мантии.

[800x625] [800x493]

Перед началом Второй мировой войны по распоряжению Гитлера вся коллекция была перевезена в Нюрнберг. Однако, там ее не удалось сохранить. Уже в мае 1945 года во время оккупации ее захватили американские войска. Спустя год коллекцию вернули в австрийскую столицу.

Еще несколько фотографий из Венской сокровищницы:
[800x566] [800x563] [750x533] [721x514] [516x750] [700x525] [525x700]

Бургундский судебный кубок из горного хрусталя (середина XV века):
17_3.JPG

Венское Коронационное Евангелие от Иоаннана, на котором при коронации правители давали клятвы, использовалось в церемониях с 800 года. Из всех императорских регалий оно самое древнее. Жаль, что эту книгу показывают только в закрытом виде. Внутри она представляет собой прекрасный образец искусства своего времени. Буквы написаны серебряными и золотыми красками, в книге находятся шестнадцать иллюстраций.

[556x700] [525x700]

В книге 236 страниц, для времен средневековья это огромный объем, учитывая, что книги в те времена не печатались, а переписывались вручную. На обложке изображен сам бог, который в левой руке держит Библию, а правой рукой благословляет деву Марию:
[800x566]

Императорские украшения:
[800x625] [625x800] [625x800]

Ожерелья, коронационные принадледлежности императора Максимиллиана:
[700x525] [700x466] [700x466] [700x466] [750x516]

Одним словом, этот роскошный музейный объект - один из самых важных и интересных для любого туриста, приезжающего в Вену, и стоит потратить день для того, чтобы своими глазами увидеть артефакты и бесценные сокровища, собранные здесь.

Сайт Сокровищницы Габсбургов: http://www.khm.at/en/treasury
Адрес: Hofburg, Schweizerhof, 1010 Wien. Вход с площади Ин-дер-Бург через Швейцарские ворота.
Проезд: метро линия U1, U3, станция Stephansplatz
Часы работы: понедельник, среда - суббота, 10.00 - 18.00
В летний туристический сезон Сокровищница работает с 9.30, расписание работы лучше заранее уточнить на сайте.
Билетная касса закрывается за полчаса до окончания работы музея.
Стоимость билета: взрослый €12, льготный €9, до 19 лет - бесплатно, скидки для обладателей Vienna Card discount. Фото - только без вспышки.

Если же в ближайшее время вы еще не собираетесь в Вену - посмотреть на сокровища империи Габсбургов можно, не выходя из дома:
HOFBURG



Венская сокровищница (Schatzkammer)


(Спасибо М. Шварцу, MOONFIREFOX, Л. Волошко, reshell, suomilarissa, OLGINA67, Luna_T)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вена. Сокровищница Габсбургов (Schatzkammer) | Blue_ribbon - Дневник Blue_ribbon | Лента друзей Blue_ribbon / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»