Французский художник Анри Ле Сиданэ - «Метерлинк живописи»
Анри Ле Сиданэ
(1862 - 1939)
Анри Эжен Огюстен Ле Сиданэ (фр. Henri Eugène Augustin Le Sidaner, род. 7 августа 1862 г. Порт-Луи, Маврикий — ум. 16 июля 1939 г. Париж) — французский художник, работавший в различных художественных направлениях (импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм и др.).
Художник родился в семье капитана корабля на о. Маврикий. После окончания Франко-прусской войны 1870—1871 гг. семья Ле Сиданэ возвращаются во Францию и поселяется в Дюнкерке. Здесь Анри берет свои первые уроки рисования у местного художника Александра Десмита.
Roses and Wisterias on the House, 1876
При поддержке местного художника Александра Десмита, Ле Сиданэ, удостоенный городской стипендии и приехавший в Париж в 1880 г., в 1882 году поступает в парижскую Школу изящных искусств, в класс художника Александра Кабанеля. Вскоре, увлеченный Мане и импрессионистами, он отходит от усвоенных им ранее принципов классической живописи.
В 1882—1887 гг. живет в Этапле (Па-де-Кале) - маленьком рыболовецком порту, превратившемся в курорт.
Field of Poppies, 1884
А. Кабанель помог своему ученику добиться разрешения на экспозицию его работ на ежегодной выставке в Парижском салоне, в 1887 проходит выставка картин Ле Сиданэ в «Салоне французских художников», позже, в 1894 г. — в Салоне Национального общества изящных искусств.
Cows near an Old Boat, Etaples, 1887
The Herd of Ships, Marcilly, 1887
The Bedroom, 1890
The Young Shepherdess, Etaples, 1890
Portrait of Marguerite, Artist`s Daughter, 1893
The Hut on the Forest Edge, Etaples, 1893
Snowy Landscape, Etaples, 1894
Vase with Flowers, 1894
Ле Сиданэ, сумевший угодить взыскательному вкусу парижской публики, добивается известности как живописец, картины его охотно покупаются.
Его работы выставляются регулярно в Парижских салонах конца XIX столетия, в парижской галерее Анри Пети, в галерее Гупиль в Лондоне (Goupil Galleries). Ле Сиданэ сдружился с Анри Мартеном и Эрнестом Лораном, с 1896 г. его творчество приобретает в значительной степени литературную направленность.
The Meadow near the River, 1896
Round of Young Girls, 1897
Sunday, 1898
В 1898–1899 гг., уехав из Этапля, живет в Брюгге, воспетом Роденбахом. Как и многие символисты, писатели и художники, Ле Сидане был пленен этим городом, очарован здешним матовым светом.
Canal in Bruges, Winter, 1899
Moonlight, 1899
Nocturne, Bruges, 1899
The Square of Ecluse, Sluis, 1899
Но в 1900 г. он возвращается во Францию: сначала поселяется в Бове, затем переезжает в расположенный неподалеку прелестный городок Жерберуа, после чего окончательно обосновывается в Версале. Вообще же Ле Сиданэ много путешествовал. Он посетил как мировые метрополии — Нью-Йорк, Лондон, Рим, Венецию, так и живописные уголки Франции, где делает многочисленные этюды (побережье Нормандии, Бретань, Пиренеи).
Произведения Ле Сиданэ — преимущественно интерьеры, пейзажи и натюрморты — созданы в основном в импрессионистской манере. Его искусство, богатое нюансами, верно эстетике символизма: он стремился не просто изображать природу, но пытался одухотворить ее, придавая ей характерную символистскую атмосферу нежной грусти. Его живопись интеллектуальна по содержанию: память преображает непосредственные впечатления, окружая их тайной. Он подлинный «живописец души»: его девушки в белом, будто зачарованные колокольным звоном, — это «сонм туманных видений, снегурочек с распахнутыми в жизнь наивными глазами», пишет Габриель Муре.
The Channel in Spring, 1912
Белый сад, 1912
Breakfast, 1913
The Pool with Duckweed, 1916
Neptune Fountain at Twilight, 191
Фонтан Нептуна в сумерках, 1916
Bouquet of Flowers, 1917
Chartres in Snow, 1918
Grey Morning, Moret, 1918
Hydrangeas, 1918
Гортензии, 1918
Table with Dahlias, 1918
Стол с георгинами 1918
Venice in the Afternoon, 1918
Full Moon on the River, 1919
Полнолуние на реке, 1919
Twilight, 1919
Сумерки, 1919
Table by the Window, 1920.
Столик у окна, 1920
The Little Table, 1920
Small Table in Evening Dusk, 1921
Небольшой стол в вечерних сумерках 1921
Water Jets, Versailles, 1922
The Fisherman's House, Villefranche-sur-Mer, 1924
Steps of the Palace at Versailles, 1925
Поздние картины Ле Сидане — пейзажи без единой живой души: сады, монастыри, пустынные улицы — оставляют ощущение покоя и сосредоточенности.
The House with Roses, Gerberoy
Evening, 1925
In the Full Moon, 1925
В полнолуние, 1925
Table at the Mansion with Flowers, 1925
The White Garden under the Moon, Gerberoy, 1925-30
Белый сад под луной, Gerberoy, 1925-30
House by the Sea, 1926
The Bench, 1926
Above Roofs, 1927
The Street to the Church, Villefranche-sur-Mer, 1928
Вильфранш-сюр-Мер. Дорога к собору (1928)
Moonlight on the Harbor, 1929
The Entrance to Village, Gerberoy, 1930
The Quay in Green, Bruges, 1930
Набережная в Грин, Брюгге, 1930
Еще при жизни Ле Сиданэ получил прозвище «Метерлинк живописи».
Живопись А. Ле Сиданэ нашла восторженные отзывы у Марселя Пруста. В четвёртом томе его эпопеи В поисках утраченного времени (Содом и Гоморра) один из героев романа, коллекционер, расходует огромные денежные суммы на покупку кортин Ле Сиданэ