9 мая гости парада в честь 70-летия Победы впервые увидели «Армату» — новейший российский танк, облик которого рассекретили за несколько дней до праздника. «Армата» заметно отличается от современных танков, как российских, так и зарубежных — башня сделана необитаемой, а все три члена экипажа размещены в корпусе внутри специальной бронекапсулы, которая должна уберечь танкистов даже от самых современных противотанковых ракет и бронебойных снарядов. Впечатляет и техническая начинка «Арматы»: танк оснащен камерами кругового обзора, динамической броней, системами постановки помех и комплексом активной защиты, сбивающим снаряды на подлете.
Уже известно, что «Армата» будет представлена в онлайн-игре Armored Warfare от Obsidian Entertainment — разработчики делают все возможное, чтобы максимально достоверно воспроизвести машину в игре. «Армата» появится где-то через год после старта игры, одновременно с 9-10 уровнем техники.
Ну а пока неизвестен окончательный список танков, которые будут в Armored Warfare, самое время пофантазировать. Мы отобрали пять наиболее необычных и интересных танков разных лет, которые пусть и не стали массовыми в реальной жизни, но отлично смотрелись бы в игре.
Разработка этого впечатляющего танка началась еще в конце 80-х годов прошлого века и продолжалась до недавнего времени — в 2008 году машина вышла на ходовые испытания, а в 2010 году была продемонстрирована узкому кругу чиновников и офицеров. По сути, «Объект 195» — прямой предшественник «Арматы», подаривший ей многие технические решения.
С «Объекта 195» до сих пор не снят гриф секретности, тем не менее, некоторая информация о нем все-таки известна. Самое впечатляющее в конструкции — это 152-миллиметровая пушка, обеспечивающее преимущество в бою с любым другим современным танком. Пушка установлена в необитаемой башне, а экипаж размещается в бронекапсуле — в целом, компоновка очень похожа на «Армату» за исключением того, что «Объект 195» еще крупнее.
Собственно, именно главная особенность «Объекта 195» — пушка большого калибра — по слухам, и стала причиной отмены разработки. Орудие делало танк слишком большим, но при этом в нем все равно было трудно разместить достаточное количество боеприпасов. Кроме того, росла и цена машины. В итоге решено было доработать 125-миллиметровую пушку, повысив ее мощность за счет более длинного ствола и современных снарядов, и установить это орудие на более компактную и маневренную «Армату» (которая, тем не менее, заметно крупнее советских танков прошлого поколения).
«Объект 195» был не первым отечественным проектом танка со 152-миллиметровой пушкой — аналогичное орудие испытывалось на более ранних разработках еще в конце 80-х годов. Информация об этом серьезно напугала западные страны — появление на поле боя столь мощного танка могло изменить весь баланс сил в Европе. Поэтому в НАТО стали искать ответные решения.
Одним из вариантов стал Leopard 2-140, разрабатывавшийся в начале 90-х годов в Германии. Это была серьезно модернизированная версия «Леопарда-2» со 140-миллиметровой пушкой. На испытаниях орудие показало отличные результаты по бронепробиваемости — танк мог более уверенно противостоять новым советским и российским разработкам. Еще одной интересной особенностью орудия стало использование автомата заряжания — если у большинства машин НАТО экипаж состоит из четырех человек, то Leopard 2-140 управлялся лишь тремя бойцами, как советские танки.
После распада СССР ведущие танковые конструкторские бюро отошли к России и Украине. Дела в обеих странах шли плохо, так что разработка новых танков надолго остановилась. Следовательно, стал ненужным и Leopard 2-140. Об этой машине ничего не слышно с конца девяностых годов, а прямо сейчас немцы работают в совсем другом направлении — представленный в 2010 году Leopard 2A7 оснащен привычным 120-миллиметровым орудием, но отличается улучшенной защитой как от других танков, так и от пехоты с гранатометами.
Сегодня США трудно назвать выдающейся танковой державой — их основной боевой танк, M1A1 Abrams, считается достаточно заурядной «рабочей лошадкой» без каких-то выдающихся технических решений. Тем не менее, все могло сложиться совершено иначе — в 60-е годы, перед тем как приступить к разработке «Абрамса», США совместно с Германией работали над проектом танка MBT-70, который во многом опережал свое время.
MBT-70 был настоящей машиной мечты — компактный и отлично вооруженный, он заметно отличался от любого западного танка. 152-миллиметровое орудие могло вести огонь как обычными снарядами, так и управляемыми ракетами, а за подачу боеприпасов отвечал автомат заряжания. Последнее позволило сократить экипаж до трех человек (в «Абрамсе» американцы вернули заряжающего), которые размещались во вращающейся капсуле внутри башни. Кроме того, MBT70 оснащался пневмоподвеской, которая позволяла танку «прижиматься» к земле, снижая его заметность.
MBT70 погубили те, кто, по идее, должен был дать ему путевку в жизнь — конструкторы. Между американской и немецкой командой постоянно случались споры о будущем облике машины, и это приводило к тому, что страны начинали делать совершенно непохожие танки. Кроме того, огромное количество нестандартных решений делало танк дорогим и сложным в освоении — в итоге это напугало заказчиков, которые сделали выбор в пользу более стандартных машин.
Strv 103 был создан в середине 60-х годов для обороны Швеции. Сами конструкторы называют его танком, хотя машина больше похожа на самоходную артиллерийскую установку — здесь так же нет башни, а наведение орудия на цель осуществляется поворотом и наклоном корпуса. На Strv 103 применили передовую пневматическую подвеску, с помощью которой танк мог как «припадать» к земле, так и наклоняться под нужным углом — эта возможность помогала маскироваться, используя рельеф местности.
Strv 103 задумывался как оборонительный танк, который чаще всего будет действовать из засад. У машины очень крепкая лобовая броня, а управлять ей могут сразу два члена экипажа — механик-водитель и радист. Причем последний сидит лицом к корме танка и берет на себя управление в случае отступления — благодаря такому решению, Strv 103 ездит задним ходом почти так же быстро, как и вперед.
Танки прослужили в войсках Швеции почти тридцать лет и были списаны лишь в 1996 году, когда на замену им пришли купленные в Германии «Леопард-2». В боевых действиях данный танк ни разу не участвовал, поэтому оценить эффективность решений, использованных в нем, достаточно сложно.
«Объект 279» — пожалуй, самый потрясающий танк, когда-либо созданный в СССР. Разработанный в 1957 году танк даже сегодня поражает своим футуристическим внешним видом. Башня со внушительных размеров орудием, похожий на летающую тарелку эллиптический корпус, и все это — сразу на четырех гусеницах. Впрочем, конструкторы танка вряд ли хотели произвести впечатление на зрителей – именно такая схема лучше всего подходила для боевых действий во время ядерной войны. Форма корпуса позволяла эффективно противостоять ударной волне от атомного взрыва, а мощнейшая броня защищала «Объект 279» от большинства орудий тех времен. Ну а четыре гусеницы обеспечивали танку отличную проходимость.
«Объект 279» был построен лишь в одном экземпляре — испытания показали, что ходовая из четырех гусениц ненадежна и требует серьезной доработки. Работы были свернуты и потому, что в СССР в те времена победила концепция основного боевого танка – хорошо вооруженной и быстрой машины, которая отличалась небольшими размерами и массой (в полтора раза меньше, чем у «Объекта 279»).