Русская техника витражной перегородчатой эмали в украшениях ар нуво
Рассматривая восхитительные украшения ар нуво, невольно задаёшься вопросом - как удалось мастерам сделать такие хрупкие, невесомо-прелестные вещи? Особенно чудесны слюдяные крылышки стрекоз, листья и лепестки цветов в живых прожилках и, конечно, пёстрые и трепетные крылья бабочек!
Перегородчатая эмаль — сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки «на торец».
Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.
После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.
Секрет воздушных украшений ювелиров ар нуво в технике мини-витражной перегородчатой эмали,
На сплетённый из металла каркас украшения наносится временная подложка за тем - разноцветная эмаль
после чего изделие подвергается обработке, при которой временная подложка удаляется и на свет появляется хрупкое, светящееся создание
[показать]
Витражная, или оконная, эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.
В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.
В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.
В 6 веке нашей эры, техника plique-à-jour была известна на Руси, примерно в 13 веке утрачена, в следствие нашествий и войн. Техника была перенята мастерами западной Европы, и французский термин появляется примерно с 14-го века.
Полное описание процесса проиллюстрировано в Трактатах Бенвенуто Челлини 1568 года. В конце 19-го века, во время возрождения ювелирных традиций, техника перегородчатой эмали стала особенно популярной в России.
Ну а plique-à-jour на Западе так и называют - русской - Russian plique-a-jour
Серия сообщений "Эмальеры.Перегородчатая эмаль": Часть 1 - Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта Часть 2 - Перегородчатая эмаль ... Часть 12 - Фантастическая красота эмалей Марианны Хантер (Marianne Hanter) Часть 13 - Русская ювелирная посуда компании "Русские самоцветы" Часть 14 - Русская техника витражной перегородчатой эмали в украшениях ар нуво Часть 15 - Эмальерные часы (часть-1) Часть 16 - Эмальерные часы (часть-2) Часть 17 - Мариус Хаммер – скандинавский модерн