Венгерский государственный оперный театр
	венгерскии оперный театр
	
	
 [показать]
	Видит бог - все вышло случайно. Спонтанно, внезапно и достаточно неожиданно. Когда мне пришло в голову поплескаться в Будапештских купальнях, я не сразу вспомнила о наличии в городе шикарнейшего оперного театра. Но успела одуматься.  И купить билет (слава интернету!). И судьбе было угодно сделать так, что субботний репертуар мне подошел. Итак - где мой лорнЭт?
	
 [показать]
	Главный и крупнейший театр на территории Венгрии - Венгерский государственный оперный театр - является одной из самых излюбленных достопримечательностей Будапешта.
	
	Театр, проект которого был разработан архитектором Миклошам Иблем, возводился с 1875 года. Строительство было профинансировано правительством, а также Австро-Венгерским императором Францем-Иосифом. Он получил звание Венгерского Королевского оперного театра и распахнул свои двери в 1884 году.
	
 [показать]
	Театр был создан в 1884 году архитектором Миклошем Иблем, когда оперная труппа отделилась от Национального театра, в котором драматические спектакли чередовались с оперными. Его первым директором был композитор и дирижёр Ференц Эркель, автор национального гимна Венгрии; однако театр с трудом обретал самостоятельность: нёс немалые убытки из-за низкой посещаемости, артисты покидали его. В 1888 году директором был назначен композитор и дирижёр Густав Малер, занимавший этот пост до 1891 года.
	
 [показать]
	Проведя ряд реформ, добившись, в частности, того, что пели на сцене театра только по-венгерски, Малер в течение года сумел переломить ситуацию. В 1893 году музыкальным директором театра стал другой знаменитый дирижёр — Артур Никиш.
	
 [показать]
	За время своего существования театр повидал большое количество известных музыкантов. Среди них были: Густав Малер, который в течение четырех лет был главным его дирижером, музыкальный руководитель Отто Клемперер , а также Янош Ференчик, Бела Барток и Джакомо Пуччини, дважды ставивший свои оперы на сцене театра. В этом театре в разные годы работали такие замечательные композиторы, дирижёры и артисты, как Отто Клемперер, Бела Барток, Ламберто Гарделли, Янош Ференчик, Беньямино Джильи, Ева Мартон, Йожеф Симанди и другие.
	
 [показать]
	Театр был оснащен по последнему слову техники, здесь впервые для подъема сцены было установлено гидравлическое оборудование. Здание во время Второй мировой войны практически не пострадало, и уже в 1945 году были возобновлены оперные постановки. Спустя пять лет зал был значительно расширен и проведено новое освещение.
	
 [показать]    
 [показать]
	Однако в 1979 году правительство было вынуждено закрыть театр на капитальный ремонт по причине аварийности здания. Торжественное открытие Венгерского государственного оперного театра состоялось ровно через сто лет после первой премьеры.
	
 [показать]
	Великолепное, роскошно украшенное здание театра по праву является шедевром венгерской архитектуры. Он возведен в стиле неоренессанс с отдельными элементами барокко и построено архитектором Миклошем Иблем в период между 1875 и 1884 годами, богато украшено выполненными в стиле барокко орнаментами, скульптурами и картинами. Особенно интересна настенная живопись работы Берталана Секея, Мора Тана и Кароя Лотца вдоль лестниц внутри здания и в зрительном зале.
	
 [показать]
	Большой интерес вызывает настенная живопись, выполненная художниками Кароем Лотцем, Берталана Секея и Мораном Таном. Экстерьер театра украшают статуи - Ференца Листа, являющегося самым известным композитором Венгрии, и Ференца Эркеля, автора национального гимна.
	
 [показать]
	Зрительный зал, выполнен в традиционной для театров подковообразной форме. Декор интерьера включает скульптуры и картины ведущих деятелей искусства того периода. Имеет вместимость 1261 места. Зал занимает 3-е место по акустике в Европе после миланской Ла Скала и Парижского оперного театра.
	
 [показать]
	
	Хотя по своей вместимости и размерам театр не вошел в число крупнейших, по качеству акустики и красоте, достопримечательность Венгрии считается одной из лучших театров оперы в мире. <........>
	
 [показать]    
 [показать]
	Строительство оперного театра велось около десяти лет по проекту известного венгерского скульптора Миклоша Ибла. Того самого, кто спроектировал целую улицу в Будапеште – проспект Андраши, которую сравнивают с Елисейскими полями в Париже.
	
 [показать]
	Торжественное открытие оперного театра состоялось 27 сентября 1884 года. На нем присутствовал император Австро-Венгрии Франц Иосиф. Говорят, что убранство будапештской оперы настолько поразило императора и превосходило по пышности украшения оперы в Вене, что Франц Иосиф вскоре после торжественного открытия покинул здание, не дослушав представление до конца.
	
 [показать]
	В этот день публика услышала первые акты опер «Бан Банк» и «Ласло Хуньяди», авторство которых принадлежит композитору Ференцу Эркелю. Именно он и стал первым директором оперного театра. Правда, пианист из него вышел гораздо лучше, чем управленец. <............>
	
 [показать]
	Технические решения здания казались революционными: впервые в мире использовались гидравлические машины , их разработала венская компания Asphaleia.С помощью ручной лебедки можно опустить вниз до стульев первого этажа 30-и центнеровую бронзовую люстру большого зала, которая сейчас является промышленным памятником.
	
 [показать]
	Несмотря на превратности истории в последующие десятилетия всегда было характерно  музыкальная интенсивность и высокий художественный уровень. Оперный театр может похвастаться такими артистами, как Эва Мартон, Елена Токоди, Андреа Рост, Денеш Гуляш, Блек  Аттила и Габор Бретз. Кроме того, много легендарных зарубежных артистов пели в Будапеште, в том числе Рене Флеминг, Чечилия Бартоли, Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Кура Томас Хампсонес Хуан Диего Флорес. <..........>
	
 [показать]
	Театр ставит национальные венгерские оперы, в т. ч. «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1918), «Хари Янош» (1926), «Секейская прядильня» (1932) Кодая и др. Большое место занимает в репертуаре зарубежная, в т. ч. русская классика; театр осуществил постановки опер «Евгений Онегин» (1902), «Борис Годунов» (1913), «Хованщина» (1936) и др.
	
 [показать]
	Значительным событием в развитии венгерского балета была постановка балета «Деревянный принц» Бартока (1917). В 1930 венгерский балетмейстер и танцовщик Д. Харангозо поставил балет «Сцена в Чарде» Хубаи, который ознаменовал утверждение национального направления в венгерском балете.
	
 [показать]
	В 1945 он же поставил балет Бартока «Чудесный мандарин». На развитие венгерского балета оказал большое влияние русский классический балет. В театре работали советские балетмейстеры: В. И. Вайнонен, А. М. Мессерер, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский. В 1950 осуществлены постановки балетов «Щелкунчик» и «Пламя Парижа» Асафьева.
	
 [показать]
	Лучшие постановки венгерских национальных опер в 40-70-е годы — «Волшебный шкаф» (1942) и «Чином палько» («Орлиные перья», 1951) Фаркаша, «Это и есть война» (1962) и «Преступление и наказание» (по Достоевскому, 1969) Петровича, «Кровавая свадьба» (1964) и «Гамлет» (1968) Соколаи, «Трагедия человека» Ранки (1970), и балетов — «Хитрые студенты» Фаркаша (1949), «Свадебный платок» (1951) и «Песнь Бихари» (1954) Кенешшеи, «Мати Лудаш» Сабо (1960) и др.
	
 [показать]
	Оркестр Венгерского оперного театра выступает с 1853 как самостоятельный симфонический оркестр под названием «Будапештское филармоническое общество» (инициатор и организатор Ф. Эркель), ведёт регулярную концертную деятельность. С 1960 председатель-дирижёр Я. Ференчик, с 1967 — А. Короди. С оркестром работали крупнейшие дирижёры — Г. Абендрот, Э. Ансерме, Б. Вальтер, Р. Штраус, В. Фуртвенглер и др.
	
 [показать]
	В СССР Венгерский оперный театр гастролировал в 1958 и 1971, балетная труппа — в 1965.
	
 [показать]
	Первый период существования балетной труппы театра связан с деятельностью итальянского балетмейстера Ф. Кампилли, который перенёс на будапештскую сцену балеты, пользовавшиеся популярностью в других странах Европы, и поставил несколько собственных балетов («Ренессанс», «Рококо», «Коппелия», все — 1884; «Сатанелла» Пуньи и Гертеля, «Наила» Минкуса и Делиба, «Сильвия», все — 1885; «Робер и Бертран» Шмидля, 1890, и др.). Балеты также ставили балетмейстеры Ц. Смеральди, Й. Хасрайтер, Л. Маццантини, Ц. Северини.
	
 [показать]    
 [показать]
	В 1902-15 годы с труппой работал приглашённый из Вены итальянский балетмейстер Н. Гуэрра, который много сделал для подъёма хореографического искусства в Венгрии. Гуэрра поставил около двадцати балетов (в т. ч. «Венецианский карнавал» Берте, «Карлик-гренадёр» Сиклы, оба — 1903; «Сильвия», 1904; «Маладетта» Видаля, 1905; «Покрывало Пьеретты» Дохнаньи, 1910; «Коппелия», 1912; «Прометей», 1913, и др.), однако в силу объективных причин, ему не удалось создать подлинно оригинального и жизнеспособного репертуара.
	
 [показать]
	Значительным событием стала постановка балета Б. Бартока «Деревянный принц» (1917). Её осуществили балетмейстеры Э. Брада и О. Зёбиш, руководившие труппой в 20-х годах.
	
 [показать]
	В конце 20 — начале 30-х годов происходило становление венгерского балета, складывались основы национального репертуара, формировались творческие особенности труппы и появились талантливые исполнители. В этот период постановки осуществляли балетмейстеры А. Гобье и Р. Кёллинг, ранее работавшие в труппе С. П. Дягилева и восстановившие здесь балеты «Треуголка» (балетмейстер Л. Ф. Мясин) и «Шехеразада» (балетмейстер М. М. Фокин). Успешной была деятельность балетмейстеров Я. Цеплиньского и А. Миллоша, известного венгерского танцовщика и педагога Ф. Надаши, начавшего работу в будапештском театре в 1936, а также художника и главного режиссера Г. Олаха, организатора и постановщика многих балетных спектаклей.
	
 [показать]
	Новый этап в развитии балетного искусства Венгерского оперного театра начался после освобождения Венгрии от фашизма и установления народно-демократического строя. Он связан с расцветом творческой деятельности Д. Харангозо, начавшего балетмейстерскую работу в театре ещё в конце 30-х годов. Харангозо первым на венгерской сцене поставил балет Бартока «Чудесный мандарин» (1945) и в дальнейшем не раз обращался к этому спектаклю, создавая новые его версии.
	
 [показать]
	Этому плодотворному периоду в жизни театра в значительной степени способствовало сотрудничество с группой советских педагогов и хореографов, творческие контакты и обмены театра с московским Большим театром и ленинградским Театром им. Кирова. Поставленные советскими балетмейстерами балеты классического наследия и балеты советских композиторов пополнили репертуар труппы: «Щелкунчик» (1950), «Лебединое озеро» (1951), «Бахчисарайский фонтан» (1952), «Жизель» (1958), «Гаянэ» (1959), «Ромео и Джульетта» (1962). <...........>
	
 [показать]   
 [показать]
	В будапештском театре оперы и балета я, конечно же, уже бывала. Но не фотографировала. А тут подвернулся такой случай -и планов особых не было, и утренний спектакль давали чудеснейший, ну как тут пройти мимо билетов в интернете?
	
 [показать]
	Интерьеры театра сохранились в памяти очень пышными, но четкой картинки не было. Тем приятнее было ощущать себя посредине такого роскошества.
	
 [показать]
	Еще одна особенность будапештского театра в том, что его строили не придворные архитекторы Хельмер и Фельнер, как все оперные театры империи вплоть до Лъвова. И получилось тем не менее очень красиво.
	
 [показать]
	Давали Спартака. А я очень давно не была на балете. Да и Спартака живьем видела в 10-летнем возрасте.
	
	
 
	
	Случается подобное крайне редко, но критиковать заведение не за что. Вот так вот, не за что. Английского билетерши и работники гардероба не знают, так что с того?
	
 [показать]
	Зато здание каждой клеточкой напоминает боярские палаты. Откуда у венгерского хлопца российская грусть образовалась?
	
 [показать]    
 [показать]
	Постановка была великолепна. Вот настолько великолепна, что от сцены было не оторваться. И танцоры - что это за чудо-мальчики. Девочки несколько слабее, но зато мальчики - это настолько феерично, что  такое редко увидишь.
	
 [показать]
	«Спартак» — балет в 4 актах 9 картинах; композитор Арам Хачатурян; автор либретто Николай Волков; литературной основой послужили многие исторические материалы и художественные произведения. Премьера: 27 декабря 1956 года, Ленинградский театр оперы и балета им Кирова (так в СССР назывался Мариинский театр). Балетмейстер-постановщик премьерного спектакля: Леонид Якобсон. Ныне балет известен в двух основных редакциях:
	хореография Л. Якобсона
	хореография Ю. Григоровича
	 
 [показать]
	Сюжетом балета стала история древнеримского раба-гладиатора Спартака и поднятое им восстание, произошедшее в 74 до н. э. — 71 до н. э. Восставшие сумели победить в нескольких битвах с римскими легионами. Однако в конце концов восстание под предводительством Спартака было жесточайшим образом подавлено. Римская республика этого периода являла собой погрязшую в разврате и жажде зрелищ толпу, ведомую корыстолюбивыми сенаторами и склоняющуюся в сторону то одного, то другого харизматичного лидера, стремящегося стать диктатором. Это было время начального разложения Римской республики, когда она еще была сильна, но всполохи недовольства уже зрели внутри неё, что в итоге привело к диктатуре Цезаря и основанию Римской Империи его внучатым племянником Октавианом (27 год до н.э.).
	 
 [показать]
	Сюжет балета «Спартак» ведет к событиям Римской республики в 73 — 71 годах до н. э., и, тем не менее, по идеологии — это типично советский балет. В советское время на смену легким и сказочным балетам приходят героические постановки, апофеозом которых становится революционная непримиримость. Именно идеологическая фабула — борьба низших слоев общества с высшими — стоит в основе сюжета балета «Спартак», именно эта борьба является основополагающей для всего советского официального искусства. Даже во время Великой Отечественной войны в правительственных обращениях к народу призывалось защищать не просто родину, а — советскую родину, где главным словом было «советскую», то есть страну, где низший слой одержал победу над высшим.
	
 [показать]
	Про Великую Отечественную войну мы вспомнили не случайно: свидетельства о появлении балета «Спартак» относятся как раз к этому периоду, когда, казалось бы, по известной поговорке, музы должны молчать. Но история неоднократно опровергала этот постулат: во время войны музы не молчат, но говорят на языке оружия. В декабре 1941 года, в особенно тяжёлые дни Великой Отечественной войны, композитор Арам Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым, я приступаю к работе над балетом „Спартак“. Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». 
	
 [показать]
	Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход вглубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <…> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость»
	
 [показать]
	Работа над балетом началось еще раньше — в 1933 году, и начали ее балетмейстер московского Большого театра Игорь Александрович Моисеев — ему-то и принадлежала идея балета — и приглашенный им для совместной работы драматург-либреттист Николай Дмитриевич Волков. Однако, уже в начале 1930-х годов в штате московского Большого театра стали происходить крутые изменения.
	
 [показать]
	О самом реальном Спартаке исторических фактов сохранилось очень мало, поэтому его биографию авторам пришлось домысливать (т.е., попросту сочинять). В качестве литературной основы для либретто были использованы:
	    «Жизнеописания» Плутарха (50—120 гг.)
	    сатиры Ювенала (около 60—140 гг.).
	    статья Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима»
	    книга советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание»
	    роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак» — это касалось в первую очередь описания ристалищ
	    исторические хроники М. Оливье «Спартак»
	 
 [показать]
	«Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Н. Д. Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <…> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Неудивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей.
	Сюжетная канва балетного спектакля не может полностью следовать историческим событиям. Театральная постановка имеет свои законы, она должна уложить действие в несколько часов и показать зрителю законченное действие в его определенном чисто драматургическом развитии. Поэтому театрально действие часто излагает свою версию исторического события весьма примитивно и поверхностно, неся другие — сценические — задачи. Поэтому не стоит искать в балете точного изложения действительных фактов, имевших место много лет назад в Римской империи. <..........>
	
 [показать]    
 [показать]
	Краткое содержание балета «Спартак» (каждая постановка строится на варианте своего оригинального балетного либретто, на сегодня в мире существуют более 20 версий постановки).
	Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким полководцем Крассом. Захваченные в плен люди обречены на рабство. Среди них — Спартак. Но Спартак не может с этим смириться, он не мыслит свою жизнь в рабстве. На рынке продают рабов и Спартака разлучают с Фригией. Красавицу Фригию доставляют к полководцу Крассу, и Эгину настораживает его интерес к новой рабыне. В разгар оргии Красс приказывает для полного развлечения привести гладиаторов: пусть сражаются насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. Победителем оказывается Спартак, его доводит до отчаяния, что он был вынужден убить своего товарища. Спартак не желает больше этого выносить и принимает решение бороться за свободу. Его поддерживают и другие гладиаторы. На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяется группа пастухов — это римский пролетариат, тоже решивший бороться за свободу и независимость.
	
	Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Красс празднует свои победы. А тем временем войска Спартака окружают его дворец. И вот уже Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь — пусть все узнают о его позоре.
	Месть Красса не знает пределов. Он собирает легионеров, идущих на подавление восстания Спартака. Спартак готов принять бой. Но Эгина вместе с куртизанками пробирается к гладиаторам и соблазняет самых морально неустойчивых из них, заманивая в ловушку и передавая в руки легионеров Красса. В неравном бою с легионерами гибнут Спартак и его верные друзья. Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, но она полна веры в бессмертие его подвига.
	
	
 
	
	Известный советский театральный критик и режиссер Б. Львов-Анохин в свое время так писал об этом балете: «„Спартак“ — это самое яркое современное выражение традиций советской хореографии в области создания героического балета. Этот спектакль представляет собой торжество, триумф героического мужского танца». Будапештский театр - не Большой,но эта вещь у них прекрасно получилась.
	Опера порадовала со всех сторон. Даже онлаин - билеты продаются указанием ограничений по возрасту! Да и цены очень гуманные - ложа за 28€ позволяет ходить хоть каждые выходные.
	
     
	
	http://olgina67.livejournal.com/259204.html
	Опера. Эскиз прекрасной эпохи 
	Здание Оперы в Будапеште – в центре города и посередине эпохи, определяемой не иначе, как «золотой век». Значит, должна объяснять и время, и город.
	…Каждая пядь поверхности должна быть украшена. Потолок – в росписях сюжетных и орнаментальных, на сводах разворачиваются мотивы станц Рафаэля, у каждая дверная ручка – с завитком, с розой, с декором. Пространство организовано внятными и ясными, как таблица умножения, формами: круг, прямоугольник (желательно квадрат), арки – полукруг.
	
	Всё устроено разумно, как города, дороги и подданные хорошо организованной империи. В империи реальной далеко не всё было в порядке, и поводов для критики и сетований она давала сколько угодно, но имелся же перед глазами и идеал. Вот: богато, правильно и всё на своих местах.
	Резьба по дереву, воспроизводящая элементы античной – каменной! – архитектуры. При этом ощущения имитации, каковое неизбежно, когда коринфская колонна делается из кирпича и штукатурки, нет. Есть ощущение солидности, гарантированно качества ремесленной работы, статусности.
	
	У публики взгляд отдыхал на этих красотах: да, в жизни-то получается по-разному, но мы знаем, как надо. Надо – так. С опорой на великое и единое для всех европейское прошлое, с некоторым сдержанным щегольством и – трезво, рационально, без мистики, тумана и прочих предрассудков.
	
	Раз-два, раз-два. Коробочки-гутты, заимствованный в древнегреческой архитектуре, выстроились в ряд, стройный, как шеренга гвардейцев на параде, и длинный, как железная дорога. Это в готическом соборе не найти двух одинаковых загогулин, а тут, как никак, индустриальный мир – причем юный индустриальный мир, уже научившийся обеспечивать порядок, единообразие и точность, но еще не подвергающий сомнению Абсолютную Эстетическую Истину.
	Абсолютная Эстетическая Истина есть классическая древность, и Рафаэль пророк ее, amen.
	
	Античность, правда, была скромнее в материалах… Ну так разве напрасно открывали Америку и изобретали порох, разве напрасно продирались сквозь средневековые суеверия и строили, строили, строили здание Цивилизации? Вот – плоды. 
	Всё это так роскошно, что кажется, еще чуть-чуть и самым правильных термином станет слово «бохато». Но – нет. Есть какая-то грань, которую внутреннее убранство Оперы не переходит; богатство сохраняет меру и респектабельность, и золото килограммами – не самоварное.
	
	Похоже, дело в этом: респектабельность, самоуважение… В конце концов, мир действительно стал лучше. Это богатство – не столько отнятое, сколько созданное. Не сокровища, которые кто-то нашел и тем спрятавшего обездолил, а прибыль, добавочная стоимость, которую – согласимся, распределили, наверное, неправильно и несправедливо, но которую перед тем, как несправедливо распределить – создали.
	
	Сбежавшие с чернофигурных древнегреческих ваз волны в здании венгерской Оперы на проспекте графа Дьюлы Андраши де Чиксенткирайи и Красногорка – как у себя дома. Античность всё еще понимается как вневременная и вненациональная норма – вроде эталонов метра и килограмма в Севре, в Международном бюро мер и весов, учрежденном, кстати, через год после того, как Миклош Ибл начал проектирование Оперы. Эталон Абсолютной Эстетической Истины мог бы занять место рядом.
	
	Устойчивость и симметричность. Лозунг классицизма был «благородная простота и спокойное величие». А это – солидное благосостояние и оптимистическая надежность. Все эти гирлянды цветов и фруктов занимают свои места в интерьере прочно и основательно – как на прилавках. Уже не роскошь, не новость, не экзотика заморских стран, как на голландских натюрмортах. И не лихорадочное заговаривание страха голода, как в архитектуре павильонов ВДНХ. Европа второй половины века – сытый мир. Детям еще запрещают без спроса таскать сахар из сахарницы, но в принципе на столах уже всё то же, что и у нас сейчас.
	Считается, что роспись плафона имеет в основе концепцию рождения поэзии из духа музыки, поскольку изображает с одной стороны Аполлона со свитой, а с другой Диониса. Впрочем, что тот, что другой – персонажи школьной мифологии, декоративные фигуры, которых и отличить-то друг от друга можно только по обычным атрибутам, тирсу и лире; книгу Ницше пока то ли плохо прочли, то ли плохо поняли. 
	
	Опера – мир взрослых. Не в том смысле, что сюда не допускаются «до 16» – тех, кто «до 16», эта культура пока еще совсем не видит. Общество состоит из взрослых полноправных и детей, которые самостоятельности не имеют. Подростки – не учитываются. «Молодость» – не актуальное понятие. В Будапеште в 1896 году насчитывалось более шести сотен кафе, но было ли среди них кафе «Юность», как через дорогу от дома моего детства, в Северодвинске? Вряд ли: «Центральное», «Художник», «Ллойд», «Фиуме», «Японское», «Нью-Йорк»…
	И Опера – никак не про юность, что бы там ни шло на сцене; опера – для взрослых, состоявшихся и состоятельных. Опера – это «жизнь удалась», – черной икрой по красной икре, помните? – золотом по бархату.
	В центре – императорская ложа. Тут следует анекдот про Франца Иосифа, но оставим его для визита в этот зал.
	
	Гардероб. Колонны с коринфскими капителями служат опорами для блоков с полным антаблементом – архитрав, фриз, карниз – которые служат опорами для… симпатичных завершений в виде шахматных пешек. И все это – из дерева.
	
	На сводах вестибюля – росписи в стиле grotesgue. Гротески вошли в моду в XV веке, когда итальянцы впервые за тысячу лет увидели рисунки на стенах раскопанного Золотого дома Нерона, точнее – в его гротах. Потом гротесками украсил своды Ватикана Рафаэль. Потом, при Екатерине Второй в Петербурге Кваренги организовал воспроизведение Лоджий Рафаэля в интерьере Старого Эрмитажа. Так что в 1880-м годам такие гротески должны были восприниматься как всем и всюду – от Помпей до Невы – понятный универсальный текст.  
	
	А давайте я не буду этот кадр комментировать, а просто скажу, что зайти под эти своды можно в любой момент, как захочется? Подвернулась по пути Опера – что ж не забежать на минутку? Постоять, посмотреть. От входа направо – кафе. Чашечка кофе выйдет подороже, чем в кофейне дальше по проспекту; но что вы хотите – это все-таки Опера, империя… Это не Франц Иосиф углубился в книжку за соседним столиком?.. И – дальше, по делам.
	Проектирование здания началось в 1873 году. Архитектору, Миклошу Иблу, 59 лет. Хорошо, для ровного счета, шестьдесят. Представителю заказчика, председателю столичного совета по общественным работам, fővárosi közmunkatanács alelnöke, Фридьешу Подманицки, почти пятьдесят. Собственно, коллективный «заказчик», публика, общество столицы – это и есть люди от пятидесяти до шестидесяти. А теперь посмотрим, что это за люди, какую они прожили жизнь и каким был мир их жизни.
	Родились они в Австрийской империи. В детстве-юности видели великое наводнение 1838 года, когда в Пеште смыло половину домов. Молодость пришлась на революцию 1848 года. Революция, как известно, кончилась поражение и разочарованием – это если издалека смотреть и удивляться, почему главные венгерские праздники – дни проигранных революций. А если приглядеться, становится видно, что в процессе кое-чему научила. Кошут создал прочти свободную прессу, споры Сечени и Вешшелени породили общество. Общество научилось брать на себя ответственность – взялось за реформирование всей жизни, от инициатив по освобождению крестьян до расширения сфер использования венгерского языка и уравнивания в правах еврейского населения. Войну с австрийцами Венгрия проиграла, но опыта набралась. Повзрослела. Путь от Кошута к Деаку – это как раз путь от юношеского самопожертвования во имя прекрасных идеалов к неспешной планомерной работе государственного человека. 
	На их глазах Буду и Пешт связал Цепной мост. Они читали в газетах про Великое зловоние в Лондоне и про Калифорнийскую золотую лихорадку. Когда они обзавелись семьями, случилась Крымская война, в Венгрии было введено обязательное начальное образование для детей от 6 до 12 лет. Потом они услышали про строительство Суэцкого канала и открытие линии первого в мире метрополитена в Лондоне. На тот факт, что там же, в Лондоне, в следующем году образовалось Международное товарищество рабочих, I Интернационал, внимания могли и не обратить, а вот за восстанием в Польше наверняка следили заинтересованным взглядом.
	Восьмого июня 1867 года наблюдали если не саму церемонию коронации Франца Иосифа и Елизаветы в будайской церкви Матьяша, то прочие состоявшиеся по этому поводу торжества. Австро-Венгрия родилась. А что из нее вырастет… Точнее – что из нее смогут вырастить? Это как раз их дело, их поле деятельности.
	
	Можно ли считать внешний вид и интерьер здания Оперы выражением их взглядов на жизнь и понимания своего места в мире? О внешнем виде Опере и «фрактальном» принципе организации ее убранства речь уже шла.  Похоже, что и снаружи, и внутри будапештская Опера – проект «прекрасной эпохи» и одновременно ее автопортрет. В конце концов, пропасти между гением-художником и публикой тогда еще не было; Опера стала манифестом художественной концепции ее автора, архитектора, и одновременно – предметом гордости публики, зрителей, горожан.
	http://bellezza-storia.livejournal.com/434974.html
Опера Будапешта
Опера Будапешта была построена в конце девятнадцатого века в качестве Королевской оперы. Великолепное здание Венгерского Оперного Театра расположено на одном из самых престижных бульваров города — проспекте Андраши. Это один из величайших оперных театров мира, расположенный в потрясающем историческом здании.
История Оперы Будапешта
Оперный театр, ныне известный как Венгерский государственный оперный театр, был приурочен к празднованию тысячелетия Венгрии в 1896 году. Самый важный на то время архитектор Венгрии Миклош Ибль хотел, чтобы новый оперный театр конкурировал с парижской Оперой Гарнье, Венской Оперой и Дрезденом. Грандиозное здание строилось почти десять лет — работы начались в 1875 году и закончились в 1884 году.
Построенный в Нео-ренессансном стиле, оперный театр также может похвастаться несколькими элементами барокко. Здание имеет двухэтажный фасад с портиком и лоджией. На балюстраде над карнизом посетители найдут шестнадцать статуй великих композиторов мира, включая Бетховена, Моцарта, Верди, Бизе, Чайковского и Монтеверди. Но самые выдающиеся статуи посвящены двум наиболее популярным композиторам Венгрии, которые показаны сидящими в больших нишах по обе стороны от главного входа. Справа от входа находится Ференц Лист (известный композитор / пианист девятнадцатого века), а слева — Ференц Эркель, композитор венгерского национального гимна и первый режиссер Оперы. Статуи были созданы известным венгерским скульптором Алайошем Штроблем. Жители Будапешта рассматривают Оперу Будапешта, как одно из самых важных исторических зданий в городе, а также как один из самых выдающихся оперных театров мира.
Оформление оперного театра
Внутренняя часть Венгерской государственной оперы еще более впечатляет. Фрески и скульптуры некоторых из ведущих мастеров страны, в том числе Кароя Лотца, Берталана Секели и Мора Тана украшают интерьер. Немало килограммов золота использовались для украшения внутренней части огромного зрительного зала, в котором размещается около двенадцати сотен посетителей. Комната украшена массивной вешалкой весом в три тонны. Потолок украшен фреской с изображением греческих богов. Фойе столь же грандиозное — с мраморными колоннами, люстрами и потолочной росписью девяти муз.
В Государственном Оперном театре Венгрии проходит полная программа оперных спектаклей, и билеты на самые известные оперы расходятся очень быстро. Планируйте посещение Оперы Будапешта соответственно, чтобы вы могли услышать выступление во время своего путешествия. Также доступны экскурсии по оперному театру — билеты можно приобрести в кассе, или заказать онлайн. Вне всяких сомнений, опера является одной из причин посетить Будапешт , наряду с другими потрясающими достопримечательностями города.