Русская финифть



Эмаль (финифть) — одна из древнейших разновидностей художественной обработки металла. Это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Издавна эмаль применялась для украшения предметов из золота, серебра и меди. Она была известна в Древнем Египте и через Византию попала на Русь.
Финифтяной промысел возник не на пустом месте. В прошлом славились на Руси местные иконописцы и серебряники. Известно, что еще в стародавние времена в Ростовском архиерейском доме существовала иконописная мастерская. Трудно сказать, когда укоренилось в провинциальном городе дорогостоящее финифтяное ремесло. Предание повествует, что во времена императрицы Анны Иоанновны ссыльный итальянский мастер обучил ему ростовских иконописцев, но документальных свидетельств тому мы не имеем.


С 1760-х годов в описях Ростовского архиерейского дома встречаются первые упоминания о финифтяной мастерской. Возможно именно в это время, следуя Указу Синода, ростовский митрополичий дом и монастыри стали привлекать талантливых людей для обучения не только иконописному, но и финифтяному ремеслу. Мастера из числа священников и приписных крестьян выполняли исключительно заказы церкви. По описям кладовых архиерейского дома можно судить о круге их работ. Это отдельные финифтяные пластины для икон с изображением ростовских и других особо почитаемых русских святых, а также комплекты миниатюр для церковной утвари, митрополичьих шапок и окладов Евангелия. Некоторые из них были отосланы в Ярославль, из чего можно сделать вывод, что в 60-х годах XVIII века услугами мастерской пользовались и за пределами города.

Во второй половине XIX века расширился и жанровый диапазон ростовской финифти. Вслед за изданием гравюр с панорамами города, видами местных храмов и монастырей появились и ростовские миниатюры на эмали подобного содержания. Поначалу их выполняли в единичных экземплярах в качестве памятного подарка, а затем эмалевые пластины с панорамой Ростова вошли в ассортимент местных финифтяников.
До 80-х годов XIX века промысел сохранял единство и самобытность. Но расширение рынка сбыта и конкуренция промышленного производства икон вызывали необходимость ускорения трудового процесса, что не могло не отразиться на художественном уровне изделий. Разделение труда и массовое тиражирование лучших образцов ростовской финифти привело к выхолащиванию стиля, превращению образа иконы в схематичный знак. Высокое искусство превратилось в грубое ремесло. Промысел постепенно приходил в упадок.


После революции 1917 года мастера, объединившиеся в артель, создавали изделия, разнообразные по ассортименту: шкатулки, коробочки, броши, запонки. Блестящую поверхность эмали они заполняли цветной росписью, портретами общественных и политических деятелей, а также агитационной символикой.
С конца 1960-х годов в промысел пришло много талантливых художников, способных воспринять и развить местную живописную традицию. Определились новые возможности для расцвета ростовской финифти. Творческий потенциал промысла велик. Среди молодых художников-исполнителей немало талантливых миниатюристов, создающих собственные оригинальные композиции. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека.








Основой финифтяного изделия служит медная пластинка, которая вырезается по размерам и форме будущего произведения, на которую наносится эмаль - особая стекловидная масса, истертая в порошок. Затем пластинка помещается в муфельную печь и обжигается.Эмалевый порошок тонким слоем покрывает всю пластинку и прочно сплавляется с нею.
Затем поверхность пластины расписывается особыми надглазурными красками, причем все они, будучи в порошкообразном состоянии, имеют цвет, значительно отличающийся от того, который получается после обжига. В этом и заключается самая большая трудность для художника: он очень тонко должен чувствовать, какой плотности нужно наносить мазок, какие краски смешивать, чтобы достичь желаемого цвета и тона.Поэтому финифтяные пластинки расписываются - с последующим обжигом - три, четыре и более раз. Прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск.



















В наше время известны три места в России, где сохранена традиционная школа финифти: Ростов, Ярославль и Вологда. Посмотри это видео - там очень понятно и наглядно показано как делают это чудо искусства.