Впервые встретив в чужом дневнике Саня Шико эту незнакомую фотографию знакомого леонтьевского «Султана», я не только привычно восхитилась красой образа, но и умилилась необязательной ослепительной улыбке артиста и живости момента: веселый царственный мусульманин как будто в ожидании своего выхода то ли развлекает за кулисами корреспондентов фестиваля, то ли уже намеревается бочком-бочком, приветливо улыбаясь да пританцовывая, улизнуть от их вездесущих вопросов да объективов…
И отметилось в который уж раз, что Леонтьеву, темноглазому-чернобровому, смуглому, с точеными чертами, с пряным голосом, исключительно идет восточный колорит, мотивы, одежды, весь этот соблазн экзотических жарких стран и любые сказочно-реальные фигуры Востока – Алладин или джинн, шейх, султан, бедуин… Кажется, что и наружность у Валеры, родившегося на Севере, и душа чем-то родственны совсем, казалось бы, противоположному миру, огромному, жаркому, разнообразному, удивительному, - миру чужой манящей культуры, специфических линий, узоров, нравов, лиц и особенной изнывающей музыки, - который мы называем одним словом «Восток».
И подумалось: хоть он Валере и к лицу, но в творчестве занимает не так уж много места: в открытом виде наберется всего лишь пяток песен… Конечно, для сцены тема эта благодатная, неисчерпаемая и беспроигрышно эффектная, но перекормить ею публику до приторности очень легко, может, поэтому Леонтьев и обращается с ней осторожно…
«Доплыву до Индии» в конце 80-х - из нее сделали целый клип! Благо, материал было откуда брать – из леонтьевской поездки на фестиваль в эту экзотическую музыкальную страну яркой красоты и рекордных социальных контрастов.
Но в этой песенке индийского не столько музыкального, сколько текстового, поэтому я ее к восточным особо и не отношу.
По-настоящему Восток начался, наверное, с «Алладина». Песенная сказка с типично восточным мотивом в современных ритмах вывернула сюжет одной из «Тысячи ночей» неожиданной стороной: там героем стал не хозяин лампы, а раб. Джинны, мол, «тоже не прочь погулять».
И он гулял, еще как гулял!)
В ярчайшем шоу 90-х «Полнолуние», для которого и была написала и записана эта песня, Валера ее обставил древнеегипетскими декорациями, выпустил из них огромную бутафорскую покачивающуюся кобру, разукрасил номер арабскими танцами и разноцветными шелками.
А во время «Новогоднего аттракциона» в цирке эту песню театрализовали и вовсе с настоящими верблюдами. Управляемыми, разумеется, цирковой группой. Знатный получился Восток! Носился вкруговую по арене живой караван, рядом, как погонщик, но по другую сторону бортика мчался Валера и, похоже, иногда чуть отставал, поскольку ему приходилось бежать-то по внешнему кругу…
(Кстати вспоминается из его репертуара и песня «Верблюды» - там ведь тоже ощущается восточный тягучий напев… Может, и ее отнести к восточным песням? Клип на нее, правда, снят совсем в другом духе, как бы в доисторическом, первобытном. Может, это следовало понимать как намек на то, что заарканить, навеки приземлить существо с полетом, вздумать лишить его свободы может только человек с пещерным интеллектом…)
А джинн из «Алладина» в цирке получился особенно ярким и весьма эпатажным, весьма! Степенно выехав верхом на верблюде под знойный музыкальный перестук, затем воодушевился, раздухарился, устроив в ярком окружении танцевальный пир, и даже сбросил свой богатый красный халат. Весь затянутый в темное трико с атласным переливом, спрятав шевелюру под головным убором, он танцевал и зажигал, сильный и стройный, и играл не только голосом, но и мышцами; и бросались в глаза серебристые сверкающие плавки - этот фривольный нарядный штрих парадоксальным образом делал его похожим на темнокожего и нагого.
А лет десять спустя в «Новогоднем аттракционе» у Леонтьева был уже совсем иной восточный образ, из другой эпохи, из других мест - почти киноромантик-однолюб из Средней Азии.
«Гюльчатай» - так называется песенка под пленительный танец с балетом, и очень много Валера выступал на сцене с этим номером. А на арене его сделали настоящим маленьким иллюзионом! Пожалуй, это мой любимый вариант песни…
Цирковые чудеса – обман зрения, и все же снова и снова при просмотре удивляюсь, как дикарь: каким образом живая девочка, пусть и скорее Дюймовочка, чем Гюльчатай, помещается в том малом кувшине и куда вообще она девается, ведь устрашающие мечи, которыми протыкают тот плетеный сосуд, никак не похожи на складывающиеся колено в колено, при крупных планах вроде бы явно видно, что лезвия входят и выходят самыми что ни на есть натуральными…
У Валеры там очень-очень ласковое выражение лица, что забавно сочетается со «смертельным» трюком.) Освободил пленницу и ручку поцеловал...)
Как я погляжу, его номерам с восточной стилизацией вообще везет на цирковое воплощение, вот и последний, совсем недавний, «Султан» из «Кавказской пленницы», который Леонтьевым и исполнялся всего-то пару раз, тоже побывал на арене цирка - на вечере в честь Юрия Никулина.
Однако, самой красивой из всех песен этой направленности для меня по-прежнему остается «Роза Каира».
Помню, прочла в прессе, кажется, в «Бульваре», мнение критика, что эта песня интересна только на сцене – в постановочном виде, с танцами и атрибутами. И не согласилась с критикой: я «Розу Каира» обожаю слушать саму по себе. Нравится в ней сама мелодия и аранжировка, чарует струнный перебор, околдовывает томный голос, одновременно властный и молящий… Да разве можно описать, чем привлекательна песня! Словом, мне она - одна из самых красивых…
Этой «Пурпурной розе» с цирком не повезло, но новогодний с ней спектакль по зрелищности, наверное, не уступит цирковому. А по ролевой игре, по драматичности мимики, может, и превзойдет... Крупные планы – тут главная ценность.
До чего же классный из Валеры араб! Индус был бы не хуже… Хочу чисто индийскую песню в его исполнении!)