«-Вот, - сказала мне продавщица, - модная вещь. В бархатном футляре лежало что-то вроде узкого стилета с затейливой резьбой и ручкой из слоновой кости. Это, monsieur, прибор для вынимания из глаза попавшей туда соринки». - русский сатирик Аркадий Аверченко смеётся над бесполезными, но очаровательными штучками своей эпохи. Время, называемое в истории моды Прекрасной Эпохой, требовало красоты, изящества и очарования не только от женщин и шляпок, но и от вещей, порой, даже самых заурядных. Человек Прекрасной Эпохи мог простить вещи её...бессмысленность, но безобразия - никогда! Итак, поговорим о мелочах - об аксессуарах. Даже самый изысканный туалет будет незавершённым и - несовершенным без соответствующих ему аксессуаров – без роскошного веера или изящной сумочки, без шёлкового зонтика-парасоля, соперничающего своей прелестью с кокетливой шляпкой.
…Модные «мелочи» сопутствовали человеку во все века – ношение некоторых из них даже предписывалось этикетом (например, в XVIII столетии светская дама не могла появиться в обществе без веера). Но сегодня мы будем говорить о Прекрасной Эпохе. Перечислить все приятные мелочи того времени просто невозможно – их было такое великое множество, что современному человеку это показалось бы странным. Так, существовали специальные расправки для перчаток» или – «пажи» для дамского подола, специальные защипы, позволяющие женщине управляться с длинным треном модного платья. Человек ‘Belle époque’ старался окружить себя массой очаровательных безделушек, которым придавал большое значение.
Вот интересное рекламное объявление, напечатанное в «Журнале для всех» за май 1912 года: «Только за 2 р. 95 к. высылаются 14 ценных предметов: цепочка элегантная новейшего фасона, брелок с пикантными видами, предохранитель часов от воров…»1 - среди четырнадцати предлагаемых предметов есть только один, являющийся действительно «ценным» - это – карманные мужские часы «Анкеръ». Всё остальное – нужные и ненужные, но чрезвычайно милые аксессуары, без которых, человек ‘Belle époque’ буквально не мог прожить.
Говоря о веере, этом старинном орудии дамского кокетства, авторы часто убеждают читателей, что мода на веера прошла из-за огрубения и упрощения нравов – женщине стало попросту незачем стыдливо прикрывать опахалом личико и декольте. Но дело вовсе не в женщинах и не в их нравах - моду на веера уничтожило…электричество. Опахало веками служило даме, вынужденной пребывать в освещённых тысячами горящих свечей, гостиных и залах. По мере того, как в жизнь человека вторгался неумолимый прогресс, а бальные залы озарялись электрическим светом, утрачивалась и потребность в опахалах. Однако описываемая эпоха не была бы в полной мере ‘Belle époque’, если бы в ней не было вееров. Они всё ещё служат дамам, без них невозможно появиться на балу или в оперной ложе. Более того – ещё в 1910-х гг. выходят в свет брошюры, посвящённые так называемому «языку веера» (!). «Язык веера» - это особая система жестов, при помощи которой дама могла объясняться с кавалером, не прибегая к словам.
Возникший ещё в Галантном Веке, этот «язык» постоянно менялся и дополнялся новыми значениями, но суть его оставалась прежней – при помощи «лепестков» своего веера дама могла сообщить мужчине гораздо больше, чем позволила бы себе сказать словами. Примерно до середины XIX столетия веер являлся статусной вещью – умение «играть» опахалом отличало изысканных аристократок от неотёсанных обитательниц буржуазных кварталов. Знаменитой мадам де Сталь (Madame de Staël),приписывают следующее высказывание: «По манере держать веер можно отличить княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». Во второй половине XIX века веер окончательно покидает пределы светских салонов и входит в обиход практически каждой модной горожанки…
Для ‘Belle époque’ было характерно три типа вееров – plié, brisé и pliant. Опахало plié, состоящее из веерного станка (пластин) и плиссированного веерного экрана (одностороннего или двухстороннего), было распространено ещё с начала XVII столетия. Веерный станок изготавливался из черепахового панциря, кости, дерева. Экраны выполнялись из шёлка, муслина, шёлкового сатина, хлопчатобумажных тканей, коклюшечных кружев «шантильи» на подкладке из шёлкового газа или - из игольных алансонских кружев. Иногда при создании веера использовались различные ткани – например, лицевая часть была шёлковой, а оборотная – хлопчатобумажной. Широко использовалась также бумага (особенно при создании вееров- реклам и вееров-меню).
Веер plié имел много разновидностей – например, ballon, fontange, en armure. Веер plié - ballon имел вытянутую овальную форму – его «основные» платины были выше, чем пластины оправы. Опахало plié - fontange в целом напоминало ballon, однако, было ещё более удлиненной формы. Изобретателей fontange-й вдохновили высокие головные уборы конца XVII – начала XVIII века, названные в честь фаворитки Людовика XIV Марии – Анжелики де Фонтанж. Веера plié en armure были частично или же полностью полностью покрыты блёстками, придававшими вееру металлический вид (‘en armure’ – в броне). После 1893 года вошли в моду веера madame Sans-Gêne весьма оригинальной формы. На первый взгляд это было обычное опахало plié. Однако в веерном экране имелось несколько отверстий, покрытых прозрачными тканями (газом или тюлем), позволявших дамам беспрепятственно разглядывать окружающих. «Мадам де Сен – Жен» - так называлась комедийная пьеса французского драматурга Викториана Сарду (Victorien Sardou). Героиня пьесы отличалась крайней беззастенчивостью (sans gene – буквально «без стеснения»).
Веера, без сомнения, являются страничками истории общества – в них отражается стиль, мода и даже мировоззрение той или иной эпохи. Веер Серебряного Века – тому подтверждение. В 1890-е годы, когда подражание модам былых времён считалось хорошим тоном, были весьма актуальны веера в духе рококо. Шёлковые веерные экраны расписывались галантными сценами. Или - цветочными гирляндами, розово – голубыми «облаками», среди которых резвились белокурые купидоны. Увлечение японским стилем породило моду на «веера гейши» (настоящие японские или же – сделанные в парижских и лондонских мастерских). Чёрные хризантемы – на серебристом шёлке или ветка цветущей сакуры, расположенная на белом экране веера были невероятно популярны.
Орнаменты модерна 1900-х годов – переплетающиеся лианы, ирисы, маки, любимый цветок эпохи - пармская фиалка – также не были оставлены без внимания мастерами вееров. «Я разглядела на чёрном веере лиловость фиалок», - вспоминала сестра поэтессы - Анастасия Цветаева. А вот Ф.Фалюэль, хранитель музея Galliera (парижского музея моды) отмечает, что любимыми представителями фауны для эпохи Модерн являлись птицы – синицы, щеглы, соловьи, а примерно с 1905 года – павлины и лебеди. Например, хорошо известны веера «Чёрный павлин» и «Синий павлин» (см.фото)- их веерные экраны раскрываются, подобно павлиньим хвостам. Образы насекомых – воздушных стрекоз и роскошных бабочек также были весьма любимы художниками, работавшими над созданием вееров. Перечисление сюжетов, украшавших веерные экраны ‘Belle époque’ заняло бы не одну страницу. Вот лишь некоторые – играющие мальчики, ветви сирени, девушки, амуры, ласточки, цветущая ветка яблони, воробей на фоне цветущих роз и ромашек.
«-Не правда ли прелесть? На нём моё имя и дата»,- сообщает уайльдовская леди Уиндермир, показывая свой веер… Существовали веера – программки (их раздавали перед спектаклем), веера – меню для званых вечеров, веера - рекламы и веера – пригласительные билеты. Эти недолговечные, но изысканные опахала были сделаны из бумаги и расписаны со всем тщанием – человек Прекрасной Эпохи фанатично обожал красивые предметы, даже, если они служили ему всего один вечер. Например, бумажный веер – реклама Трансатлантической компании (1900 г.) выполнен в стиле…рококо: на веерном экране изображена сценка из венецианской жизни XVIII столетия. Веер «Государственная железная дорога» с одной стороны содержит несколько рекламных сообщений, тогда как на другой стороне можно увидеть картины морского отдыха – изящных дам и кавалеров, одетых в купальные костюмы. Таким образом, экран веера plié мог быть не только красивой картинкой, но и своеобразным транспарантом.
Веера brisé не имели экрана и состояли только из пластин, соединённых между собой кусочками разрезанной ленты. (См., например). Разновидностями веера brisé были cocarde и palmette. Экран веера cocarde, открываясь циркульными створками, образовывал круг. (Впрочем, иногда и веера plié изготовлялись в стиле cocarde). Веер palmette составлялся из пластин листовой формы. В романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», возможно, упоминается веер типа palmette: «…С большим веером в форме листа платана, она похожа на одну из тех прелестных статуэток, что находят в оливковых рощах возле Танагры…». Большую популярность имели опахала из перьев pliant-ы. Они также не имели экранов и состояли только из перьев и пластин, соединённых между собой нитью или лентой. Веер из колышущихся страусовых перьев в руке изысканной дамы смотрелся весьма импозантно: «…графиня ударила веером страусовым опешенного шевалье…». Существовали также интересные переходные формы, вроде вот этого веера brisé/pliant, соединявшего качества обоих видов...
Крупнейшим центром торговли страусовыми перьями был Лондон. Для создания самых дорогих опахал веерные мастера использовали белые перья самцов. Чёрные, с зеленоватым оттенком перья самцов считались похуже, но были также весьма дороги. А вот серое в красно – коричневую крапинку оперение самок шло на веера попроще. Помимо страусовых, использовались перья других экзотических птиц. Например, известен веер «Синий попугай», составленный из переливающихся разноцветных пёрышек большого африканского попугая. В прессе раздавались возмущённые возгласы - до каких пор мы будем уничтожать птиц ради бессмысленных дамских капризов? А молодая Коко Шанель и вовсе заявляла, что элегантности можно достичь и без использования выдранных перьев из хвостов несчасных страусов... Но как бы там ни было, такие веера, созданные из перьев редких птиц, назывались красивым именем - «фантази». Наиболее эффектные веера сочетали в себе плиссированные экраны и маленькие пёрышки – ими оторачивался верх.
Вместе с модой на восточный колорит, возникает мода на восточные опахала. Дама в платье от Поля Пуаре органично смотрелась с веером из павлиньих перьев или с листовидным опахалом на короткой ручке. «Распустив павлиньево свой веер, вы к нему прижмётесь в теплой дрожи…»,- писал Игорь Северянин в 1911 году, когда мода на «гаремные» шелка и восточные ароматы переживала свой апогей. Для Домов моды Poiret и Paquin художниками Полем Ирибом (Paul Iribe), Жоржем Лепапом (George Lepape) и Жоржем Барбье (George Barbier) создавались веерные экраны на «восточную» тему. Так, существовала серия вееров plié - ballon под общим названием «Султанши». Без веера, действительно, невозможно себе представить обольстительницу ‘Belle époque’: «Есть женщины. Их волосы, как шлем. Их веер пахнет гибельно и тонко…», - эти строки Марина Цветаева посвятила своей подруге Соне Парнок.
Веер – символ тайны, загадки, им, как маской, можно прикрыться от назойливых взглядов. Дама, чьё лицо скрыто веером (как и дама под вуалью), заинтриговывала гораздо больше, чем женщина, являвшая миру свою красоту без всяких ухищрений. Роковая женщина - типичный символ эпохи - немыслима без веера. Недаром, Черубина де Габриак (Елизавета Дмитриева), поэтесса, создавшая миф о самой себе, упоминает веер в ряду символов: «кинжал и веер, цветы, камеи…». Анна Ахматова, несомненно, знавшая «язык веера», пишет следующие строки:
«Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной -
И в руке твоей навеки
Неоткрытый веер мой».
Разумеется, говорить о языке веера в начале XX века очень сложно - к этому времени ушла сама культура галантного флирта. Тем не менее, в книжках писалось, что...если дама подавала собеседнику закрытый веер верхним концом, это означало не только симпатию, но и любовь. Если же веер подавался ручкой, то есть нижним концом, то это символизировало презрение, неприязнь или же – разрыв отношений. В стихотворении «Чайная роза» Игорь Северянин пишет о цветке, а подразумевает, разумеется, кокетливую женщину: «Над нею веера стрекоз - как опахала изумрудные…». Помимо традиционных вееров, в начале XX века были в моде так называемые «зефиры» - маленькие ручные вентиляторы (высота 20-21 см.) Впервые патент на веер – «зефир» был выдан некоему М.Кайзеру (M.Kaiser) в 1902 году. В патенте значилось «новая система механического веера».
Один из таких трёхлопастных «зефиров», изготовленный из родонита цвета слоновой кости, хранится в парижском музее Гальера. . Интересными представляются такие «изобретения», как веер с театральным биноклем и веер – лорнет. В целом же, создатели вееров больше опирались на традицию, чем выдумали концептуальные новинки. Так, созданные в середине 1890-х гг. в мастерской Эрнеста Киса (Ernest Kees) веера – «прямоугольники» типа plié смотрелись не слишком эстетично, и от этой затеи пришлось отказаться. Лидерами в изготовлении вееров, разумеется, были парижские мастера. Недорогие, но невероятно стильные и модные образцы производила мастерская Бенджамена Лашёлана (Benjamin Lachelin). Элитную продукцию выпускал мастер Дювельруа (Duvelleroy) – реклама его вееров всегда помещалась в разделе светской хроники. Его опахала, расписанные известными художниками, были из тафты, газа, шёлка. Бумажные веера у Дювельруа – большая редкость.
Уже упоминавшийся Эрнест Кис (Ernest Kees) создавал веера для людей с любым уровнем достатка. На веерах типа pliant специализировался мастер Бюисо (Buisot). Веерные мастера всё чаще сотрудничали с модельерами, парфюмерами и даже – с производителями оптики. Так, Дювельруа заключил договор с фабрикантом оптических приборов M.Бальбеком (M.Balbeck) о совместном создании вееров – лорнетов и вееров – биноклей. Парфюмеры закупали недорогие бумажные веера и, пропитывая их своими духами, устраивали рекламные акции. Дома мод выпускали веера – рекламки с фотографиями коллекций одежды. Но, так или иначе, история веера подходила к закономерному концу. В 1910 году один из парижских журналов напечатал «Жалобы веера»: «Очаровательные непринуждённые беседы ушли в прошлое, как и галантность, как и двор со своей знатью, как и игры, которым я служил. Моё время прошло! Без сомнения, мною пользуются ещё, но я более не царствую!». Поговорив о веерах, вспомним и о других чудесных штучках ушедшей эпохи!
Иванкина Галина
b
[показать]