— Геронда, когда мне предстоит упорядочить какую-нибудь проблему, я сильно беспокоюсь и не могу уснуть.
— Твоя основная проблема — это многие помыслы. Если бы этих многих помыслов у тебя не было, то и на послушании, и в духовной жизни ты трудилась бы с гораздо большей отдачей.
Но я научу тебя одному способу, с помощью которого ты сможешь избегать многих помыслов.
Вот послушай.
К примеру, если у тебя в уме появляется помысел о каком-то деле, которое тебе предстоит сделать завтра, говори своему помыслу так: «Это дело не на сегодня. Завтра я его и обдумаю».
А в случае, когда тебе предстоит принять какое-то решение, не изводи себя мыслью о том, как лучше поступить, и не откладывай принятие решения всё дальше и дальше.
Выбирай что-то, делай решительный шаг, а заботу о дальнейшем предоставь Богу.
Постарайся избегать скрупулёзности, чрезмерной тщательности, чтобы не ломать себе голову.
С любочестием* делай то, что тебе по силам. При этом веди себя просто и с полным доверием Богу.
* Любочестие (греч. φυλότιμο) — небуквально это благородное великодушие, расположенность к жертвенности, презрение к материальному ради нравственного или духовного идеала.
В русском языке точного эквивалента этому слову и понятию нет.
Преподобный Паисий часто подчёркивает значение любочестия в духовной жизни.—Прим. пер.
Возлагая на Бога своё будущее и своё упование, мы, некоторым образом, обязываем Его нам помочь.
От многих помыслов даже здоровый человек станет ни на что не годным. Если расстраивается больной и страдающий, то у него есть оправдание.
Однако если кто-то, будучи здоровым, беспокоится и страдает от помыслов «слева», то на него впору надевать смирительную рубашку!
Мыслимое ли дело — быть в прекрасном здравии и мучиться от собственных помыслов!
Самая тяжёлая болезнь нашей эпохи — это суетные помыслы мирских людей.
У них может быть всё, что хочешь, кроме добрых помыслов.
Отрывок из книги " Духовная борьба"
Паисия Святогорца