Наше ныне нас нежит и рушит,
	Но туманы сирени висят.
	И в мантилье из сумрачных кружев
	Кто-то вечно спускается в сад. 
Ах, мантилья, тебя воспевали в балладах и романсах. Ты, накинутая на голову и плечи красавицы, окутывала ее фигуру, ниспадала почти до пола, создавая ореол загадочности и неприступности. Ты придавала женскому образу неповторимость, осанке величавость, а взгляду тайну…. Пришедшая из глубины веков, ты и сегодня не вышла из моды, став атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.
По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана… дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с "жрицами любви" издал указ "Орденанс де Мансебиас, обязывающий последних покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей – мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.
Мантилья (исп. Mantilla) - элемент национального испанского женского костюма, вуаль из шелка или кружев, которая надевается на высокий гребень – пейнету, вкалываемый в прическу; длинная накидка на голову и плечи в Латинской Америке и дореволюционной России. Да, наши прабабушки тоже носили мантильи, только выглядели они чуть иначе, чем украшение испанских красавиц.
Мантилья прочно вошла в моду уже в XVIII веке и стала символом Испании и главным атрибутом национального женского костюма. Каждый регион Испании внес свою специфику в облик мантильи:
в холодных районах мантилья превратилась в теплую шерстяную накидку из такни с частым переплетением;
в теплых областях – в роскошное украшение из шелка и кружев.
При этом и те, и другие мантильи делятся на праздничные, богато украшенные las de "fiesta" и мантильи простые, для повседневной носки - las de "diario".
Превращение мантильи из обычной одежды в декоративную деталь началось в XVII веке, когда элегантные сеньоры заменили полотно дорогим кружевом. Мода на мантилью среди знати вспыхнула во время наполеоновских войн, когда гордые испанки не пожелали одеваться на французский манер и с вызовом кутались в мантильи. Но самый расцвет популярности этого предмета одежды пришелся на правление Королевы Изабеллы II (1833—1868), любительницы диадем и головных уборов. Разумеется, аристократки горячо поддержали королеву, и мантилья стала непременной деталью наряда на всех значимых мероприятиях. После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии - Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как "La Conspiración de las Mantillas" (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Спустя 3 года Король Амадей сдался, отрекся и уехал в Италию. А мантилья осталась…. К середине ХХ века популярность мантильи упала, сохранился лишь ее вариант - токилья, треугольный платок, который дамы одевают в церковь без гребня. Но роскошные кружевные длинные мантильи не ушли навсегда – они остались для особых поводов!
Кружево для мантильи используется особенное. Это кружево ручной работы bolillo, в основном двух видов – блонда и шантильи.
Блонда (Blonda) – из шелкового кружева двух сортов. Основная часть мантильи состоит из матового шелка, а ее вышитый крупными цветочными мотивами край из глянцевого. Волнистый край мантильи из-за сходства с кастаньетами называют "puntas de castañuelas"(зубцы кастаньет).
Шантильи (Chantilly) - легкий и элегантный материал, названный по имени своей родины – города Шантильи во Франции. Это кружево из-за своей эфирности считается лучшим для изготовления черных мантилий, обильно вышитых растительными мотивами – гирляндами, листьями, цветами.
Тюль (Tul) – более дешевый, заурядный материал для мантилий, используемый как имитация блонд или шантильи. Тюль используется для машинного способа изготовления мантильи. На тюлевую основу наносится машинная вышивка, имитирующая текстуру ручной работы - La técnica blonda bordana o encaje granadino. Но настоящие ценители всегда отличат настоящее ручное кружево от тюлевой вышивки.
Главное дополнение к мантилье - la peineta (гребень). Размер и форма гребня в основном определяются личными предпочтениями и... особенностями женской фигуры. Обычная форма гребня – прямоугольная с полукруглым завершением или загнутая. Более высокие гребни подходят девушкам небольшого роста, а высокие сеньоры и сеньориты носят более короткие гребни. Гребень крепится в прическе с помощью лент и на него накидывается мантилья.
Цвет мантильи определяется положением женщины: белые и цвета слоновой кости положены только незамужним девушкам, а черная мантилья - для замужних дам. Правда в наши дни встречаются и цветные мантильи как деталь модного костюма.
Длина мантильи должна быть рассчитана так, чтобы в передней части быть по длине руки, а сзади не доходить до конца бедра. Чтобы сеньора, носящая мантилью, выглядела всегда достойно, при повороте головы в одну строну, мантилья должна прикрывать плечо противоположное повороту. Для этого она крепится потайными застежками на плечах. Что касается свадебных мантилий, то если свадьба проходит днем мантилью допускается одеть с коротким платьем, а если вечером – с длинным.
Согласно современному этикету ношения мантильи, ее одевают по особым торжественным событиям: Святая неделя, национальные праздники, коррида, свадьба, визит к папе Римскому.
По традиции в Святую неделю в Великий Четверг и Святую Пятницу испанки одевают только черные платья, украшая себя черепаховым гребнем и кружевной мантильей также черного цвета.
Белые мантильи еще недавно были атрибутом женского костюма на знаменитой Феерии в Севилье Feria de Abril. Увы, в наши дни эта традиция ушла, ведь кружева настоящей мантильи лишком деликатны для современных танцев и безудержного веселья. Зато бой быков всегда был поводом надеть мантилью белого цвета, и таким он остался по сей день. Прекрасные сеньоры в конных экипажах прибывают на корриду с той же гордой осанкой, как и много лет назад. Мантилья обязывает!
Мантилья стала частью дипломатического костюма. Королева София и ее дочери надевают ее по официальным случаям согласно протоколу. До сих пор сохранилась традиция являться на аудиенцию с Папой римским непременно в мантилье. Королева София Испанская и Паола Бельгийская на интронизации Папы Бенедикта XVI были в мантильях.
Во время визитов надевали мантилью и Хиллари Клинтон, Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган, а также Грейс Келли.
Галина Замыслова, etoya.ru
http://www.etoya.ru/lifestyle/2013/7/13/35466/
	
	Давно уже хочу вам рассказать об ещё одном модном женском аксессуаре XIX века — мантилье. Как пишет Р.М. Кирсанова в своей замечательной книге «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок»: «Мантилья — кружевная накидка, покрывало, заимствованное европейской модой у испанского национального костюма в начале XIX века».
	Мантильями (исп. mantilla, от лат. mantellum — покрывало, покров) называли не только кружевные накидки, но и любую другую короткую одежду, отделанную кружевами.
	 
Давно уже хочу вам рассказать об ещё одном модном женском аксессуаре XIX века — мантилье. Как пишет Р.М. Кирсанова в своей замечательной книге «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок»: «Мантилья — кружевная накидка, покрывало, заимствованное европейской модой у испанского национального костюма в начале XIX века».
Мантильями (исп. mantilla, от лат. mantellum — покрывало, покров) называли не только кружевные накидки, но и любую другую короткую одежду, отделанную кружевами.
	
	
Есть версия, что на увлечение в Европе мантильями повлияла опальная испанская королева Изабелла II (1833—1868).
	
Сначала она активно популяризировала мантилью у себя в Испании среди знатных и придворных дам. После свержения королевы, ношение мантильи было женским знаком протеста против короля Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это событие так и называется «заговор мантилей» («La Conspiración de las Mantillas»). Из Испании мода перекинулась в Европу.
	
Одним из самых популярных видов кружева для изготовления мантилей, было чёрное кружево шантильи.
	
Нежнейшее кружево получило это название по имени французского города, в котором его производили. Шантильи плетутся из шёлка (хотя сегодня бывают и из синтетики), и представляют из себя тончайшую сетку, на которой, словно нарисованные тушью и пером, располагаются изящные цветочные узоры (бывают и другие, но флоральные мотивы – самые распространённые).
	
	
К 1840 году эти кружева достигли вершины своей популярности, хотя к этому времени почти все шантильи уже привозили из Бельгии, где их производство стоило дешевле.
	
Снова полюбили мантильи из шантильи в 1860 годах. Связано это было с тем, что к тому времени их научились делать машинным способом, поэтому они были достаточно большими по размеру и доступными по цене.
	
	
	
	
	
	
	
	
	
В середине XIX века, по контрасту с традиционно чёрной, стала популярна мантилья белого или золотистого цвета.
	
Чаще всего её носили как дополнение к бальным или летним платьям.
	
	
	
	
	
	
	
Белые мантильи чаще всего делали из кружев под названием «блонды» (от франц. blonde – золотистая, рыжеватая, русая, белокурая).
	
	
У меня название этого кружева ассоциируется именно с золотистым цветом, что не грешит против истины, поскольку, сначала блонды белали из шёлка-сырца и оно было как раз золотистое.
	
В XVIII веке блонды научились делать чёрного и других цветов.
	
	
Главными центрами их производства были французские города Канн, Байе, Руан.
	
Это кружево изготавливается из двух видов шёлка, его отличительной чертой является фестоновый край, так называемый «puntas de castañuela» («зубцы кастаньет»).
	
Тонкое полотно блондовой мантильи делается из матового шёлка, по которому, чаще всего, блестящим шёлком, вышиваются стилизованные цветы (La técnica blonda bordana o encaje granadino).
	
Это не мантилья, а блондовая вуаль. Зато на этих фото хорошо видна техника изготовления этого кружева.
	
	
Получается красивый эффект, который у нас с вами и ассоциируется с испанскими кружевами: по тончайшему тюлю разбросаны большие, плотные цветы.
	
	
Сегодня мантильи — это национальный, свадебный или религиозный женский головной убор. Хотя многие модные дизайнеры время от времени пытаются возродить к ней интерес у широкой общественности.
	
	Lacroix
	
	Lacroix, Alexander McQueen
	
	Comme des Garcons
 [700x466]
 [700x466]