Вновь всплывают на аукционе Sotheby’s драгоценности Российской империи. Уникальное бриллиантовое колье императрицы Екатерины Великой было продано с молотка... Это изысканное украшение создано во второй половине XVIII века и имеет огромную историческую ценность. Ювелирное искусство достигло в этот период непревзойденных вершин мастерства, чему способствовало щедрое покровительство со стороны российской императорской семьи.
Колье Екатерины Великой - историческая драгоценность Российской империи, известно в мире как Imperial Diamond Necklace of Catherine the Great. Оно состоит из двух независимых между собой изделий - собственно колье "ривьера" и бантика-броши, который служит застежкой украшения. Колье представляет собой соединение 27 крупных бриллиантов, окаймлённых декоративным листовидным орнаментом и окружённых россыпью более мелких камней. Оценочная стоимость - $3-5 млн.
Это колье в нашей стране никто никогда не видел. На Запад оно попало вместе с другими сокровищами Романовых, когда советское правительство решило восполнить дефицит в бюджете страны за счет массовой "реализации" антиквариата. Колье выставлялось на торгах в 1927 году и было приобретено лондонским ювелиром С. Дж. Филлипсом. Следует заметить, что он купил колье "ривьера" и брошь "бант" отдельными лотами, а позже соединил их в одно украшение. В 1960 году его купил частный коллекционер, и оно исчезло из поля зрения. 17 ноября 2005 года в Женеве на Sotheby’s снова на продажу было выставлено бриллиантовое колье, принадлежавшее императорской фамилии России. Аукционный каталог "Magnificent jewels" представлял 450 лотов, но только "русское колье" имело еще и отдельное подарочное издание в твердой обложке, а также буклеты на русском и английском языках. Русское бриллиантовое колье на краткий миг появилось на женевском аукционе и снова исчезло в неизвестной частной коллекции.
Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.
История возникновения царской сокровищницы драгоценностей начинается еще в XVIII веке. В 1719 году Петр I основал Камер-коллегию, где должна была храниться коллекция ювелирных украшений, принадлежащих российскому государству. Пётр Великий постановил, что каждый последующий император или императрица обязан передать государству определенное количество драгоценностей, приобретенных во время своего царствования, и что ни одна из коллекционных драгоценностей не подлежит продаже, обмену либо приношению в дар. Коллекция располагалась в Алмазной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Бриллиантовый пояс и эполеты Предположительно бриллиантовый пояс с бантом и двумя кисточками был создан вторым ювелиром - Людовиком Дювалем. Из части этого пояса впоследствии была выполнена знаменитая венчальная корона. Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II. Алмазный фонд.
Вряд ли в истории России была другая императрица, столь же известная своей страстью к драгоценным камням, как Екатерина Великая. Будучи женщиной чрезвычайного ума и редкой образованности, царица понимала толк в драгоценностях, как понимала и то, насколько выгодно вкладывать в них деньги. За период правления Екатерины II сокровищница дома Романовых пополнилась огромным количеством прекрасных ювелирных творений.
Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II, предположительно работы придворного ювелира Иеремии Позье. Ниже – входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежавшие когда-то Екатерине II. На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества. Длинные изогнутые дужки серег – твензы – крепились за ушами. Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму. Алмазный фонд.
По данным историков, Екатерина тратила на приобретение драгоценных изделий просто неимоверные суммы. В эпоху ее царствования расточительность двора стала притчей во языцех — как и великая государыня, придворные горели желанием перещеголять друг друга в роскоши и блеске. Если сама императрица любила украшать свои парадные платья большим количеством самоцветов, то стоит ли удивляться, что дамы в ее свите стремились к тому же? Бывали случаи, когда количество драгоценных камней на нарядах было столь велико, что женщины с трудом передвигались под их тяжестью и даже падали в обморок.
Материал, опубликованный в журнале «Sphere» через несколько дней после продажи драгоценностей. Текст на титульном листе каталога гласил:» Ценный ансамбль прекрасных ювелирных изделий, большей частью XVIIIв., которые принадлежали российской короне и были приобретены синдикатом в этой стране. Теперь они реализуются, чтобы можно было произвести взаиморасчет»
Над изготовлением ювелирных украшений для Екатерины Великой день и ночь трудились самые прославленные мастера — достаточно назвать хотя бы Позье и Дюваля, чьи имена знали в каждом королевском доме Европы.
[показать]
Жакоб -Давид Дюваль
Царица любила, чтобы самоцветами обильно осыпалась практически каждая вещь, к которой она прикасалась. Одна только ее табакерка была инкрустирована двумя тысячами бриллиантов. Придворные ювелиры делали для императрицы не только яркие светские украшения, предметы быта, но и государственные регалии.
Один из двух бриллиантовых браслетов эпохи Екатерины II .В рисунке браслета лиственный орнамент сочетается с мотивом ленты, «завязанной» в центральном фрагменте в узелок, которым служит большой бриллиант овальной формы.
С каждым годом страсть Екатерины к коллекционированию становилась все сильнее, поэтому она лично следила за пополнением царского собрания драгоценностей. В ее персональном пользовании было неисчислимое множество восхитительных ювелирных изделий: колье, ожерелий, колец, диадем, брошей, корсажных украшений…
Бриллиантовые кисточки времен Екатерины II работы ювелира Дюваля. В 1927г. они были проданы на аукционе 16 лотами (по две кисточки в каждом). Недавно они вновь были выставлены на аукционе, но уже как серьги.
С ее легкой руки при дворе стали чрезвычайно модными бриллианты .
А в эпоху правления Екатерины II ассортимент изделий с бриллиантами значительно расширился: серьги,пряжки для башмаков и поясов, пуговицы, запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки, гребни и т.д. Екатерининскую эпоху и теперь называют «веком бриллиантовых мужей». Нередко в украшениях бриллиантыобрамлялись цветными камнями. В это же время входит в моду увлечение античностью, вместе с которойстановятся популярны резные камни, выполненные специально для медальонов и прочих украшений. В середине иво второй половине ХVIII века возросла мода на миниатюрную живопись, что способствовало развитию технологииэмалирования. Живописные изображения на эмали помещали в самых разнообразных бытовых предметах:медальонах, кольцах, брошах, браслетах, на табакерках, коробочках, шкатулках и т. п. У императрицы была привычка в знак своего расположения дарить некоторые свои драгоценности фаворитам, особенно троим из них — Потемкину, Румянцеву и Орлову.
Императрица Екатерина II в Большой императорской короне,1766-7. Виргилиус Эриксен. Государственный музей искусств, Дания
В конце ХVII — начале XVIII века в России был утвержден ряд орденских знаков, представлявших собой великолепные образцы ювелирного искусства. К нимотносятся ордена Святого Андрея Первозванного, наградные портреты Петра I, выдававшиеся за личные заслуги перед государем, ордена Святого АлександраНевского, Святого Георгия, Святого Владимира. В ХVIII веке в Российской империи был учрежден орден Святой Анны — вначале в качестве династическойнаграды, а позже получивший статус государственной российской награды. Один из первых орденских знаков Святой Анны был сделан из золота и серебра идекорирован эмалью. Его украшали 4 великолепных изумруда и 130 бриллиантов. При этом каждый орденский знак был неповторим, отличаясь такжеколичеством бриллиантов.
Букет цветов. СПб, 1740-е, мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II,полученное в наследство от Елизаветы
В высшей степени ювелирное искусство петербургских мастеров проявилось при создании царских регалий. В 1730 году была изготовлена корона императрицыАнны Иоанновны, в которой установили 2536 бриллиантов и более 20 крупных драгоценных камней.
Для коронации Екатерины II в 1762 году выдающимся петербургским мастером Иеремией Позье была создана Большая императорская корона, которой нет равных среди всех европейских ценностей подобного рода. Традиционная для российских монархов по форме, она состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и византийским крестом. Корона изготовлена из серебра с бриллиантами и жемчугом. Бриллианты образуют декор в виде лавровых листьев, символизирующих власть и славу. Всего в короне установлено 4936 бриллиантов массой 2858 карат и 75 крупных жемчужин.
Позднее в корону была дополнительно вставлена великолепная рубинового цвета шпинель массой 398,72 карата и добавлен золотой обруч. В 1801 году по эскизам французских придворных ювелиров Жакоба и Жана Дювалей была выполнена Малая императорская корона, предназначенная для коронации императрицы Елизаветы, жены царя Александра I. Покрытая бриллиантами, корона по праву относится к шедеврам ювелирного искусства и отличается точностью пропорций, изяществом и особой изысканностью, а также высоким мастерством исполнения.
В дальнейшем знаменитые драгоценности Екатерины II представляли собой предмет особой гордости династии Романовых. После падения монархии часть коллекции была распределена по музеям, а часть таинственным образом пропала. Время от времени некоторые ценные вещи, принадлежавшие знаменитой русской царице, «всплывают» на аукционах.Многие из этих прекрасных ювелирных творений были проданы иностранным коллекционерам.
Шпинель часто путают с рубином, хотя химический состав и физические свойства у этих камней разные. Кстати, на Руси знали и отличали эти два разных камня, называя рубин яхонтом, а шпинель — лалом. Центр композиции — бант-сквалаж выполненный ювелиром Пфистерером в 1764 году.
Эта полупарюра была создана ювелиром Леопольдом Пфистерером в 1764 году. Сейчас хранится в Алмазном Фонде.
Банты-сквалажи были чрезвычайно популярны во второй половине XVIII века. Их носили на шее на ленте из кружев, бархата или шёлка. Доминантой банта в коллекции Алмазного фонда является крупный ярко-красный восьмиугольный камень на фольге в обрамлении 18 бриллиантов.В этот же гарнитур входят серьги, подвески, броши-формуляры, головные шпильки и пряжки на туфли.
Особую ценность представляет турмалин в виде виноградной грозди. История камня заслуживает отдельного рассказа и остаётся за рамками экскурсии. Долгое время его считали рубином.
Последними владельцами турмалина были шведский король Густав III и Екатерина II. Русская императрица получила его в подарок от монарха Швеции. Вес турмалина 260,68 карата.
Сверху он украшен золотыми листьями с зелёной эмалью и усиками в виде спиралей.
Драгоценные кресты с эмалью 17-18 века из коллекции ГИМ
Вашингтонскому музею Хиллвуд принадлежит самая большая коллекция русского искусства, находящаяся за пределами России. Фото с сайта www.hillwoodmuseum.org
Сервиз с монограммой «ГГО» предназначался фавориту императрицы Григорию Орлову из этого музея
Изумрудная парюра Серьги-капли и брошь с изумрудами из парюры Екатерины Второй.
В парюру входили: изумрудно-бриллиантовое ожерелье, брошь с центральным изумрудом в 70 карат и две пары серег с бриллиантами и изумрудами. Одна пара с изумрудами в форме кабошонов хранится сейчас в Алмазном Фонде.
Это ожерелье в комплекте с серьгами Екатерина подарила Джону Хоббарду - графу Букингемпширскому, одному из своих фаворитов, который прослужил при дворе Екатерины три года. По сей день это ожерелье находится в собственности семьи Хоббаров, хотя дважды они уже пытались продать его на аукционе
Большой любительницей изумрудов всегда была Екатерина II. Одно из шикарных украшений – серьги с изумрудами в форме кабошонов и бриллиантами – сейчас хранится в Оружейной палате.Также Екатерине принадлежала уникальная брошь с 70-каратным колумбийским изумрудом, окружённым бриллиантами.
Считается, что в мире не существует аналога этому камню по весу и чистоте. После смерти императрицы брошь перешла по наследству Марии Фёдоровне, жене Павла I. В дальнейшем уникальное украшение перешло к одному из родственников императрицы из рода Гогенцоллернов. В начале 2000-х годов анонимный покупатель приобрёл её на аукционе Christie’s за 1 650 500 долларов. Екатерине Великой также принадлежала изумительная камея с изображением её собственного профиля. Портрет был искусно вырезан на поверхности изумруда, который лежит на подушке из чёрного оникса в окружении 50 бриллиантов. В Алмазном Фонде хранится прекрасный изумруд весом 136,25 карат, вправленный в брошь и обрамлённый бриллиантами. Этот колумбийский изумруд входит в число семи исторических камней коллекции Алмазного фонда России.
ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см 1762 год
При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
Один из главных экспонатов выставки в США,посвященной Екатерине – ее золотой потир с камеей XIII века.
Уникальным украшением с изумрудом является необычная камея с изображением великой императрицы. Профиль Екатерины II вырезан на поверхности колумбийского изумруда. Зная необычайную твёрдость этого камня, можно себе представить, как долго и кропотливо трудился мастер над созданием этого шедевра.
К подложке из опала приклеена пластинка черного оникса, на которой и лежит изумруд. Глубокий зеленый цвет камня красиво оттеняется чернотой оникса. Портрет императрицы окружают пятьдесят бриллиантов подушковидной огранки.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.
Личные вещички Катерины в Эрмитаже
В XVIII веке в России был распространен запрет на курение в публичных местах, поэтому особую популярность имел нюхательный табак. Исключением не стала и императрица Екатерина II, которая с удовольствием нюхала табак и коллекционировала специальные шкатулочки для его хранения — табакерки. Например, в Эрмитаже хранятся несколько подобных изделий мастеров Иеремия Позье и Жан Пьер Адора. Это золотая прямоугольная табакерка, инкрустированная бриллиантами и сапфирами, а также шкатулка с вмонтированными в крышку и дно специальными оттисками медалей. На последних изображена сама Екатерина II в образе Минервы, богини мудрости и справедливой войны, с доспехами и в шлеме.
Золотая табакерка с бриллиантами и сапфирами; литье, чеканка, гравировка. 2.6 x 7.4 x 5.5 см. Позье, Иеремия. Россия. Санкт-Петербург. Середина 18 в. Г
Среди разнообразия табакерок, одним из интереснейших типов можно считать тип табакерки с медалью. Когда впервые появляется медальная табакерка, сказать трудно, но вряд ли ранее середины XVIII в., так как среди богатейшего Эрмитажного собрания табакерок, предшествующих царствованию Императрицы Екатерины II, не имеется.
Медали, украшающие табакерки, бывают двух разновидностей. Иногда в табакерку вставлена подлинная медаль, выбитая в честь какого-нибудь события или лица, иногда же вставлена односторонняя пластинка, выбитая по штампу медали, причем часто такая односторонняя пластинка с изображением лицевой стороны медали вставлена в крышку, а пластинка с изображением оборотной стороны – в дно.
Табакерка с портретом Екатерины II Портрет императрицы Екатерины II художника К.Гейнера
Изготовлено : Петербург, XVIII век, мастер Ж.Адор. Материалы : Золото, драгоценные камни. Работа : Эмаль.
Табакерка с портретом великого князя Павла Петровича Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, роспись. 3.3х7.1х5.5 см Адор, Жан Пьер. Россия. Санкт-Петербург. 1774
Табакерки - вещь сейчас совершенно бесполезная, так как мода нюхать табак давно прошла. Но в 18 веке табакерка являлалась предметом гордости владельца и подчеркивала его социальный статус,именно поэтому при взгляде на них нам кажется что это больше произведение искусства, чем предмет обихода.
Табакерка с аллегорическим изображением Екатерины II Золото, серебро, бриллианты, гранаты, эмаль; чеканка, гравировка, пунцирование, полировка, роспись. 3.5x7.5x5.3 см Ланг, Александр. Россия. Санкт-Петербург. 1776
Табакерка с портретом графа А. Г. Орлова Золото, серебро, эмаль, бриллианты; чеканка, гравировка, роспись. 2.2x6.9x3.6 см Шарф, Иоганн Готлиб. Россия. Санкт-Петербург. 1778г Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г
Табакерка 'Чесменская' Золото, серебро, бриллианты, рубин, эмаль; чеканка, роспись. 4.2x7.5x6.1 см Адор, Жан Пьер. Россия. Санкт-Петербург. 1771
Табакерка с картой Крыма на крышке Золото, стекло, жемчуг, авантюриновое стекло, бумага; чеканка, полировка, роспись. Потье, Клод Пьер. Франция. Париж. 1784-1785 гг.
Табакерка с портретом императрицы Анны Иоанновны Золото, серебро, бриллианты, халцедон, эмаль; резьба, чеканка, гравировка, полировка, роспись. 3х7.7х6.7 см Россия. Санкт-Петербург. Между 1736-1740 гг.
*** [показать]
Золотая табакерка с портретом Екатерины II, исполненная в сложной технике эгломизе.
***
Табакерка с изображением Екатерины II в образе Минервы Золото, серебро, эмаль; чеканка, гравировка, роспись, пунцирование. 2.5x7x5 см Шарф, Иоганн Готлиб. Россия. Санкт-Петербург. 1778
Табакерка с портретом Екатерины II Россия Вторая половина 18 в.
Довольно часто встречаются серебряные табакерки с медалью на коронацию Императрицы Екатерины.
Кроме перечисленных, в Эрмитажном собрании имеются еще иножество этих безделушек
Серьги-жирандоли с аметистами В 1750 году впервые находят на Урале аметисты. Екатерине приглянулись эти камни, и она повелела Позье изготовить две пары серег из этих камней. Одна из пар была выполнена более затейливо, украшена дополнительно бриллиантами, и была более торжественной.
Серьги-жирандоли, вторая пара, более простая по форме
Уже в 1780-м году Екатерина имела описание `Кабинета резных камней герцога Орлеанского`. Когда в 1785 году известие о смерти герцога Луи - Филиппа Орлеанского достигает Петербурга, она спешит дать Мельхиору Гримму доверенность на покупку гемм у его сына. Одержав верх над конкурентами, Екатерина приобрела коллекцию за 40 000 рублей. По заказу императрицы, специально для гемм в Германии `первым мебельщиком и механиком века` Давидом Рентгеном изготовлены шкафы.
В 1787 году по указу императрицы Екатерины II в Париже у Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского были приобретены полторы тысячи гемм родовой коллекции герцогов Орлеанских, представителей младшей ветви королевской династии Франции.
Ядром собрания является коллекция гемм Гейдельбергского замка. Её формирование началось при пфальцграфе Палатинском Отто-Генрихе (1502 - 1559 гг.). Античные геммы составляют самую большую группу в собрании Гейдельбергского замка. В ней присутствуют редкие работы эллинистической эпохи; произведения, вышедшие из под резца мастеров республиканского и августовского Рима, времени "солдатских императоров".
Рубин Цезаря — историческое название рубеллита (красного турмалина) массой 255,75 карат. Камень имеет форму грозди винограда и дополнен ювелирным креплением, украшенным виноградными листьями. Хранится в Алмазном фонде.
Древняя история камня не имеет документальных подтверждений и определяется традицией. По легенде, турмалин был подарен Клеопатрой её любовнику Юлию Цезарю, в связи с чем и был назван в честь римского полководца. Следует отметить, что для древности было типично объединять в одну категорию все прозрачные красные минералы; некоторые известные исторические драгоценные камни, традиционно именуемые рубинами, при более детальном исследовании оказывались шпинелью или иными минералами (например, Рубин Чёрного Принца и Рубин Тимура).
Следующим легендарным владельцем Рубина Цезаря называют императора франков Карла Великого, первого императора в Западной Европе после падения Западной Римской империи. Камню приписывались магические свойства приносить своим владельцам славу и удачу, но также и злой рок. От французских королей Рубин Цезаря попал сначала к тамплиерам, а затем, после разгрома ордена королем Филиппом Красивым, в казну иезуитов. Иезуиты же преподнесли камень королю Карлу IX после Варфоломеевской ночи. Здесь происходит «слияние» легендарной и реальной истории камня.
Густав III
Французский король Карл IX (1550—1574) является первым достоверным владельцем Рубина Цезаря. После смерти Карла камень перешёл к его вдове, Елизавете Австрийской (1554—1592), а от неё — к её брату, королю Богемии Рудольфу II (1552—1612). В 1648 году во время Тридцатилетней войны камень был захвачен шведами в Праге и передан королеве Кристине. После её смерти Рубин Цезаря был отвезён в Стокгольм
В 1777 шведский король Густав III прибыл в Санкт-Петербург и преподнёс камень императрице Екатерине II в качестве подарка. В планах Густава было не только политическое сближение с Россией, но и брак с одной из племянниц Екатерины. Брачные планы в итоге не осуществились, а Рубин Цезаря остался во владении российских монархов. Первоначально он был помещён в Бриллиантовую комнату — основанное ещё Петром I собрание драгоценностей, из которого впоследствии был организован Алмазный фонд. Во время Первой мировой войны камень, вместе с остальными сокровищами, был перевезён из Петрограда в Московский Кремль, где и остаётся до настоящего времени
================
После постройки в 1787 году нового здания Эрмитажа Екатерина II могла любоваться диковинками природы в своем `музеуме`. В двух примыкающих к Лоджиям Рафаэля комнатах императрица повелела разместить `кабинет естественной истории` и приобретенную у профессора Российской академии наук Петра-Симона Палласа коллекцию минералов. Произведения искусства из драгоценных металлов и разных камней были собраны в третьем помещении, находящемся на месте сегодняшнего Рыцарского зала.
Рабочее бюро Екатерины
Императорские драгоценности были не только, потрясающими воображение произведениями ювелирного искусства, но демонстрировали роскошь и великолепие Российского монаршего двора. Поэтому, до сих пор, на всемирных выставках и престижных аукционах, украшения русских цариц ценятся и за историю, и за блестящее ювелирное исполнение.
Выставка в Большом Екатерининском дворце
Веер Екатерины на выставке в Костроме
Сервиз с зеленой лягушкой от компании «Веджвуд и сыновья»
Свадебное платье
коронационное
=========================================
Стефано Папи «Сокровища дома Романовых» пер. с англ. Яз. И.В. Павловой. М.: АСТ: Астрель 2011
http://vilingstore.net/Antikvariat-i-predmety-isku...ki-iz-Ermitazha-chast-1-i36396
http://vittasim.livejournal.com/96225.html
http://galik-123.livejournal.com/254587.html
http://jeweler.fisechko.ru/h4/002.html
http://collection.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=69
http://jewelry-museum.ru/articles/epokha_ekateriny_ii/
http://www.gold-eagle.ru/museum010.html