Владимиру Орловскому сопутствовал постоянный успех, слава, востребованность
и материальный достаток. Он был объявлен «художником первой величины,
стоящим наравне с Айвазовским», а также «художником, стоящим во главе нового
реального направления русской пейзажной живописи».
Вторая половина 19 века стала золотым веком для русской пейзажной живописи,
который дал миру целое созвездие имен величайших мастеров-передвижников, способствовавших созданию в России школы национального пейзажа.
[780x]
«Крымский летний пейзаж». (1870 год) [780x]
Орловский – выдающийся русско-украинский живописец-пейзажист, для произве-
дений которого были характерны пейзажи, написанные в лучших традициях акаде-
мической школы живописи 19 века.
Владимир Орловский родился в семье богатого киевского помещика. Он еще
в юности увлекся рисованием и копированием картин. Талантливые работы
Владимира были замечены И. М. Сошенко, который и дал путевку в жизнь
киевскому пареньку.
Вначале 1861 года будущий пейзажист приехал в Петербург с твердым решением
поступить в Академию Художеств, имея при себе рекомендательные письма к своему
земляку Тарасу Шевченко.
В 1868 году, окончив Академию художеств со званием первоклассного художника,
Орловский отправился в Европу на три года «пенсионером от Академии».
Жил и работал в Париже, Швейцарии, Германии, Италии.
Но, вернувшись в Петербург, Орловский продолжил работать в собственной
художественной манере и в лучших академических традициях, всецело ориентируясь
на вкусы именитых заказчиков.
[780x]
«Украинский пейзаж с ветряной мельницей». (1882 год).
Он много написал для аристократических салонов Петербурга, Москвы и Киева,
для образцового музея Петербургской Академии художеств, для загородных домов
и столичных дворцов императорской семьи. Его панорамные романтические пейзажи зачастую даже не доходили до выставок, их выкупали прямо в мастерской.
В 1874 году живописцу было присвоено звание академика, а в 1878 году —
профессора за картину «Сенокос». Он также был избран Членом Совета Академии,
принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко .
В организации Киевского художественного училища; преподавал в Императорской
Академии художеств Санкт-Петербурга.
В 1897 году художник заболел брюшным тифом, и по совету докторов после
выздоровления перебрался из северной столицы в Киев.
Однако, чтобы поддерживать подорванное здоровье, Владимиру Орловскому остаток
жизни пришлось провести вдали от родины. Более десятка лет он прожил в солнечной
Генуе (Италия), где и умер в 1914 году. Похоронен художник, как и завещал, в Киеве.
[780x]
«Пейзаж с горным ручьем». / «Кисловодск». (1883 год). [780x]
«Сосны при дороге». / «Озеро в Гатчинском парке». (1881 год.)
[780x]
«Грозовые тучи над морем». (1883 год). / «Баркас». (1887 год).
[780x]
«Малороссийский пейзаж». (1887 год). [780x]
«Вид на Днепр». (1888 год). [780x]
«На прогулке (В. Орловский и Н. Пимоненко)». [780x]
«Крымский пейзаж. У моря». (1870 год). [780x]
«Рыбаки». [780x]
«Жатва». (1880 год). [780x]
«Река Гнилица». (1885 год).
Работы Владимира Орловского неоднократно выставлялись на аукционных торгах
Sotheby's по цене от 5 тысяч долларов США и почти до 300 тысяч долларов США.
Так, рекордная цена для этого художника на аукционе Sotheby's London в 2016г.
составила 286 971 долларов США за картину "Река Гнилица" (1885).
Картины Владимира Донатовича, как вы наверняка уже отметили, очень разнообразны
по природному ландшафту относительно географии: от Карелии и Санкт-Петербурга
до Крыма и Кавказа.
Также они многообразны и по содержанию атмосферной среды и природы в целом: пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат и восход солнца, осенний разлив
и морской прибой и так далее. Многие критики того времени отмечали в творчестве Орловского влияние работ знаменитого пейзажиста А. И. Куинджи.
И в этом действительно есть доля правды.