Так получилось, что в конце XIX века во французском городе Нанси (Лотарингия) волею случая собралась группа художников, дизайнеров и мастеров прикладного искусства, творческих и амбициозных людей, которые стояли у истоков французского модерна. Мастера Нанси стремились возродить ремесленные традиции старой Лотарингии, ручного труда, и в то же время отразить идеи ар-нуво.
Музей, открытый в 1964 году, располагается в 3 км к юго-западу от площади Станислава,являющейся центром Нанси, в особняке филантропа и мецената Эжена Корбена (владельца сети книжных и музыкальных магазинов, ныне носящей название FNAC).. В общем то все здания, возведенные и украшенные представителями «Школы Нанси, строились по образному выражению «у ворот города», т.е. в тех районах, которые тогда являлись окраинами или предместьями города. Но об этом – чуть позже. Так вот - Musée de l'École de Nancy. Расположен этот музей по адресу: улица сержанта Бландана, 36-38 (Rue du Sergent Blandan 36-38) Уже само здание является как бы главным экспонатом музея. В самом же музее представлены образцы мебели и декоративно-прикладного искусства Школы Нанси. Есть постоянная экспозиция, проводятся и временные выставки.
[показать]
Сам особняк расположен в саду, разбитом по всем канонам эпохи модерна – от традиционных для нее растений (кувшинки, анемоны, борщевик) и ландшафтных решений до элементов садовой архитектуры.
Идейным вдохновителем этого объединения, которое позднее стало называться Школой Нанси, был Эмиль Галле. Он и стал первым президентом Художественной школы Нанси. Вице-президентом был выбран Антонин Дом. В объединение входили и другие известные мастера: Анри Берже, Эжен Воллан, Луи Мажорель, Виктор-Эмиль Пруве.
В 1874 году выдающийся французский художник, мастер стеклоделия и проектировщик мебели Эмиль Галле основал в своём родном городе Нанси стекольную фабрику и при ней школу для будущих мастеров. В 1878 году Жан Дом (Даум) приобрёл в этом же городе старую стекольную фабрику, которой в 1887 году стал руководить его сын — Антонин (Антуан) Дом (1864—1930).
С ним работал его брат Огюст (1853—1909). После успеха Эмиля Галле на Всемирной выставке 1889 года в Париже братья Дом решили обратиться к «новому стилю» — искусству ар нуво.
Они начали выпускать изделия из стекла с флоральным (растительным) декором, близкие тем, что производил сам Галле. Братья Дом, как и Галле, использовали травление многослойного стекла, роспись, пескоструйную обработку, гравировку В 1883 году Галле открыл в Нанси мебельное производство. В 1901 году группа художников создала в столице Лотарингии «Местное объединение промышленных искусств» (Alliance provinciale des Industries d’Arts)
. Художники объединения не употребляли термин «школа», они называли себя «союзом ремесленников», следуя эстетической теории Уильяма Морриса и его предприятия «Искусства и ремёсла», организованного им по типу ремесленных гильдий средневековья.
Мастера Нанси стремились возродить ремесленные традиции старой Лотарингии, ручного труда, но также отразить идеи ар-нуво, которые также отчасти отражали идеалы красоты доиндустриального века.
В 1901 году Эмиля Галле как самого знаменитого лотарингца избрали президентом Художественной школы Нанси. Вице-президентом стал Антонин Дом. После кончины Галле в 1904 году Антонин стал президентом школы.
Художники Нанси изображали на своих изделиях — в мебели, стекле, керамике — характерные для культуры модерна растительные мотивы, под влиянием восточного искусства: фениксов и павлинов, но также папоротник и лотарингский шестиконечный крест — символ их страны, а также розу, означающую «бесконечную красоту жизни
В школе Нанси работали и другие известные художники: Анри Берже , Эжен Воллан , Луи Мажорель, Виктор-Эмиль Пруве. Мажорель создавал оригинальные образцы мебели с декором в технике инкрустации перламутром и маркетри из ценных пород дерева. Пруве работал в Париже, выпускал мебель в стиле ар нуво, изделия из стекла, светильники и ювелирные украшения.
В 1904 году он вернулся в Нанси, а в 1918 году возглавил там же Школу изящных искусств. Его сын Жан Пруве (1901—1984), архитектор-декоратор, проектировщик интерьера и мебели, после «Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств» (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes) 1925 года в Париже, ознаменовавшей рождение нового стиля: ар деко (от Arts Décoratifs), также изменил свой стиль.
Стекольная фабрика Э. Галле действовала до 1931 года. Завод братьев Дом существует по настоящее время. В 1964 году в Нанси создан Музей школы Нанси.Луи Мажорель (1859-1926) родился в семье мастера-мебельщика и керамиста, который изготавливал мебель в стиле XVIII века. Луи Мажорель учился живописи в Школе изящных искусств в Нанси. Затем жил в Париже, а в 1879 году после смерти отца вернулся в Нанси для руководства семейной фабрикой, изготавливавшей мебель и фаянсовую посуду.
Вилла Мажорель
С 1890 года под влиянием Эмиля Галле и Анри Ван де Вельде Мажорель обратился к модерну, воплощая в своих творениях плавно изогнутые формы, которые критики прозвали «удар бича» («линии Обриста»). Благодаря сотрудничеству Луи Мажореля с другими мастерами Школы Нанси появились великолепные настольные лампы DAUM.
В свою очередь совместная работа с фирмой братьев Дом, вдохновила художника заняться интерьерным декором. Как и Галле он применял рельефную резьбу, технику маркетри с тонированием и гравировкой, инкрустацию перламутром и золотой фольгой. Помимо проектирования мебели Мажорель много занимался керамикой, проектировал интерьеры и витражи.
Его искусство стало важной частью художественных достижений Школы Нанси. А эта публикация посвящена совместным работам Луи Мажореля со стекольной фирмой братьев Дом и другими участниками объединения.
Настенный светильник «Тюльпаны» из опалесцирующего стекла, дизайн – Луи Мажорель, патинированная бронза, стекло – DAUM, около 1900 г.
Светильник «Кувшинка» с подставкой в виде трех листьев кувшинки, на каждой из которых сидит лягушка, высота 47 см, позолоченная бронза – Луи Мажорель, резное стекло-камея – DAUM, около 1900 г.
Настенный светильник, дизайн – Луи Мажорель, резное стекло-камея – DAUM, около 1900 г.
Настольная лампа, высота 64 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло – DAUM, около 1925 г.
Настольная лампа, высота 70 см, дизайн – Луи Мажорель, патинированная бронза, стекло – DAUM, около 1900 г.
Настольная лампа, высота 64 см, дизайн – Луи Мажорель, бронза, стекло – DAUM, около 1910 г.
Настольная лампа, высота 48 см, дизайн – вероятно, Луи Мажорель, стекло MÜLLER FRÈRES, позолоченная бронза, около 1900 г.
Настольная лампа, высота 55 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, патинированная бронза, около 1900 г.
Настольная лампа NENUPHAR (кувшинка), высота 60 см, дизайн – Луи Мажорель, резное стекло DAUM, патинированная бронза, около 1903-1904 гг.
Настольная лампа с двумя плафонами, высота 68,5 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, патинированная бронза, около 1900 г.
Пара настольных ламп с тремя плафонами, высота 76,5 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, патинированная бронза, около 1905 г.
Настольная лампа, высота 55 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, кованое железо, около 1905 г
Ваза в металлической оправе, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM
Ваза из синего стекла в металлической оправе, высота 33,5 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, около 1925 г.
Ваза в металлической оправе, высота 23 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM
Ваза в металлической оправе, дизайн – Луи Мажорель, пестрое стекло с включениями фольги DAUM, 1920 г.
Ваза из стекла и кованого железа, высота 38 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, около 1920 г.
Ваза из пестрого стекла в металлической оправе с изображением улиток, диаметр 27 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, около 1920 г.
Ваза из зеленого мраморного стекла в металлической оправе, высота 22,5 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM
Ваза из желтого стекла в металлической оправе, высота 24 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM
Ваза из зеленого стекла с включениями золотой фольги в металлической оправе, высота 25 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, около 1920 г.
Ваза в металлической оправе с двумя ручками, высота 17,5 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, около 1920 г.
=============================
https://www.france-voyage.com/
Серия сообщений "Стиль Модерн и Ампир в искусстве": Часть 1 - Винтажные флаконы для духовЧасть 2 - Ювелирное искусство дизайнера Рене Лалика...Часть 24 - Красивейшие здания австрийского архитектурного модерна Часть 25 - Фантазии в стиле модерн венгерского архитектора Ференца РайхлаЧасть 26 - Школа Нанси у истоков французского модерна( L’Ecole de Nancy)Часть 1.Стекло
Серия сообщений "Хрусталь,стекло": Часть 1 - Винтажные флаконы для духовЧасть 2 - Венские эмали с горным хрусталем...Часть 21 - Творчество дизайнера Луиса Комфорта Тиффани.Часть1:искусство стеклаЧасть 22 - Искусство стекла от компании J. & L. Lobmeyr Часть 23 - Школа Нанси у истоков французского модерна( L’Ecole de Nancy)Часть 1.Стекло