• Авторизация


Строгановский дворец 08-07-2021 20:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Строгановский дворец


Строгановский дворец

Блеснул, блеснул троякий свет,

Прогнал лучами мрачность ночи.

К святилищу преграды нет,

Питайтесь истиною, очи!

При свете тройственных лучей

Познайте чин природы всей.

Ф.П. Ключарев

В промежутке от Зеленого моста до устья реки Мойки, ее левобережье открывается величественным зданием Строгановского дворца, возведенного придворным архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении Невской перспективы с рекой Мьей в 1753–1754 гг. В отличие от иных усадебных строений этого участка левого берега водоема дворец своими фасадами расположился по красным линиям проспекта и набережной реки и был тогда включен в рядовую застройку квартала.

Лафренсен Н. Младший (?). Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей. 1777. Гуашь. Государственный Эрмитаж

Земельный участок в форме неправильного четырехугольника застроен по периметру. В первом этаже располагались вестибюль парадной лестницы и служебные помещения, во втором находились художественно оформленные парадные залы. В общем внешнем облике дворцового здания и его планировке преобладают композиционные принципы архитектуры русского барокко.

Фасады Строгановского дворца ориентировались на Невский проспект, набережную Мойки и композиционно различаются друг от друга. Более эффектен фасад здания по Невскому проспекту, особенно его центральный ризалит. Центр же фасада, обращенного к реке, оформлен хотя и сдержанно, но не менее величественно. На фронтонах с обеих сторон дворца установлены фамильные гербы графов Строгановых – изображение двух соболей на задних лапах, держащих разделенный на две половины щит с тремя остриями копий.

В промежутке от Зеленого моста до устья реки Мойки, ее левобережье открывается величественным зданием Строгановского дворца, возведенного придворным архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении Невской перспективы с рекой Мьей в 1753–1754 гг. В отличие от иных усадебных строений этого участка левого берега водоема дворец своими фасадами расположился по красным линиям проспекта и набережной реки и был тогда включен в рядовую застройку квартала.

Земельный участок в форме неправильного четырехугольника застроен по периметру. В первом этаже располагались вестибюль парадной лестницы и служебные помещения, во втором находились художественно оформленные парадные залы. В общем внешнем облике дворцового здания и его планировке преобладают композиционные принципы архитектуры русского барокко.

 =========================

Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире. Правда, связывают не с этим восхитительным строением, а лишь с его кухней. Ведь по указу Строганова его повар придумал всемирно знаменитую говядину по-строгановски – бефстроганов.

А ведь Строгановский дворец – единственное здание на Невском проспекте, которое сохранило свой внешний облик практически неизменным за всё время своего существования. Если не считать цвета стен.

Во времена Анны Иоанновны на этом месте находилось недостроенное архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии Михаилом Григорьевичем Земцовым деревянное здание. Участок принадлежал портному И. Нейману.

В 1742 году, уже при Елизавете Петровне, его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом.

На соседнем по Невской першпективе участке жил императорский повар Шестаков. Сергей Григорьевич долгое время мечтал о постройке здесь каменного здания, просил повара продать своё владение. Однако, пусть бедное, но в центре столицы жильё сосед продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать свой дом.

Перестройкой дома Строганова в марте 1753 года занялся Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. На время работы зодчий поселился в первом этаже дома Строганова. Но после неожиданного пожара 1 ноября 1753 года повару всё-таки пришлось переселиться, так как деревянные дома и его, и его соседа неожиданно сгорели. Об этих событиях Сергей Григорьевич писал в письме своему сыну Александру: «Наш петербургский дом сгорел до основания, и на том месте я начал строить новый, и такой огромный и с такими украшениями, что удивления достойно».

В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали М. Г. Земцов (предположительно), Ф. И. Демерцов, А. Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

Надо отметить, что участие Растрелли в строительстве частного здания является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена.

Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей Григорьевич Строганов отблагодарил Растрелли в полной мере. По его указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет архитектора.

Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1756 года здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна.

Вскоре здесь же императрица отметила свой день рождения. Елизавета, как известно, любила всякие празднества. Современник писал: «В Обществе императрица появляется не иначе как в придворном костюме из редкой и дорогой ткани самого нежного цвета, иногда белой с серебром.

Голова ее всегда обременена бриллиантами, а волосы обыкновенно зачесаны назад и собраны наверху, где связаны розовой лентой с длинными развевающимися концами.

Она, вероятно, придает этому головному убору значение диадемы, потому что предоставляет себе исключительное право его носить. Ни одна другая женщина в империи не смеет причесываться так, как она».

Новый дворец поражал современников. Простенки между окнами украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора было оформлено 50 помещений.

В 1756 году, после смерти Сергея Григорьевича, дворец перешёл во владение его сына, Александра Сергеевича Строганова. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств. Ему же приписывают изобретение знаменитого блюда – бефстроганов.

В 1787 году интерьеры здания перестраивал архитектор Фёдор Иванович Демерцов. Фёдор Иванович разобрал во дворе все служебные постройки. Вместо них были построены два новых флигеля – южный и восточный. Таким образом, здание замкнулось в каре. В северном корпусе зодчий оформил Минералогический кабинет.

В 1793 году дворец перестраивал бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин. Он изменил не только внутренние покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон света, изменили его окраску.

Она стала жёлто-розовой. В 1790-х годах в здании произошёл сильный пожар. Выгорел практически весь дворец. Из помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только большой танцевальный зал с уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Дж. Валериани. Это единственный в Санкт-Петербурге подлинный, не воссозданный, парадный интерьер Растрелли.

Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек – певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы. Однако здесь не было, казалось бы, главного помещения – спальни. Такая причуда объяснялась тем, что владелец привык спать в разных комнатах. Причём спал Александр Сергеевич в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати.

После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года дворец перешёл во владение его единственного сына – Павла. После того, как Павел Александрович был убит в Краонском сражении во Франции, был учрежден маойрат Строгановых.

Это означало, что неделимое имущество передавалось по наследству старшему в роду. После смерти Павла Александровича в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье Владимировне. В 1818 году она выдала замуж свою старшую дочь Наталью за барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул.

Младшая дочь Софьи Владимировны Аделаида вышла замуж за князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для их нужд в 1820-х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых П.С. Садовников. Им был создан арабесковый зал. Во дворе Садовников соорудил голубятню. Она просуществовала там до начала ХХ века. После смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году дворец отошёл внуку – графу Сергею Александровичу.

В течение XIX века дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец – розовым.

Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой желающий. Этим пользовались и небогатые граждане.

В 1908 году во дворе устроили небольшой сад. Сергей Александрович во дворце не жил, в 1912 году он уехал во Францию.

После 1917 года все Строгановы уехали из России.

 

В 1918 году дворец был национализирован, здесь открылся историко-бытовой дом-музей. С 1925 года он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи переданы Эрмитажу и Русскому музею, в доме расположилась Академия сельскохозяйственных наук.

В 1988 году здание передано Русскому музею. В 1991 году во дворце начал реставрироваться, а затем открылся филиал музея.

     

Большой зал

В Строгановском дворце достаточно хорошо сохранился Кабинет (музей) графа А. С. Строганова, отделанный в стиле классицизма.

Кольб Александр Христофорович - Эрмитаж. Кабинет графа Строганова (1860)

Из ныне существующих залов его составляли: так называемый зал Гюбера Робера, Минеральный кабинет, Картинная галерея — наиболее знаменитая часть, Библиотека и Физический кабинет.Традиционно автором большей части интерьеров считался А. Н. Воронихин

Новая передняя 

Большая гостиная

Греческая гостиная

Зал Растрелли

Потолок зала Растрелли

С.-Петербург - Строгановский дворец, Кабинет с дубовым камином. 

Строгановский дворец, Малый кабинет графини С.В. Строгановой 

[показать]

  В 1820 К. Росси создал проект апартаментов кн. В. С. Голицына и его супруги А. П. Голицыной, урожденной графини Строгановой. Сохранился незначительный фрагмент, большую часть в настоящее время занимает так называемый Зал с дубовым камином, связанный, вероятно, с периодом графа С. А. Строганова. П. С. Садовников в 1842 закончил формирование южного корпуса здания.

Началу ему было положено одноэтажной галереей Растрелли, которая соединяла покои барона С. Г. Строганова с кухней. В начале XIX века Воронихин сделал двухэтажную пристройку к западному корпусу, в которой разместился кабинет графини С. В. Строгановой. Между 1811 и 1814 он увеличил здание ещё на одну ось и с тех пор кабинетов была уже два — Большой и Малый.

С.-Петербург - Строгановский дворец, Минералогический кабинет 

  В начале XIX века в западной части дома (вероятно, А. Н. Воронихиным) были заново отделаны Малая и Большие гостиные. Достаточно хорошо сохранился Кабинет (музей) графа А. С. Строганова. Из ныне существующих залов: так называемый зал Юбера Робера, Минеральный кабинет, Картинная галерея — наиболее знаменитая часть[8], Библиотека и Физический кабинет

Строгановский дворец, Парадная столовая.

А. Н. Воронихин создал великолепный вестибюль, лестницу с мощными «пестумскими» колоннами дорического ордера, Минеральный кабинет (воссоздан в 2003 году) с куполом и верхней обходной галереей. В Минеральном кабинете граф разместил свою минералогическую коллекцию и библиотеку по геологии и горному делу.

Большой танцевальный зал, оформленный Растрелли, с плафоном работы итальянского живописца Джузеппе Валериани (1753), Воронихин деликатно изменил, создав уникальный сплав растреллиевского барочно-рокайльного стиля и александровского классицизма. «Архитекторы последовательно реализовывали единую и постоянно обновлявшуюся программу, авторами которой были заказчики — Александр и Павел Строгановы»

Владельцы

 
1742—1756 — барон С. Г. Строганов


1756—1811 — барон, затем граф А. С. Строганов


1811—1817 — граф П. А. Строганов


1817—1845 — графиня С. В. Строганова


1845—1872 — графиня Н. П. Строганова


1872—1882 — граф С. Г. Строганов


1882—1918 — граф С. А. Строганов

 

Коллекции

Строгановский дворец. Картинная галерея

Главная коллекция живописи принадлежала графу А. С. Строганову. Она была приумножена графом С. Г. Строгановы, который был также обладателем нумизматической коллекции и приумножил уникальное строгановское собрание сасанидского серебра. В XX веке во дворец попала живописная коллекция графа П. С. Строганова, а также предметы мебели из дома этого представителя рода. К 1930 все коллекции были перемещены в другие музеи, частично проданы, в том числе на аукционе 1931 в Берлине. В 2000 фрагменты были собраны для показа на выставке в США, которая затем была повторена во Франции (2002), Голландии и России (2003).

Строгановский дворец в плане образует каре, в центре которого расположен патио (внутренний двор). Возможно, на территории патио уже в 1793 году существовал сад, который был разбит А. Н. Воронихиным. На планах Строгановского дома первой половины XIX века сада нет. В 1908 году он был заново распланирован для размещения скульптур и «гробницы Гомера», ранее находившихся на Строгановской даче. Был доступен для посещения и оставил в душе многих горожан ностальгический след о временах юности. Просуществовал до 2003 года, когда был вырублен, и на его месте открыт летний ресторан под навесами 

В 1897 году во дворце прошла выставка художественных предметов из частных собраний. Судьба здания в XX веке и его реставрация

 

У входа в здание во внутреннем дворе расположены два небольших сфинкса высеченные из розового гранита. Эти мифические фигуры впервые появились в Санкт-Петербурге в конце XVIII века на Строгановской даче и изображены на картине А. Н. Воронихина 1797 года. В начале XX века скульптуры поместили у Строгановского дворца. В 1959—1960 годах они послужили моделью для изготовления утраченных четырёх сфинксов на пристани у дачи Безбородко, которые были изготовлены из серого гранита. 

Научная комплексная реставрация ведется с 1991 года. Впервые для обозрения был открыт в 1995 году. Официальное открытие состоялось в 2003 году. С тех пор существует экспозиция, которая начинается в Новой передней и постоянно совершенствуется. К 2012 году остался неотреставрированным лишь один интерьер на парадном этаже — Библиотека, соединённая с Физическим кабинетом.









 

https://history.wikireading.ru/66889

Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгановых. Три века истории. — М-СПб: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008. — 319 с

Кузнецов С. О. Строгоновский дворец: архитектурная история. — СПб: Коло, 2015. — 320 с

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Строгановский дворец | Talya6 - Дневник Talya6 | Лента друзей Talya6 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»