[показать]
Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом лесные склады Новой Голландии, казармы гвардейского флотского экипажа, судостроительные верфи. Но всё объясняется довольно просто: великий князь Алексей Александрович, брат императора Александра III, возглавлял Морское ведомство и российский флот. И была необходимость создать обширное владение. Таким владением и стал Алексеевский дворец на набережной реки Мойки, на Коломенском острове
Дворец великого князя Алексея Александровича («Дом музыки», «Алексеевский дворец») — один из великокняжеских дворцов Санкт-Петербурга, расположенный на набережной Мойки. Построен М. Е. Месмахером для великого князя Алексея Александровича в 1882-85 гг.
В середине XIX века участок в Коломне между рекой Мойкой, Английским проспектом и Шафировской улицей (позднее Алексеевской, а ныне улицей Писарева) принадлежал нескольким владельцам. До 1840-х годов он пустовал.В 1846–1848 годах по проекту архитектора Дмитрия Егоровича Ефимова на этом участке был построен дом церемониймейстера А.И. Сабурова. В 1849 году его расширили по проекту Гаральда Эрнестовича Боссе. Рядом с домом Сабурова находился дом генерал-майора Альбрехта. Частью этой территории владели другие хозяева.
Дворцовое ведомство в 1882 году приобрело участок для строительства здесь дворца великого князя Алексея Александровича – четвёртого сына императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Расположение его резиденции было выбрано в традиционно морской части Санкт-Петербурга потому, что в 1881 году великий князь был назначен главным начальником флота и морского ведомства.
Великий князь Алексей Александрович (2 (14) января 1850, Санкт-Петербург — 1 (14) ноября 1908, Париж) — четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Член Государственного совета , генерал-адмирал , адмирал (1 января 1888), генерал-адъютант , почётный член Императорского Православного Палестинского Общества..
В военную службу был записан при рождении — в Гвардейский экипаж и лейб-гвардии полки Преображенский и Егерский, а также шефом Московского. На тезоименитство 1853 года зачислен в лейб-гвардии Уланский полк. 22 июля 1855 года зачислен в только что сформированный Стрелковый императорской фамилии полк. 13 марта 1856 года стал шефом 27-го флотского экипажа (впоследствии упразднённого). На своё семилетие получил первые обер-офицерские чины: морской — мичмана и гвардейский — прапорщика и в том же году к тезоименитству — шефство над Екатеринбургским пехотным полком. С 1860 года проходил морскую практику на различных кораблях, под руководством своего воспитателя, контр-адмирала К. Н. Посьета. На двенадцатый день рождения повышен до чина подпоручика. 13 сентября 1866 года произведён в лейтенанты флота и поручики гвардии.
Винтовой фрегат Александр Невский. Фрагмент иллюстрации из журнала Harpers Weekly "Атлантическая эскадра С. С. Лесовского на рейде Нью-Йорка"
В 1868 году под руководством вице-адмирала Посьета находился в плавании из Поти на Балтику на борту фрегата «Александр Невский», который в ночь с 12 на 13 сентября потерпел крушение, наскочив на мель в Ютландском проливе. В процессе спасательной операции погибли три матроса и офицер корабля. Командир капитан 1-го ранга О. К. Кремер счёл, что Алексей Александрович повёл себя достойно на терпящем крушение судне, отказавшись быть среди первых, переправленных на берег.
«Варяг» на рейде
Через четыре дня после этого события великий князь был произведён в штабс-капитаны и назначен флигель-адъютантом. В том же году назначен шефом 77-го пехотного Тенгинского полка.В 1870 году совершил путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск, откуда вернулся морем в Кронштадт в должности вахтенного начальника на корвете «Варяг».
Великий князь Алексей Александрович, около 1873 года В 1871 году стал шефом прусского 2-го Силезского гусарского № 6 полка и был назначен старшим офицером на фрегат «Светлана», на котором совершил плавание в Северную Америку, обогнул мыс Доброй Надежды и, посетив Китай и Японию, 5 декабря 1872 года прибыл во Владивосток, откуда вернулся сухим путём через Сибирь. Посетил многие сибирские города. В Томске в честь этого посещения были поименованы — улица Алексее-Александровская, реальное училище. Во время визита в США 14 января 1872 года участвовал в охоте на бизонов вместе с генералом Шериданом и Буффало Биллом. В том же году стал шефом австрийского пехотного № 39 полка.
С 1873 года командовал Гвардейским флотским экипажем. Как член кораблестроительного и артиллерийского отделений Морского технического комитета принимал участие в деятельности морского ведомства. 2 января 1876 года назначен шефом 1-го Восточно-Сибирского линейного батальона (с 1900 года — 17-го Восточно-Сибирского стрелкового полка).
«На палубе фрегата „Светлана“», (1883), работа художника А. К. Беггрова.
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 был назначен начальником морских команд на Дунае. Принял участие в военных действиях; сооружал переправу через Дунай. 9 января 1878 года награждён орденом Святого Георгия 4-й степени — «<…> по засвидетельствованию Главнокомандующего действующею армиею о неутомимой и успешной распорядительности <…> морскими командами и средствами, и об успешном принятии всех мер не допускать неприятеля нанести вред нашим переправам, чем обеспечивалось довольствие армии и доставлялась возможность вести военные действия спокойно и безостановочно»
Генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович 9 июня 1877 года произведён в контр-адмиралы; 26 февраля 1882 года — в вице-адмиралы.
1 января 1881 года был назначен членом Государственного совета; 13 июля того же года — Главным начальником флота и Морского ведомства (вместо дяди — великого князя Константина Николаевича) с правами генерал-адмирала и председателем Адмиралтейств-совета.15 мая 1883 года пожалован званием генерал-адмирала (последний генерал-адмирал российского флота); 1 января 1888 года произведён в чин адмирала..
В конце русско-японской войны, после Цусимского разгрома русского флота, добровольно подал в отставку и 2 июня 1905 года уволен со всех морских постов. В русском общественном мнении считался одним из ответственных за поражение России в русско-японской войне.
О смерти его, последовавшей в Париже 1 ноября 1908 года, возвещалось высочайшим манифестом Тело было доставлено траурным поездом на Николаевский вокзал. Перевезение тела с Николаевского вокзала в Петропавловский собор и погребение состоялось 8 ноября по высочайше утверждённому церемониалу. Литургию и отпевание совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский); присутствовали император Николай II, его супруга Александра Феодоровна и вдовствующая императрица Мария Феодоровнаю Был первым погребённым в новопостроенной усыпальнице членов императорской фамилии при Петропавловском соборе.
1891
Великий князь Александр Михайлович вспоминал:
«…великий князь Алексей Александрович, который пользовался репутацией самого красивого члена императорской семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног, Beau Brummell и бонвиван, которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал
. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал, как это ни странно, должность генерал-адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания по морским делам, чем у этого адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице.
Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или же напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед, и после того как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание совета традиционным рассказом об одном случае из истории русского парусного военного флота. Каждый раз, когда я сидел на этих обедах, я слышал из уст великого князя повторение рассказа о гибели фрегата «Александр Невский», происшедшей много лет тому назад на скалах датского побережья вблизи Скагена. Я выучил наизусть все подробности этого запутанного повествования и всегда из предосторожности отодвигался немного со стулом от стола в тот момент, когда, следуя сценарию, дядя Алексей должен был ударить кулаком по столу и воскликнуть громовым голосом:
– И только тогда, друзья мои, узнал этот суровый командир очертания скал Скагена.
Его повар был настоящим артистом, и адмиралы ничего не имели против того, чтобы ограничить дебаты совета пределами случая с «Александром Невским».
Это беззаботное существование было омрачено, однако, трагедией: несмотря на все признаки приближающейся войны с Японией, генерал-адмирал продолжал свои празднества и, проснувшись в одно прекрасное утро, узнал, что наш флот потерпел позорное поражение в битве с современными дредноутами микадо. После этого великий князь подал в отставку и вскоре скончался».
Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М., «Захаров», 1999, с.133-134.
По некоторым данным, заключил морганатический брак с фрейлиной Александрой Васильевной Жуковской (1842—1899), дочерью поэта В. А. Жуковского. Если брак в действительности имел место, то он не был признан официально.
Александра Васильевна Жуковская, баронесса Седжиано, в замужестве баронесса Верман (11 ноября 1842 — 14 сентября 1899) — фрейлина, дочь поэта В. А. Жуковского, предположительно морганатическая супруга великого князя Алексея Александровича, брак с которым был расторгнут; мать его единственного сына
Сын — граф Алексей Алексеевич Жуковский-Белёвский (1871—1932).
Женат на княжне Марии Петровне Трубецкой (1872—1954; внучатой племяннице князя Сергея Петровича Трубецкого), у них — сын и 3 дочери
В августе 1894 года граф Белёвский женился на фрейлине Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны княжне Марии Петровне Трубецкой (1872–1954).
Граф А.А.Белёвский-Жуковский-Единственный сын великого князя, названный матерью Алексеем Алексеевичем, носил титул барона Седжиано (Seggiano) до 13 лет. 21 марта 1884 г. по просьбе Павла Васильевича, брата Александры, обратившегося к новому императору Александру III, 13-летнему мальчику были пожалованы титул и фамилия графа Белевского (Белёвский уезд Тульской губернии был родиной его деда — В.А.Жуковского). 14.01.1913 г. ему разрешено присоединить фамилию Жуковских. Титул графа Белевского-Жуковского передавался только по мужской линии, потомки женского пола были графинями Белевскими.
Баронесса Шеппинг Наталия Владимировна (1888-1965), вторая жена графа Алексея Белёвского-Жуковского. Брак оказался бездетным
Второй значимой женщиной в его жизни стала Зинаида Дмитриевна Скобелева, с которой он был близок в 1880—1899 годах до её кончины, несмотря на возражения её мужа, герцога Лейхтенбергского. Примерно через год после смерти Зинаиды Дмитриевны от рака горла новой любовницей великого князя на долгие годы стала француженка Элиза Балетта, приглашённая во французскую труппу Михайловского театра.С 1871 года жил в доме 30 по Дворцовой набережной
В 1885 году переехал в специально построенный для него дворец на набережной Мойки (архитектор М. Е. Месмахер).
========================
Проектировать дворец архитектор Максимилиан Егорович Месмахер начал в 1883 году. Автор проекта дворца Максимилиан Месмахер был воспитанником петербургской Академии художеств. Кроме ярких архитектурных работ, он проявил себя прекрасным художником, его работы хранятся даже в Эрмитаже. Он по праву считается основоположником русской школы технического рисования. Месмахер занимался отделкой особняков многих именитых петербургских аристократов и членов императорской фамилии. Первой крупной самостоятельной работой архитектора стало здание архива Государственного совета на Миллионной улице. Кроме этого Месмахер построил дворец великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, осуществил переделку интерьеров Аничкова дворца, особняка А.А. Половцова. К строительству Алексеевского дворца по проекту Максимилиана Егоровича приступили в 1885 году.
Архитектор максимально возможно использовал уже существующие на участке строения, таким образом значительно сэкономив время и средства. Внешний облик великокняжеской резиденции был согласован с пожеланием заказчика жить в особняке, напоминающем романтические замки средневековой Франции.
В единый комплекс зданий вошёл не только дворец великого князя Алексея Александровича, но и четырёхэтажный жилой корпус, одноэтажные экипажный и конюшенный корпуса, прачечный корпус, оранжереи и сад. Парадный двор со стороны Мойки от набережной был отделён кованой оградой с золочёными вензелями.е.
Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объёмов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт.
Пространственная композиция дворца состоит из четырёх основных объемов. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трём остальным, связанным общей осью. Центральное и западное строение двухэтажные.
Один из флигелей был снесен и заменен на новый, связанный с основным объемом здания. В 1849 г. акад. арх. Г. Боссе для того же владельца пристроил к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширил особняк пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах.
Между 1849-1875 гг. неизвестный арх. (возможно тот же Г. Боссе) перестроил мансардный этаж главного здания и декорировал его балюстрадой, украшенной бюстами. В 1875-1878 гг. по проекту инженер-капитана Чикалева для почетного гражданина Г. Малкиеля западный флигель и объем, соединяющий его с главным зданием был надстроен вторым этажом. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом.
Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объемов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт. По объемно-пространственной композиции дворец состоит из четырех основных объемов, из которых центральный и западный двухэтажные. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трем остальным, связанным общей осью. Без изменения осталась композиция бюстов и балюстрад.
Фасад западного, т.н. кухонного, флигеля был оставлен в прежнем виде. Служебный флигель между набережной и восточным жилым флигелем был превращен в Собственный подъезд. Второй этаж был прорезан тремя полуциркульными окнами и акцентирован пилястрами. Четырехъярусная башня, поднятая над уровнем крыш, занимала главенствующее положение в композиции и была видна издалека. Она завершалась шатровым верхом с малым сферическим куполом.
У основания шатра располагались четыре мансардных выступа с волютообразными выкружками по бокам и в нижней и верхней части. Месмахер пышно украшает оба подъезда, делая более торжественным фасад, выходящий на набережную. Над Собственным подъездом располагались шесть бюстов, десять бюстов - на балюстрадах первого и второго этажей Главного подъезда.
Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской ул. высокой каменной стеной. Собственный сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. Перед окнами кабинета располагался фонтан. Постройка дворца повлекла за собой прокладку новой ул., которая получила название Алексеевской (ныне Писарева).
По сторонам главного подъезда были установлены два тройных фонаря на чугунных столбах, выполненные по проекту М. Месмахера. Главный подъезд обработан рустом под «шубу», над дверным проемом - картуш с гербом великого князя. Дверь декорирована ионическими каннелированными полуколоннами и полуциркульным завершением с орнаментальной лепкой.
Вход в Собственный подъезд помещается в северо-восточной части северного фасада в срезанном углу здания. Парадная дверь декорирована тосканскими колоннами и замковым камнем в виде картуша. На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном. Фасад подъезда обработан рустованными полосами и двумя квадратными нишами с люкарнами, окаймленными лепкой и защищенными орнаментальными чугунными решетками
Вестибюль выделен двухъярусной башней с восьмигранным куполом, завершенным шпилем в виде ажурного кованого цветка. Углы второго яруса башни вогнуты на гранях. Стороны второго яруса башни имеют прямоугольные проемы, обрамленные рамочными пилястрами с цветком в центре. Проемы завершены профилированными лучковыми фронтонами с лепкой.
Ограда является одним из важнейших художественных элементов ансамбля дворца. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной.Над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде стилизованных расходящихся листьев аканта и спиралевидных волют Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари, по три на каждом столбе.
Английский зал
Решение интерьеров Алексеевского дворца отличается логичностью, целесообразностью и взаимосвязанностью. Все личные комнаты обращены в сторону сада, отдаленного от улиц, что обеспечивало максимальный покой владельца. Гости могли попасть во дворец через два вестибюля - Парадный и Собственный. Месмахер сохранил прежний Парадный вестибюль, выполненный по проекту Боссе, его членения и существующую мраморную лестницу.
вестибюль
Вестибюль Парадного подъезда украшали мраморные скульптуры муз Урании и Эрато, расположенные в нишах. Прямо напротив вестибюля находилась Приемная, справа от нее три парадных помещения: Зала, Красная гостиная и Большая столовая. Столовая была связана с западным флигелем, в котором находились Сервизная и Буфетная. Слева от вестибюля была устроена Знаменная, место для хранения флотских знамен. К ней примыкала Библиотека. Здесь шел коридор, который соединял Кабинет и личные комнаты.
Стены вестибюля Собственного подъезда обработаны рустованными пилястрами, над которыми находится сложный карниз с фигурными кронштейнами. В нише помещен мраморный камин с фигурками путти и головой сатира. В восточном флигеле, где располагался Собственный подъезд, Месмахер поместил три парадных помещения для торжественных приемов: Английский зал, Китайскую и Фламандскую гостиные.
Английский зал - одно из самых больших помещений дворца, напоминает старинный рыцарский зал.
Важным элементом отделки является лепной декор потолка по мотивам английских лепных плафонов XVI-XVII вв. Камин является главным акцептом в композиции зала. Двери зала пышно украшены резьбой. По периметру зала шла дубовая филенчатая панель, верхняя часть стены была декорирована дубовым карнизом-полкой с парными кронштейнами, которая предназначалась для посуды.
лестница
Китайская гостиная выполнена в стиле позднего «шинаузери» (фр. «китайский») Она декорирована резными панно и деталями, характерными для дальневосточного стиля XIX в. Стены наполовину от плинтуса, а также двери и оконные проеиы, рамы зеркал были облицованы темным лакированным палисандром. Вторая половина стен была обтянута декоративной тканью. Росписи потолка и стен выполнены декоратором С. И. Садиковым. Месмахер выполнил проект декоративной ткани для украшения стен с изображениями драконов.
Фламандская гостиная была оформлена с применением гобеленов, выполненных во фламандской манере, одноярусного камина с топочным отверстием, росписью перекрытий, использованием в отделке «фламской резьбы» - сложного орнамента из кружевной резьбы, разорванных картушей, переплетений виноградной лозы, листьев, плодов, цветов и лент по краям.
Танцевальный зал расположен в центре западного флигеля и выполнен во «вкусе Помпадур» - основанном на подражании и художественной переработке форм искусства Франции времен Людовика XV. В центре -большой живописный плафон «Амур и Психея», на четырех малых плафонах - фигурки играющих амуров «во вкусе Буше». Наборный паркет повторяет абрис плафона. В отделку стен были обильно включены зеркала.
Среди самых интересных помещений жилой части дворца - Кабинет великого князя. Одна его часть чере здубовую арку связана с Приемной, другая через тройную дубовую арку имеет выход к Библиотеке.
Стены Кабинета на треть облицованы профилированными дубовыми панелями, выше они обтянуты тисненой кожей с золоченым узором. Кессонированный потолок также облицован дубом двери украшены картушами и резными наличниками. Двухъярусный камин из серого песчаника декорирован вензелем князя. Приемная оформлена в том же стиле и материале.
камин в приемной
кабинет
[показать] [показать]
Алексей Александрович скончался в 1909 г., наследниками были объявлены братья великого князя Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла жене Марии Павловне и детям.
облицовка ванной
С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».
Бывшая малая столовая дворца. Цокольный этаж.
Часть территории Собственного сада, где находились оранжереи и дом садовника, была продана в июне 1910 г. владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману. Летом 1911 г. был продан еще один участок владения, выходящий на Английский пр., его приобрел один из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальс; на участке был построен особняк.С 1 апреля 1911 г. дворец был передан в аренду на 18 месяцев Императорскому германскому посольству. Посольство занимало его до ноября 1912 г. и «за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное здание посольства» на Исаакиевской пл. В марте 1914 г. в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, т.к. Мария Павловна была президентом Академии Художеств.4 ноября 1914 г. дворянин Константин Клавдиевич Решко, проживающий в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение «Лопатичи».
После октября 1917 г. дворец был национализирован. С 1919 по 1941 г. находился в ведении различных учреждений. Во время ВОВ здание использовалось под склад. В послевоенные годы в нем разместили Дом пионеров. С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».
Алексеевский дворец включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527).
По материалам:
портреты-Википедия
http://www.citywalls.ru/house792.html
Малинина Т. А., СуздалеваТ. Э. Дворец великого князя Алексея Александровича. Спб.: ООО «Алмаз», 1997)