Не каждому удаётся в 35 добиться лучшего результата. У него это получилось. Правда, дальнейшая судьба, в результате, не стала резко дрифтовать в сторону признания и славы. Ну, как это часто бывает: построил чудо-дворец, посыпались заказы, с ними деньги... В этой истории, если и есть что-то подобное, то отмеряно оно было скромной ложкой.
Дворец Ференца Райхла в Суботице,городе Северной Сербии,сейчас здесь Галерея современного искусства
Ференц Райхл Нет, стотысячный городок теперь повторяет это имя с гордостью. И с немалой помпой демонстрирует результат деятельности венгерского архитектора и коллекционера Ференца Райхла. Но это всё же не тот случай, когда твоё имя в каждом учебнике, в каждой энциклопедии. И уж точно не та слава, которая кормит архитектора всю жизнь.
Памятник Ференцу Райхлу в Суботице
Кажется, 25-летнего зодчего из крошечного местечка Апатин не сильно влекло в большие города. Хотя, кроме диплома о высшем образовании, полученном в Будапеште, и учебных поездок по Европе, наверняка ведь были и амбиции. Своё профессиональное счастье Ференц ищет в Суботице, в каких-то 70-километрах от малой родины. Семейное - поджидает тут же. А может, оно и стало первопричиной: уже через год молодой специалист женится на дочери видного юриста и депутата городского собрания Суботицы Ирме Варге.
Бывшее здание казино, а сегодня Городская библиотека Суботицы
Лучший шанс для процветания в сербском захолустье недалеко от границы с Венгрией трудно придумать. И действительно заказы не заставляют себя долго ждать - гимназия, банк, казино (нынешнее здание Городской библиотеки).
Вроде бы типичный стиль ар-нуво, но попробуйте найти что-то подобное в другом месте Европы Этот дом и должен был стать отправной точкой для большой архитектурной карьеры.
В нём венгерский сецессион (или просто модерн), который так активно использует зодчий, получает наиболее яркое воплощение.
Каждая деталь, каждый элемент декора словно заново открывают возможности цветов и линий. В них - скромное признание художника в любви. К кому? Это уже вопрос восприятия - к супруге или к ремеслу.
Интерьеры дворца с той же темой сердца Лейтмотив всей оформительской концепции - сердце, силуэт которого образует фасад здания, узор входных ворот, орнамент перил лестницы... Да, таким мы и знаем архитектурный модерн. Но здесь авторские чувства буквально плещутся через край.
Многоквартирный дом по-соседству с дворцом
В таком же стиле рядом строится многоквартирный дом. С точки зрения искусства вроде бы и не очень значительный штрих. Зато с точки зрения буржуа вполне практичный -квартиры в нём будут сдаваться, а вырученные деньги обеспечат гарантированный доход.
еще один жилой дом в Сегеде
Дом Морица, памятник Сегеда,это уже на юге Венгрии
Дворец Райхла, памятник Сегеда
Графский дворец, памятник Сегеда
Тем не менее что-то в развивавшемся по нарастающей бизнесе пошло не так. Сначала долги, потом невыполненные подряды... В конечном итоге архитектора и его скромную контору объявляют банкротом. С молотка уходит и семейная резиденция вместе с мебелью.
Вернемся в Суботицу
Синагога - еще одно архитектурная доминанта Суботицы, но здесь потрудились уже другие авторы Из наших российских пределов такой поворот событий одними профессиональными просчетами не объяснить. Наверняка, какие-то проблемы начались у тестя, а уж зять пошел по наклонной, как производная.
Ференц был далеко не из депрессивного десятка. Его не сломила неудача. К перспективе работы в Будапеште или Белграде он по-прежнему относится холодно. Зато отваживается пересечь сербско-венгерскую границу и перебраться в такой же, как и Суботица небольшой город Сегед.
Здесь он построит еще один просторный семейный дом, не для себя, для представителя местной знати - графа. Тем не менее, это делает дворец Райхла понятием почти интернациональным. Другое дело, что о нём известно гораздо меньше.
Тут бы ему и успокоиться, жить, скромно почивая на лаврах местного Гауди. Только что-то опять заставило Ференца бросить насиженное место. И наверняка не ради тихой старости, поскольку новой точкой назначения становится Будапешт.
И эта прекрасная Церковь Богоматери Сарлоса в Тополе
Архитекторы навечно остаются в памяти построенных домов и в нашей,когда мы любуемся произведениями их труда,фантазии и воплощением их мечты...
=============
https://visitsubotica.rs/en/see/art-nouveau/palata-rajhl-ferenc/
Википедия
https://zen.yandex.ru/media/arhistory/
Серия сообщений "Великие архитекторы": Часть 1 - Гауди. Павильоны в усадьбе ГуэльЧасть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Барселона Гауди...Часть 16 - Франческо Борромини-гений итальянского бароккоЧасть 17 - Великие творения архитектора эпохи Возрождения Филиппо БрунеллескиЧасть 18 - Фантазии в стиле модерн венгерского архитектора Ференца Райхла
Серия сообщений "Венгрия": Часть 1 - Всемирное наследие ЮНЕСКО:достопримечательности ВенгрииЧасть 2 - дворцы и замки Венгрии. ...Часть 16 - Аббатство в Паннонхальме: Тысячелетний монастырь бенедиктинцев в ВенгрииЧасть 17 - Венгерская хрустальная мануфактура Varga art crystal Часть 18 - Фантазии в стиле модерн венгерского архитектора Ференца Райхла
Серия сообщений "Стиль Модерн и Ампир в искусстве": Часть 1 - Винтажные флаконы для духовЧасть 2 - Ювелирное искусство дизайнера Рене Лалика...Часть 23 - Ювелирное искусство ар-нуво: Луис Масриера(Lluís Masriera i Rosés)Часть 24 - Красивейшие здания австрийского архитектурного модерна Часть 25 - Фантазии в стиле модерн венгерского архитектора Ференца Райхла