Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Софроницкий, Лев Оборин, Яков Флиер — их имена знала вся страна, а они отвечали за ее победы на культурном фронте. Еще большей самоотдачи требовало от артистов Искусство. Рояль на сцене, зал, готовый внимать и верить каждому звуку, — вот мгновения, ради которых они жили.
Пианист Святослав Рихтер — первый в СССР обладатель премии «Грэмми» (1960 год)
Рихтер начал увлекаться музыкой еще в раннем детстве. Он не только старательно занимался фортепиано под руководством отца, но и серьезно подходил к тому, что и как он играл.
К системным занятиям, впрочем, Рихтер пришел довольно поздно. В 22 года он переехал в Москву и стал учеником Генриха Нейгауза. К тому времени Святослав Рихтер был уже абсолютно сложившимся пианистом с огромным музыкальным кругозором. Нейгауз писал об ученике: «Он смолоду обнаруживал такое великолепное понимание музыки, столько вмещал ее в своей голове, обладая при этом чудесным природным пианизмом, что приходилось поступать согласно пословице: ученого учить — только портить». Нейгауз был для Рихтера скорее старшим мудрым другом, чем преподавателем в привычном понимании слова.
Карл Мария фон Вебер, Соната для фортепиано № 3 ре минор
Сергей Прокофьев, Соната № 6 для фортепиано
Столичный дебют пианиста состоялся в 1940 году: 26 ноября он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева. Рихтер стал вторым ее исполнителем — первым был сам автор. Затем последовал столь же ответственный концерт: исполнение прокофьевского Пятого концерта. Об этом событии сам Рихтер писал:«Я был счастлив. В 22 года я решил, что буду пианистом, и вот, в 25 лет, играю сочинение, которое никто, кроме автора, не исполнял».
Рихтеру было интересно работать с произведениями «без репутации», — которые мало кто знал. Нейгауз так говорит о рихтеровском репертуаре:
"Он буквально воскресил к жизни почему-то забытые чудесные сонаты Шуберта и некоторые сонаты Вебера"
Стремясь на каждом концерте играть что-то новое, Рихтер сразу после выступления садился заниматься и готовить следующую программу. В поздние годы пианист играл на концертах по нотам: ему жаль было тратить время на заучивание наизусть. «Сэкономленные» часы он посвящал изучению нового репертуара.
Фредерик Шопен, Скерцо № 2
Сольный концерт Святослава Рихтера. Англия, Лондон, «Барбикан», 1989г
Одним из главных достижений Рихтера были «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени Пушкина. Ирина Антонова, тогда директор Пушкинского музея и соавтор «Вечеров», вспоминала, как важно было Рихтеру показать людям единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии. «Декабрьские вечера» до сих пор проходят в музее каждый год…
Каждый раз удивляюсь: какая же я старая! Всех ведь их слушала живьём, включая Баршая и самого Генриха Нейгауза...Гиганты они все по сравнению со многими нынешними... Но кое-кто из- Мастеров ещё остался... Такой вот Григорий Соколов...