• Авторизация


Без заголовка 04-07-2014 12:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Нина-Ник Оригинальное сообщение

Ансамбль скрипачей Большого театра

Произведения из репертуара Ансамбля скрипачей Большого Театра.

Идея создания этого прославленного коллектива принадлежала концертмейстеру оркестра Большого театра Юлию Марковичу Реентовичу, руководившему ансамблем с 1956 года до своей смерти в 1982 году. Ансамбль скрипачей Большого театра был создан в конце 1955 года, а его первое публичное выступление состоялось 25 февраля 1956-го, и эта дата считается днем его рождения.


[600x592]

 

«Первые шаги ансамбля скрипачей, – пророчески писал тогда Дмитрий Шостакович, – нас убеждают в том, что будущее этого коллектива прекрасно, и он займет видное место в строительстве советской музыкальной культуры».

Реентович не был великим композитором. Он не был и великим скрипачом, лауреатом международных и всяческих конкурсов.

Его имени нет даже во всезнающей Википедии!
И нет ни одной видеозаписи выступлений некогда прославленного Ансамбля скрипачей Большого театра, основателем и бессменным руководителем которого он являлся.
Есть только скупые несколько строчек биографии, да рассказы о его коллективе в статье, посвященной скрипачке ансамбля и его последовательнице Марте Кушнирской 

Вот в эти несколько строк уложилась биография этого талантливейшего мастера:
Юлий Маркович Реентович, скрипач.

Родился 12 ноября 1914 в Тамбове. Отец - скрипач и педагог Марк Наумович Реентович, ученик Леопольда Ауэра.
В 1931 окончил Тамбовский музыкальный институт по классу скрипки профессор М.Н. Реентовича.
В 1931-1935 совершенствовался в Москве у Абрама Ильича Ямпольского.
С 1931 - артист, с 1952 - концертмейстер оркестра Большого театра.
С 1956 - художественный руководитель организованного им Ансамбля скрипачей Большого театра.
С 1976 - Народный артист РСФСР. Даже не СССР.
И всё.
Но внутри этих коротеньких биографических строчек - целая жизнь.

 

Фибих "Поэма"




Но какой же след на земле оставил этот человек, если даже спустя 30 лет после смерти его с благодарностью и восхищением вспоминают, ищут записи выступлений его коллектива - а ищут, как оказалось, многие! И до потери пульса радуются, когда все-таки находят.
А потом скачивают их себе и слушают, слушают, слушают...


Рахманинов "Вокализ"





Профессор Т. Докшицер:


«Юлий Маркович не замечал мелочей, заботился о каждом, отвечал за всех и делал все для всех. Ему, казалось, не мешали трудности и неудобства гастрольной жизни. Организационные неурядицы, которые порой возникали перед концертом, он преодолевал спокойно, тихо, гасил в себе раздражительную реакцию и к людям обращал улыбку и ободряющие слова. Его огромное человеческое обаяние в жизни и на сцене с одинаковой силой действовало и на окружающих, и на публику».


Шуберт "Аве Мария"





Давид Ойстрах так писал об этом ансамбле:


«Разумеется, все его участники и в первую очередь руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств РСФСР Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом, – скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль».


Шостакович. Романс из к/ф "Овод".





Ансамбль был действительно удивительным и чудесным.
Это был первый и единственный в Союзе классический профессиональный ансамбль из 17-ти скрипачей, игравший в сопровождении рояля, без дирижера и без нот – они играли свои партии наизусть, тем не менее все скрипки звучали синхронно.
И от этой божественной музыки, так пронзительно-проникновенно исполненной его ансамблем, хочется плакать - но не потому, что плохо, а потому что происходит какой-то катарсис, и душа начинает звучать в унисон этим стройно и светло поющим скрипкам


Римский - Корсаков "Полет шмеля".





Специально написанных для скрипичного ансамбля произведений не было, не было и соответствующего репертуара - и лучшие композиторы Советского Союза создавали аранжировки классических произведений специально для этого коллектива, а также писали музыку именно для него. Среди них такие имена, как Г. Рождественский, Г. Заборов, Л. Фейгин, А. Гурфинкель, Р. Щедрин, А. Хачатурян, Е. Светланов, М. Чулаки.


Глюк. Мелодия из Оперы "Орфей и Эвридика"





За время своего существования он дал более двух тысяч концертов, выступал во многих городах  и почти во всех республиках Советского Союза, на целинных землях Казахстана, Алтая, Сибири.
Слушатели двадцати стран мира также имели возможность услышать этот необыкновенный ансамбль.


Бах. "Аве Мария" Поет Г.Олейниченко.






Фирма «Мелодия» выпустила более 100 грампластинок с его записями. И счастливые обладатели этих раритетов теперь ищут способы, чтобы их оцифровать.

Коллектив часто выступал на радио и телевидении, озвучивал кинофильмы, сопровождал выступления многих выдающихся артистов нашей страны.


Таривердиев.  "Не исчезай".






Это не был ансамбль "для музыкальной элиты" - они выступали на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, воинских частях и студенческих клубах. Артисты не считались с неудобствами и, когда не было настоящей сцены, играли на импровизированной.

Коллектив давал много и благотворительных концертов, особенно в начале своей деятельности.


Дворжак. "Мелодия"






Из рассказов о выступлениях коллектива

В пригороде Новосибирска играть пришлось в одном из рабочих клубов в нетопленном помещении.
Артисты вышли во фраках и платьях, мерзли пальцы.
В первых рядах зала оказались бабушки в белых платочках, в последнем – мужчины с бутылками: шум, гам...
Реентович приказал играть «Аве Марию» Шуберта.
В какой-то момент из первых рядов послышались рыдания. Когда смолкли последние звуки музыки, увидели в последнем ряду мужчин с так и не початыми бутылками в руках, они словно онемели.
Несколько секунд полного молчания, и взрыв аплодисментов с криками «Здорово! Давай еще!»
«Вот ради чего стоит жить», – резюмировал Реентович.


А в Лондоне выступление проходило в одном из лучших концертных залов.
Он был полон, но музыкантов удивило наличие полицейских.
Не успели артисты занять места на сцене и поднять скрипки, как из первых трех рядов поднялись молодые ребята с транспарантами в руках: «Убирайтесь в свою Россию...» Полицейские не вмешивались.
«Стойте с поднятыми скрипками», – распорядился Реентович.
Так и стояли 15 минут, пока публика сама разбиралась с «бунтовщиками». В конце концов большую часть удалось выпроводить из зала, а остальные свернули транспаранты и уселись слушать.
Концерт прошел с большим успехом, причем было замечено, что особенно рьяно аплодировали как раз эти первые ряды.


Шопен. "Грусть".





Пресса разных стран тоже приятно поражала единодушием.

Характерной была публикация в голландской газете «Де телеграф»:
«Ансамбль скрипачей Большого театра является коллективом новой музыкальной формы, не существующей нигде в мире... Необходимо заметить, что обработки всей исполненной программы были безупречны, и блестящее исполнение семнадцатью скрипками напоминало одну скрипку. Этот концерт, без сомнения, явился настоящим событием для Запада».
Увы, ничто не вечно под Луной.
В 1982 году Реентович умирает, не дожив двух лет до своего семидесятилетия.
Ансамбль, лишившись авторитетного руководителя, начал распадаться, и в 1984 году он прекратил свое существование.

Текст из разных источников.
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Как хорошо, что вспомнили этот замечательный коллектив, с которого для очень многих слушателей открылась классическая музыка. Конечно, дело тут и в талантливых музыкантах, и в выдающемся и творческом организаторе, но и во времени, когда он был создан. С середины 50-х годов музыкальное просветительство стало государственной политикой. Я об этом могу судить потому, что моя творческая жизнь начиналась именно в это время. Повсеместно создавались Университеты музыкальной культуры, в каждом консерваторском городе и во всех филармониях страны этим занимались специальные отделы и участвовали в этой работе все энтузиасты и классические исполнители. И в те годы качество концертов не зависело от престижности площадки и величины гонорара. Гонорары устанавливались Аттестационной комиссией Министерства Культуры СССР, выдавались Аттестационные удостоверения на право концертной деятельности и каждые 5 лет нужно было подтверждать свою квалификацию. К сожалению, с начала 70-х вся эта огромная работа начала размываться и формализироваться, и многие программы начали сворачиваться, а к началу 80-х превращались в "мероприятия для галочки", т.к. просто спускался план на количество концертов и редко кого среди руководителей интересовало качество их. Всё это чахло постепенно и незаметно, но кончилось в общем-то культурной катастрофой. Сейчас кое-кто пытается подобную практику возрождать, но это очень непросто Да и музыканты подобного уровня разъехались, ушли из жизни, потеряли кураж...так что начинать, если серьёзно говорить, надо даже не с нуля, а со знака минус... Кое-кто, к счастью, пытается возродить нечто подобное на сайтах Интернета, что замечательно...Честь таким направлениям и хвала. И успехов! [376x330]

(Добавил ссылку к себе в дневник)

аволерог 05-07-2014-17:40 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Юлий Реентович! Я уже чуть забыла это имя! Потому что оно нигде не появлялось! Давно не слышала! Какая изумительная музыка.Наверное, с него и полюбила классическую музыку.
Ответ на комментарий аволерог # так ведь их программа на это и рассчитывалась! Начинали с малых форм, с классических шлягеров, исполненных на изысканном профессиональном вкусе. А сейчас выездные концерты в глубинке играют многие с одной репетиции, халтурно, надеясь, что там люди не поймут... Но халтурой никого полюбить такую музыку не заставить... Тогда же появился камерный оркестр Рудольфа Баршая.. Тоже замечательный.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | аволерог - Дневник аволерог | Лента друзей аволерог / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»