https://varandej.livejournal.com/1175934.html
На обоих фото - ореховые посохи шаманов, ритуальные маски и амулеты, фрагмент дерева из священной рощи
Выходили из аула мы навстречу машинам старейшин - возложение венков заняло меньше часа с дорогой. Вскоре нас подобрал красивый рослый молчаливый мужчина, Наташе напомнивший настоящего воина, да и в багажнике вёз он ружьё. Он показал нам главный памятник Агуя...Хабза запрещала служение богам в каменных стенах, и Черкесия была краем священных деревьев, камней и, по древней памяти, дольменов. Их отмечал крест Тхьа, сведённый вноль подлесок и паникассана - копившиеся веками подношения, включая сбрую, кольчуги, мечи... Русская армия разоряла священные рощи, но тех, кто и после побеждал, горцы начинали бояться как людей под защитой богов, называя их по-мусульмански "мюриды".
Проехав огромное дерево в паре километров ниже аула, водитель рассказал, что иногда, последний раз в 2017 году, здесь бывают обряды. Довольно простые: старейшина возносит хвалу Тхьа, режет барана и раздаёт мясо малоимущим.
46
7% российских адыгов считаются адептами Тхьэшхуэ. Среди шапсугов может и больше: подозреваю, что вернулись из Турции те, кого мусульмане обзывали "древопоклонниками", а умеренный светский ислам приняли уже в России.
47
Пожалуй, в обычные дни делать в Агуй-Шапсуге реально нечего - село и село, только внешность у людей чуть другая. Зато в русском курортном Агое за последней пятиэтажкой слева (если ехать вверх) спрятался Великан:
48
Колоссальный 800-летний дубище 4 метра в обхвате, метров 20 в высоту и метров 50 в размахе кроны, от старости закрученный винтом.
49
Он был старым и 200 лет назад, и крона его тогда могла служить кладбищем: в язычестве адыги хоронили мёртвых так, причём иногда - в колодах, и появление в них мёда значило благой исход загробного суда. А у корней жрецы в страшных масках, гремя ореховыми посохами, просили у всех богов защиты от русской армии.
49а