ALBENIZ, Isaac
АЛЬБЕНИС, Исаак
1860-1909
Творческое наследие Исаака Альбениса включает около 300 произведений только для фортепиано, а ещё он писал оперы (не пользующиеся, впрочем, успехом), оркестровые пьесы, романсы и пр. В его фортепьянных пьесах, часто носящих названия, напоминающие о его родной Испании ("Гранада", "Наварра" и т.п.), многообразно отразился тот уникальный музыкальный стиль, что называется фламенко.
Iberia; Navarra; Suite espanola. Alisia de LARROCHA. DECCA 417 887-2 (2 CD, DDD).
Трудно представить исполнение этой музыки, которое более точно и полно раскрывало бы её национальный характер, чем игра испанской пианистки Алисии де Лароччи (р. 1923). Мировая известность пришла к ней довольно поздно, но во многом именно благодаря её усилиям сочинения испанских авторов заняли прочное место в концертном репертуаре многих пианистов. Запись DECCA превосходна и в техническом отношении - редко фортепиано звучит в записи так реалистично и полноценно.
Suite espanola (+ Manuel de FALLA: El amor brujo). New Philharmonia Orchestra / Rafael Fruhbek de BURGOS. DECCA 448 601-2 (ADD).
Фортепьянные пьесы Альбениса настолько красочны, что их оркестровые версии создавались как при жизни композитора, так и в наше время. На диске представлено переложение "Испанской сюиты" в яркой интерпретации одного из тончайших знатоков испанской музыки.
Карл Фридрих Абель, немецкий композитор и последний исполнитель-виртуоз на виоле да гамба, чаще вспоминается как партнёр И.К.Баха, с которым они в 1765 году в Лондоне организовали публичные абонементные концерты (Bach-Abel-Concerts), продолжавшиеся до 1782 года. С этих концертов практически начала своё существование эта форма музыкальной жизни. Однако музыка Абеля, оставшаяся в тени творений Гайдна и Моцарта, в хорошем исполнении способна доставить истинное наслаждение, что и подтверждает серия записей, выпущенных немецкой фирмой CPO (Classic Produktion Osnabruck).
Symphonies, Op. 10 (1-6). La Stagione / Michael SCHNEIDER. CPO 999 207-2 (DDD).
Flute Concertos, Op. 6 (1, 2, 3, 5). La Stagione / Michael SCHNEIDER. CPO 999 208-2 (DDD).
Chamber Music: Two Sonatas for Flute and Continuo. Seven pieces for Viola da gamba. Two Trios for Two Flutes and Continuo. Sonata for Violoncello and Continuo. La Stagione. CPO 999 209-2 (DDD).
Очень интересная подборка камерных произведений, демонстрирующая разносторонность таланта Абеля. Пьесы для виолы да гамба - прекрасный пример музыки для этого инструмента времён заката его популярности.
Symphonies for Orchestra and Continuo, op. 17 (1-6). The Hanover Band / Anthony HALSTEAD. CPO 999 214-2 (DDD).
Балет в двух действиях "Жизель" был написан Аданом на либретто Т.Готье и Ж.Сен-Жоржа (по легенде Г.Гейне) в 1841 году и вот уже больше 150 лет его музыка никого не оставляет равнодушным. Другим произведением Адана, поныне остающимся популярным, является балет "Корсар" (1856, либретто Ж.Сен-Жоржа по мотивам поэмы Д.Байрона).
Giselle (ballet). London Symphony Orchestra / Michael Tilson THOMAS. Sony SMK 42450 (DDD).
Cокращённая версия, включающая, впрочем, все лучшее из музыки Адана.
Giselle (complet ballet). Orchestra of the Royal Opera House, Covent Garden / Richard BONYNGE. DECCA Double 452 185-2 (2 CD, DDD).
Giselle (complet ballet). Slovak Radio Symphony Orchestra / Andrew MOGRELIA. Naxos 8.550755-56 (2 CD, DDD).
Возможно, лучший выбор. Эта полная версия балета в отличном исполнении обойдется вам очень недорого.
Le Corsaire (complet ballet). English Chamber Orchestra / Richard BONYNGE. DECCA 430 286-2 (2 CD, DDD).
PUCCINI, Giacomo
ПУЧЧИНИ, Джакомо
1858-1924
Родился в Италии, в г. Лукка в семье музыканта (его отец был органистом, дирижером). С раннего возраста обучался игре на органе. Позже пел в церковном хоре. Уже в детстве Джакомо начал работу органистом в церквах. В 1872-83 годах он обучается в Музыкальном институте им. Дж. Пачини (классы органа и фортепьяно) и в Миланской консерватории (теория музыки и композиция).
По окончании консерватории пишет несколько опер, привлекших внимание, но так и не ставших репертуарными. Подлинную известность ему приносит опера "Манон Леско" (написана на сюжет популярного романа А.Прево "История кавалера Де Грие и Манон Леско"), проникнутую глубоким психологизмом и тонкой лирикой. Кстати, когда Пучини взялся писать свою оперу (над либретто потрудились в общей сложности пять человек, включая самого композитора), уже восемь лет с огромным успехом шла опера Жюля Массне "Манон", написанная по тому же источнику. Обе оперы сохраняют одинаковую популярность и поныне.
После премьеры оперы в Турине в 1893 году Пуччини становится в ряд крупнейших оперных композиторов Италии. Следующие три оперы занимают центральное место в его творчестве: "Богема" (по роману Анри Мюрже "Сцены из жизни богемы"), "Тоска" (по драме В. Сарду "Флория Тоска") и "Мадам Баттерфляй" (в России известна под названием "Чио-Чио-сан", по драме Д. Беласко "Гейша").
На премьере "Богемы" в 1896 году в Турине дирижировал молодой, но уже очень известный Артуро Тосканини. Тем не менее, опера была встречена публикой и критиками довольно равнодушно. Многочисленные претензии, отчасти справедливые, вызывала приземленность и "неоперность" сюжета. Однако в дальнейшем популярность оперы росла и в наше время она стала одной из наиболее часто исполняемых опер.
Пьеса Сарду "Флория Тоска", написанная специально для великой актрисы Сары Бернар, пользовалась огромным успехом. Естественно, что она привлекала внимание как источник для либретто. Опера Пуччини, полная сильных эмоций и драматических эффектов, вот уже сто лет (премьера ее состоялась 14 января 1900 года) продолжает волновать людей. Это единственная опера Пуччини на историко-героическую тему, столь часто привлекавшую внимание его старшего соотечественника - Верди.
Премьера "Мадам Баттерфляй", состоявшаяся в Милане 17 февраля 1904 года, с треском провалилась, в основном из-за драматургической рыхлости непомерно затянутых двух действий. За последующие месяцы композитор перерабатывает оперу в трехактную. Новое исполнение прошло под управлением Артуро Тосканини с большим успехом.
Следующая опера - "Девушка с Запада", также по мотивам пьесы Дэвида Беласко, была впервые с триумфом исполнена в Нью-Йорке 10 декабря 1910 года. Возможно, этому способствовал в большой степени сюжет оперы, представляющий собой незатейливую мелодраму со счастливой развязкой на фоне калифорнийской "золотой лихорадки". Внутреннее противоречие между слабым либретто и гораздо более интересной музыкой Пуччини, который в ряде эпизодов использовал интонации и ритмы американской бытовой музыки, привело к тому, что эта опера не пользуется особой популярностью.
После некоторой творческой паузы (за это время была написана лишь комическая опера "Ласточка", быстро сошедшая со сцены) в декабре 1918 года в Нью-Йорке состоялось исполнение "Триптиха", состоящего из трех одноактных опер ("Плащ", "Сестра Анжелика" и "Джанни Скикки"), весьма различаюшихся как по сюжету, так и по музыке. Из них наибольшей любовью пользуется последняя - комическая опера, действие которой происходит во Флоренции в 1299 году и основывается на реальных событиях, нашедших отражение в "Божественной комедии" Данте. Яркая живая музыка, элементы пародии, блестящий комизм - все это сближает "Джанни Скикки" с лучшими образцами классической итальянской оперы-буффа.
Незаконченной осталась последняя опера Пуччини - "Турандот" (либретто по сказке Карло Гоцци). Заключительные сцены были дописаны по эскизам композитора его другом Франко Альфано. Первое ее исполнение состоялось в Милане 25 апреля 1926 года. В середине заключительного действия Артуро Тосканини прервал исполнение, обратившись к публике со словами: "Здесь перо выпало из рук композитора." Эта опера, вместившая в себе тонкий лиризм, героику и трагедийность, относится к числу высочайших его достижений Пуччини, отличаясь яркостью и богатством оркестровой палитры, и разнообразием творческих приемов.
Краткий список сочинений Дж. Пуччини
La Boheme. Luciano PAVAROTTI, Mirella FRENI, Elizabeth HARWOOD, Rolando PANERAI, Nicolai GHIAUROV, Gianni MAFFEO, Michel SENECHAL, Gernot PIETSCH, Hans-Dietrich POHL, Hans-Dieter APPELT; Schoneberger Boys' Choir; Berlin German Opera Chorus; Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Decca 421 049-2 (2 CD, ADD).
Madama Butterfly. Mirella FRENI, Christa LUDWIG, Luciano PAVAROTTI, Robert KERNS, Michel SENECHAL, Giorgio STENDORO, Marius RINTZLER, Elke SCHARY, Hans HELM; Vienna Philharmonic Orchestra; Vienna State Opera Chorus / Herbert von KARAJAN. Decca 417 577-2 (3 CD, ADD).
Tosca. Leontyne PRICE, Giuseppe di STEFANO, Giuseppe TADDEI, Carlo CAVA, Piero De PALMA, Leonardo MONREALE, Fernando CORENA, Herbert WEISS, Alfredo MARIOTTI; Vienna State Opera Chorus; Vienna Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Decca 421 670-2 (2 CD, ADD).
Tosca. Maria CALLAS, Giuseppe di STEFANO, Tito GOBBI, Franco CALABRESE, Angelo MERCURIALI, Melchiorre LUISE, Dario CASELLI, Alvaro CORDOVA; Chorus and Orchestra of La Scala, Milan / Victor de SABATA. EMI CDS5 56304-2 (2 CD, ADD mono).
Говоря о записях этой оперы Пуччини невозможно обойти эту запись, сделанную в 1953 году и, несомненно, принадлежащую к "золотому фонду" оперных записей. Выдающийся ансамбль солистов под руководством одного из самых известных оперных дирижеров создал неповторимую версию "Тоски".
Manon Lescaut. Mirella FRENI, Placido DOMINGO, Renato BRUSON, Kurt RYDL, Robert GAMBILL, Brigitte FASSBAENDER, George MACPHERSON, John FRYATT, Mark CURTIS, John Tomlinson, Philharmonia Orchestra; Chorus of the Royal Opera House, Covent Garden / Giuseppe SINOPOLI. Deutsche Grammophon 413 893-2 (2 CD, DDD).
Manon Lescaut. Mirella FRENI, Luciano PAVAROTTI, Dwayne CROFT, Giuseppe TADDEI, Ramon VARGAS, Cecilia BARTOLI, Federico DAVIA, Anthony LACIURA, Paul GROVES, James COURTNEY; Chorus and Orchestra of the Metropolitan Opera / James LEVINE. Decca 440 200-2 (2 CD, DDD).
IL TRITTICO
Il tabarro. Siegmund NIMSGERN, Ilona TOKODY, Giorgio LAMBERTI, Tullio PANE, Gerhard AUER, Vera BANIEWICZ; Bavarian Radio Chorus; Munich Radio Orchestra / Giuseppe PATANE. BMG / RCA 74321 45081-2 (DDD).
Suor Angelica. Lucia POPP, Marjana LIPOSEK, Maria Gabriella FERONI, Marga SCHIML, Mechthild GEORG; Bavarian Radio Chorus; Munich Radio Orchestra / Giuseppe PATANE. BMG / RCA 74321 40575-2 (DDD).
Gianni Schicchi. Rolando PANERAI, Helen DONATH, Peter SEIFFERT, Vera BANIEWICZ, Tullio PANE, Valerie ERRANT, Claudio KUNZ, Gerhard AUER, Franco FEDERICI, Robert RIENER, Mechthild GEORG; Bavarian Radio Chorus; Munich Radio Orchestra / Giuseppe PATANE. BMG / RCA 74321 25285-2 (DDD).
Turandot. Dame Joan SUTHERLAND, Luciano PAVAROTTI, Monserrat CABALLE, Tom KRAUSE, Pier Francesco POLI, Piero De PALMA, Sir Peter PEARS, Nicolai GHIAUROV, Sabin MARKOV; Wandsworth School Boys' Choir; John Alldis Choir; London Philharmonic Orchestra / Zubin MEHTA. Decca 414 274-2 (2 CD, ADD).
La Fanciulla del West. Renata TEBALDI, Mario del MONACO, Cornell MACNEIL, Piero De PALMA, Silvio MAIONICA, Giorgio TOZZI, Dario CASELLI, Biancamaria CASONI; Santa Cecilia Academy Chorus and Orchestra, Rome / Franco CAPUANA. Decca 421 595-2 (2 CD, ADD).
Запись 1958 года с участием замечательных исполнителей, сделанная на заре эпохи "стерео", отличается очень неплохим техническим качеством.

@#$%