Интернационализация производства
09-07-2016 19:01
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В основе интернационализации производства лежит международная специализация производства. Различают межотраслевую и внутриотраслевую специализацию.
Межотраслевая специализация предполагает сосредоточение в отдельных странах определенных отраслей производства при отсутствии здесь целого ряда других отраслей. Раньше международная специализация развивалась почти исключительно как межотраслевая специализация, примером которой является специализация многих стран Азии, Африки и Латинской Америки на производстве минерального и сельскохозяйственного сырья, а также некоторых видов продовольствия. Такой вид международной специализации связан с недостаточным развитием производительных сил.
Межотраслевая специализация получает распространение и в развитых странах, относительно небольших по размеру территории и величине населения. Хотя их специализация отчасти также связана с географической средой и природными условиями, она более прогрессивна и характеризуется производством промышленных продуктов и полуфабрикатов. Например, Бельгия – чугуна и стали, Финляндия – лесоматериалов и продукции деревообработки, Голландия и Дания – на сельскохозяйственной продукции, главным образом на мясомолочной..
С началом НТР развивается новый тип специализации, соответствующий следующему этапу в системе международного разделения труда – внутриотраслевая специализация. Она связана с отраслями, основанными не столько на использовании естественных ресурсов, сколько на результатах научно-технической деятельности, и охватывает преимущественно развитые страны, хотя в эту специализацию все чаще втягиваются и развивающиеся страны.
Углубление международной специализации идет по линии внутриотраслевой специализации и является необходимым условием развития новейших отраслей в условиях научно-технического прогресса. При этом возможность страны занять определенное место в международной специализации путем выпуска новейшей продукции определяется уровнем затрат на отраслевые НИОКР. Быстрый рост таких затрат в новых отраслях связан также с усилением конкурентной борьбы между странами, имеющими сходную отраслевую структуру, особенно в машиностроении, где наблюдается высокий темп роста затрат на НИОКР, а также химию, авиаракетостроение и электроэнергетику.
Одним из направлений внутриотраслевой специализации является предметная специализация, заключающаяся в сосредоточении выпуска определенных видов продукции данной отрасли в той или иной стране. В частности, существует специализация крупных фирм США, Англии, ФРГ, Японии, а следовательно, и самих этих стран на производстве некоторых видов оборудования, синтетических материалов и т.д.
Более тесные связи между производителями разных стран возникают на базе подетальной специализации, представляющей собой специализацию заводов отдельной страны на выпуске комплектующих изделий, узлов или деталей, не имеющих самостоятельного потребления и использующихся в качестве частей конечного продукта. Такого рода международная специализация получила развитие при производстве продукции массовых видов: автомобилей, тракторов, радиоаппаратуры и др. и распространяется часто на выпуск двигателей, электрооборудования, коробок передач, насосов, подшипников, различных приборов и т.д. Так, английская фирма «РоллсРойс» выпускает реактивные двигатели для самолетов, изготовляемых в США, Франции и других странах.
Широкое развитие получает в международных масштабах и технологическая специализация, в ходе которой предприятия специализируются не на производстве изделий, а на выполнении определенных видов работ. К этому виду специализации может быть отнесено изготовление не только на внутренний, но и на внешний рынок поковок, литья, штамповок, заготовок и т.п.
В области химической промышленности такой характер носит специализация некоторых заводов на производстве полупродуктов, которые поставляются затем
химическим заводам, расположенным в ряде стран, для производства различных готовых химических изделий.
Характерным является ныне также интернационализация научных и технических исследований. Современные научные изыскания, требующие огромных вложений, подчас бывают не под силу даже крупным фирмам. Компании разных стран объединяются для проведения тех или иных научных и проектных работ. Кроме того, происходит объективный процесс специализации отдельных стран на определенных видах научных исследований. Научная специализация страны тесно связана с ее производственной специализацией. Формой обмена научно-технической информацией, результатами исследований, проводимых в разных странах, является международная торговля патентами и лицензиями, исключительно быстро развивающаяся в послевоенные годы.
Международная специализация прошла в своем развитии целый ряд этапов, характеризующихся степенью глубины. Чем более глубокий характер принимает международная специализация и ее необходимый результат производственная кооперация между заводами разных стран, тем более интернациональным становится характер производственного процесса. Углубление связей между производителями разных стран часто ставит их перед необходимостью внесения в эти связи элементов новой организации, способных обеспечить устойчивость и стабильность. Стабилизация этих отношений является основной предпосылкой эффективного использования оборудования, что, несомненно, способствует росту рентабельности участвующих предприятий. Этой стабильности страны стремятся достичь путем заключения долгосрочных соглашений о специализации и кооперировании производства, которые содержат технические характеристики соответствующих видов продукции. Значение соглашений о специализации и кооперировании производства заключается в том, что они, в известном смысле ограничивая конкуренцию между отдельными предприятиями, позволяют им использовать выгоды крупносерийного специализированного производства. Одна из форм кооперационного сотрудничества, основанного на соглашениях между самостоятельными фирмами, – подрядное кооперирование. В данном случае крупная компания привлекает к выполнению производственных программ сравнительно небольшие фирмы, специализирующиеся на выпуске отдельных деталей и узлов для конечного продукта. Каждая из них сотрудничает с несколькими тысячами фирм- субпоставщиков как в своей стране, так и за рубежом.
Например, покупные комплектующие изделия составляют у крупных американских и западноевропейских автомобильных концернов «Форд», «Дженерал моторс», «Крайслер», «Рено» и «Фиат» 40–50 %, а у японских концернов «Тойота» и «Ниссан» даже 60–65 % стоимости выпускаемых автомобилей.
При создании сложных видов продукции кооперирование принимает форму организации совместного производства. В соглашениях такого рода, как правило, участвуют крупные компании нескольких стран, в частности, в Западной Европе они охватывают совместное производство авиатехники. Сотрудничество между компаниями часто оформляется в виде консорциумов (временных соглашений). Так, в западноевропейском консорциуме «Эрбасиндастри» участвуют авиастроительные компании Франции, ФРГ, Великобритании, Испании и других стран. В ряде случаев кооперирование между партнерами принимает форму совместных предприятий. Например, итальянские, западногерманские и французские автомобильные фирмы создали совместное общество «Ивеко», которое объединяет их усилия для производства грузовых автомобилей на основе изготовления предприятиями данной группы стандартизированных и унифицированных узлов и деталей.
Развитие специализации и кооперирования между фирмами является важным фактором усиления взаимозависимости этих стран, роста их взаимной торговли. Оно привело к серьезным изменениям в развитии организации внешнеторговых связей между странами мира. Если в довоенные годы для многих стран сбыт продукции на внешних рынках составлял сравнительно небольшую долю, то ныне в промышленно развитых странах объем экспорта составляет от 1/5 до 2/5 и более ВВП. Существенные изменения произошли и в структуре международной торговли. Расширение внутриотраслевой специализации, прежде всего в машиностроении, повысило роль машин и оборудования в мировой торговле. В результате специализации увеличился обмен машиностроительной продукцией между развитыми странами, причем речь идет об обмене не только готовыми изделиями, но и деталями и узлами. Существенное значение приобретают также поставки комплектного оборудования для строительства предприятий, особенно в новых отраслях производства. Так, до второй мировой войны примерно 2/3 товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо. Теперь на них приходится менее 1/4. Наоборот, доля продукции обрабатывающей промышленности возросла с 1/3 до 3/4. Почти 39% объема современной мировой торговли — это торговля машинами и оборудованием, именно она придает современный облик международным торговым отношениям.
Появление и развитие транснациональных корпораций усиливает процессы специализации и кооперирования между предприятиями разных стран. Это происходит тогда, когда отношения специализации и кооперирования устанавливаются и развиваются между предприятиями, расположенными в разных странах, но принадлежащими одной корпорации. Ввиду того, что предприятия управляются из одного центра, отношения между ними более стабильные, а связи — более гибкие.
1. Корпоративность. Это объединение (корпорация) частной головной фирмы (материнская компания), размещенного в стране происхождения (базирования) ее капитала и подразделений, принадлежащих ей, но размещенных в других (принимающих) странах.
Подразделение ТНК – это относительно самостоятельное предприятие, действующее в экономике этой страны и участвующее в ее внешних экономических связях, ради целей и по направлениям сообразно интересам головной компании. Независимо от типа филиала ТНК – это всегда имманентная часть корпорации, выполняющая в принимающей стране ее функции. Филиалы ТНК создаются в порядке, установленном законодательством принимающей страны. Водораздел между типами филиалов лежит по линии головной компании. Именно это определяет степень юридической самостоятельности филиала и жесткости контроля со стороны головной компании.
Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.
Филиалы ТНК отличаются от филиалов других зарубежных компаний (некорпораций) тем, что головная компания на их создание предоставляет свои средства, а национальный бизнесмен создает фирму и регистрирует ее как национальное юридическое лицо, что открывает ему широкие возможности для деятельности в стране и участия в ее внешнеэкономических связях. Финансовые, менеджерские и другие связи филиала с головной компанией более или менее прозрачны, а национальный статус создает ему особо благоприятные условия для его деятельности и обеспечивает для головных компаний ряд преимуществ. Прежде всего, это отличное знание местных экономических условий, национального законодательства, практики воздействия государства на частного предпринимателя. Личные связи национальных руководителей и ответственных сотрудников создают возможность вписать их деятельность в рамки и направления государственной политики. В итоге в экономике принимающей страны филиал, будучи внешненациональным, получает возможность действовать как национальный хозяйственный субъект, что позволяет сократить ему политические и коммерческие риски.
На это же работает стратегия размещения филиалов, обеспечивающая:
– максимальное их приближение к природным, трудовым, менеджерским, технологическим, информационным, финансовым ресурсам, использование передовых технологий управления филиалами;
– предоставление большей самостоятельности в маркетинге, что с одной стороны позволяет им быстрее приспособиться к условиям принимающей страны, а с другой стороны позволяет реализовать концентрацию, централизацию финансовых потоков и управление финансами.
Дочерняя компания является юридическим лицом с собственным балансом. Создание дочерних предприятий – это обеспечение возможности руководства данным филиалом со стороны головной компании. При этом она юридически не отвечает за деятельность дочерней фирмы сверх номинальной цены своего контрольного пакета в ней. Между головным и дочерним предприятиями заключаются любые сделки, отвечающие интересам головной компании. Все прибыли “дочки” могут быть искусственно сосредоточены в головной компании вплоть до частичного или полного ее банкротства. Таким образом, ТНК реализует возможности системы участия в капитале, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая головной компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль за громадными капиталами. Как правило, головной компании принадлежит больше половины акций (паев) филиала, а потому она имеет право (и на практике его реализует) осуществлять контроль за его деятельностью, назначать или увольнять большинство членов органов администрации и управления.
ТНК может применять по отношению к своим филиалам и более значительную, чем у дочерних предприятий, систему участия с тем, чтобы обеспечить себе непосредственный централизованный контроль за всей его деятельностью. В этом случае в принимающей стране создаются отделения ТНК либо имеющиеся там дочерние предприятия преобразуются в отделения. Отличительными чертами отделения является принадлежность всех его акций (паев) родительской компании, а значит, и отсутствие у него права юридического лица и хозяйственной самостоятельности.
Ассоциативные компании. Степень участия головной компании в их деятельности обусловлена тем, что головная компания владеет от 10 до 50% акций (паев) ассоцианта, а потому контроль за их деятельностью со стороны ТНК более ограничен, чем у отделений.
Таким образом, в основе корпоративности ТНК лежит система участия. Суть ее состоит во владении акционерной компанией (в данном случае ТНК) ценными бумагами других акционерных компаний (в данном случае филиалов), на основе которых формируется многоступенчатая зависимость большого числа филиалов от головной (материнской) компании. Так формируется и обеспечивается важнейшая форма связи и переплетение капиталов в корпорации. Такая связь дает возможность головной компании распоряжаться капиталом своих филиалов и выкачивать из них прибыль, посредством контроля по всем направлениям их деятельности, особенно за финансовыми потоками, даже если они созданы под “вывеской” принимающей страны.
Внутренний рынок. Наличие внутри ТНК особого международного внутреннего (internal) рынка, формирующегося вследствие особых экономических связей между материнской компанией и всеми его зарубежными филиалами. Этот рынок регулируется руководителями головной компании и филиалов, специфическими методами – планированием, трансфертными ценами, бартером и т.д., что превращает значительную часть торговых, финансовых, формально международных операций во внутрифирменные.
Мононациональность (преобладание капитала одной национальности по стране базирования) в уставном капитале. Именно по этому признаку в специальной литературе и на практике сохраняется определение принадлежности ТНК к той или иной стране (США, Германия, Индия и т.п.). Как правило, контрольный пакет акций сосредоточен в руках головной компании, штаб которой находится в стране ее базирования.
Монопольный (олигопольный) и международный характер деятельности корпорации. Этот признак обусловливает систему и образ их действий в мировой экономике, способность трансформировать МЭО, МРТ в направлениях, дающих им возможность обеспечивать лидирующие позиции на ключевых рынках и таким образом получать прибыль на весь авансированный капитал.
Независимость движения капитала. Относительная независимость движения капитала внутри ТНК, между ТНК и принимающей страной от процессов, происходящих внутри страны базирования головной компании.
Высокая доля иностранных операций. Относительно высокая доля иностранных операций в деятельности ТНК (продажа, доходы и т. д.). Она должна составлять не менее 25% от их объемов.
Состав персонала. Интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.
Основные формы ВЭД ТНК
С точки зрения постепенности проникновения на зарубежные рынки и с учетом особенностей налогообложения корпораций как одного из основных факторов, определяющих стратегию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), можно выделить семь форм организации ВЭД ТНК:
1) Экспорт товаров и услуг без физического присутствия за рубежом.
Данная форма деятельности обеспечивает экспорт товаров и услуг без пересечения физической границы. Компания заключает сделки в офисе собственной юрисдикции. Условия поставки соответствуют ФОБ, при которых все расходы по доставке товаров от национальной границы берет на себя иностранный покупатель. Такая форма ВЭД позволяет компании не уплачивать иностранных налогов на свои экспортные доходы (прямые и косвенные). При экспорте товаров не уплачивается и внутренний НДС, хотя экспорт некоторых видов услуг этим налогом облагается. Вся налоговая ответственность в иностранной юрисдикции при реализации этой формы ВЭД лежит на импортере. Корпорация несет налоговую ответственность только в стране своего местонахождения.
Национальная компания может заключить с иностранным партнером лицензионное соглашение, по которому она получает роялти, а не торговую прибыль. Лицензионный доход в форме роялти может облагаться налогом иностранного государства на репатриацию доходов из источников этого государства. Но, если между странами существует соглашение об избегании двойного налогообложения, то налог на репатриацию платежей типа роялти можно уменьшить или свести к нулю. Между странами ЕС такие платежи не подвергаются налогу на репатриацию. В большинстве стран мира поступления в форме роялти освобождены от уплаты НДС.
Фрэнчайзинг используют в виде экспортных услуг по консалтинговой поддержке, маркетингу продукции, мониторингу качества товаров. Продавец франшизы, не создавая налогооблагаемого присутствия за границей, получает доходы в форме роялти.
2) Ограниченное присутствие за границей без образования постоянного представительства.
Эта форма преследует цель избежать налогового присутствия за границей. Если компания не создает постоянное представительство, то она не создает налогооблагаемого присутствия в зарубежной юрисдикции. Постоянное представительство – субъект прямых и косвенных налогов в зарубежном государстве. Под определение постоянного представительства попадают:
– склады, демонстрационные залы, представительства сервисного обслуживания клиентов, сбора информации о рынке, рекламные и маркетинговые бюро; отдельные виды деятельности в течение непродолжительного времени;
– использование независимого агента (дистрибьютора, не имеющего прав собственности на продукцию экспортера).
Выработать данную форму ВЭД применительно к конкретным юрисдикциям можно, используя соответствующие разделы международных налоговых соглашений в части видов деятельности, приводящих к созданию постоянного представительства.
3) Создание зарубежного филиала компании без образования нового юридического лица.
Филиал будет считаться постоянным представительством, но не резидентом страны, в которой он учреждается. Филиал характеризуют следующие признаки:
– образуется бизнес-единица, которая регистрируется в иностранной юрисдикции как иностранный филиал. Отдельного юридического лица не образуется. Целью филиала является деятельность в составе консолидированной транснациональной группы; филиал создается на период времени свыше 1 года;
– филиал обладает производственными помещениями и образует зарубежное производство;
– персонал заключает трудовые контракты с зарубежным работодателем; деятельность филиала координируется и финансируется из страны резиденства головного офиса, к которой относится данный филиал. Филиал подпадает под законы двух налоговых юрисдикций:
1. по местонахождению филиала его деятельность облагается всеми видами налогов с компаний в данном государстве (налог на прибыль, капитал, имущество, НДС и др.);
2. по месту резиденства головной компании прибыль филиала включается в консолидированный баланс компании и вновь облагается налогами на доходы.
Избежать такого двойного налогообложения можно кредитованием налогов, уплаченных филиалом в стране его присутствия, при определении совокупной налоговой ответственности головной компании.
Из налогооблагаемой прибыли филиала в его юрисдикции можно вычитать отчисления в пользу головной компании за маркетинговые, управленческие, консалтинговые и другие аналогичные виды услуг. Допустимые пределы таких вычетов устанавливаются в международных налоговых соглашениях. Сделки между филиалами и компаниями, не входящими во внутрифирменную структуру группы, облагаются НДС, а сделки между подразделениями и филиалами группы от НДС освобождаются.
Если ставка налога на прибыль в стране филиала ниже, чем в стране головного офиса компании, то операции через филиал означают большее налоговое бремя, чем аналогичная деятельность через обособленную дочернюю компанию транснациональной группы.
Головная компания облагается налогом на совокупную прибыль, полученную в странах присутствия. Убытки филиалов учитываются при определении совокупной прибыли и на сумму таких убытков можно получить налоговые скидки в стране резиденства головной компании.
4) Создание обособленного подразделения ТНК за рубежом – дочерней компании, входящей во внутрифирменную структуру группы.
Дочерняя компания - это обособленное структурное подразделение за рубежом, активы которого обособлены от операций материнской компании. Как резидент иностранного государства, дочерняя компания уплачивает все налоги по месту своего резиденства. Если доходы дочерней компании не репатриируются, а остаются в стране – источнике их образования, то можно избежать двойного налогообложения прибыли дочерней компании, чего не удается сделать в случае организации зарубежного филиала.
Если перечислять прибыль дочерней компании в форме дивидендов, процентов и роялти, то будет присутствовать двойное налогообложение. В стране дочерней компании будут взиматься налоги на репатриацию таких платежей, а затем доходы от участия в капитале дочерней компании будут включены в общую прибыль материнской компании и облагаться налогом на прибыль по месту резиденства. Определенную скидку на налог с репатриации прибыли можно получить, если заграничная компания контролируется через участие в капитале свыше 10%. Поскольку баланс дочерней компании обособлен, ее убытки нельзя переносить на прибыль материнской компании, которая не отвечает по обязательствам "дочки". Как и в случае филиала, часть издержек по централизованному управлению дочерней компании можно относить на счет материнской компании, снижая налогооблагаемую прибыль. Особенности филиалов:
1. Преимущества. Быстрота и дешевизна процедуры создания (регистрации); минимум законодательных и административных требований.
2. Недостатки. Операции через иностранный филиал иностранной фирмы не идентифицируют данный филиал как национальную компанию, что отрицательно воспринимается местными партнерами компании.
3. Простота.Неосязаемые активы можно амортизировать в налоговых целях.
5) Объединение зарубежных дочерних компаний-нерезидентов в ассоциированную группу зарубежных предприятий ТНК.
Транснациональную структуру можно оптимизировать, создав в ней дополнительную субхолдинговую компанию. Эта проводящая компания обеспечивает регулирование финансовых потоков в группе. Она собирает доходы зарубежных дочерних компаний, аккумулирует их на своих счетах в стране своего резиденства и инвестирует накопленные доходы или переводит их в страну головной материнской компании. Компания-проводник создается в стране, имеющей широкую сеть международных налоговых соглашений, налоговые льготы для деятельности внутрифирменных проводящих компаний (Нидерланды, Швейцария). Такая форма организации международной коммерческой деятельности обеспечивает значительную экономию на налогах на репатриацию процентов, дивидендов, роялти.
6) Приобретение существующей иностранной компании и включение ее во внутрифирменную структуру ТНК. Используется для ослабления конкурента, доступа к передовым технологиям, диверсификации бизнеса.
Приобретение действующей иностранной компании ТНК, нуждающиеся в уже отработанных системах обслуживания местных рынков, а также для диверсификации бизнеса, доступа к совершенным технологиям, ослаблению конкурентов приобретают функционирующие иностранные компании. Налоговые преимущества приобретения:
– не нужно регистрационных сборов, взносов в уставный капитал и налогов на капитал;
– убытки и долги компании можно учитывать в составе прибыли всей группы.
Приобретение обычно осуществляют через специально созданную в данной юрисдикции холдинговую компанию, оформляющую и финансирующую сделку. Из прибыли приобретенной компании можно вычитать издержки по приобретению и проценты по кредиту на цели приобретения.
7) Организация совместного предприятия (СП). С позиций налогообложения образование совместного предприятия (СП) выступает как особая форма внешнеэкономической деятельности. Независимого юридического лица в этом случае, как правило, не образуется, а доход СП распределяется пропорционально долям участников и включается в совокупные доходы партнеров, как и в случае товарищества. Для ТНК СП можно образовывать только с независимыми фирмами, не входящими во внутреннюю структуру. Существуют три формы СП:
a) Консорциум – это объединение зарубежных партнеров для решения общих задач (финансирование, НИОКР и т.п.). После реализации поставленных целей СП перестает действовать.
b) Если доля каждого участника в консорциуме ниже допустимого значения (ниже 10% активов компании), то это дает определенные преимущества. Например, такое участие не рассматривается как операция по минимизации налогов, а сделки сторон-участников не подпадают под контроль трансфертного ценообразования и внутрифирменного финансирования.
c) В Испании, если СП создано не менее чем тремя лицами, каждое из которых имеет долю участия не выше 30% своего собственного оплаченного капитала, оно освобождается от 99% местного налогообложения и налогов на проценты и дивиденды. Товарищество (партнерство) не считается отдельной налоговой единицей и конечными налогоплательщиками являются его партнеры. Но в ряде стран (Италия, Швейцария) эта форма СП облагается налогом как отдельная бизнес-единица.
5.Корпоративность. Это объединение (корпорация) частной головной фирмы (материнская компания), размещенного в стране происхождения (базирования) ее капитала и подразделений, принадлежащих ей, но размещенных в других (принимающих) странах.
Подразделение ТНК – это относительно самостоятельное предприятие, действующее в экономике этой страны и участвующее в ее внешних экономических связях, ради целей и по направлениям сообразно интересам головной компании. Независимо от типа филиала ТНК – это всегда имманентная часть корпорации, выполняющая в принимающей стране ее функции. Филиалы ТНК создаются в порядке, установленном законодательством принимающей страны. Водораздел между типами филиалов лежит по линии головной компании. Именно это определяет степень юридической самостоятельности филиала и жесткости контроля со стороны головной компании.
Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.
Филиалы ТНК отличаются от филиалов других зарубежных компаний (некорпораций) тем, что головная компания на их создание предоставляет свои средства, а национальный бизнесмен создает фирму и регистрирует ее как национальное юридическое лицо, что открывает ему широкие возможности для деятельности в стране и участия в ее внешнеэкономических связях. Финансовые, менеджерские и другие связи филиала с головной компанией более или менее прозрачны, а национальный статус создает ему особо благоприятные условия для его деятельности и обеспечивает для головных компаний ряд преимуществ. Прежде всего, это отличное знание местных экономических условий, национального законодательства, практики воздействия государства на частного предпринимателя. Личные связи национальных руководителей и ответственных сотрудников создают возможность вписать их деятельность в рамки и направления государственной политики. В итоге в экономике принимающей страны филиал, будучи внешненациональным, получает возможность действовать как национальный хозяйственный субъект, что позволяет сократить ему политические и коммерческие риски.
На это же работает стратегия размещения филиалов, обеспечивающая:
– максимальное их приближение к природным, трудовым, менеджерским, технологическим, информационным, финансовым ресурсам, использование передовых технологий управления филиалами;
– предоставление большей самостоятельности в маркетинге, что с одной стороны позволяет им быстрее приспособиться к условиям принимающей страны, а с другой стороны позволяет реализовать концентрацию, централизацию финансовых потоков и управление финансами.
Дочерняя компания является юридическим лицом с собственным балансом. Создание дочерних предприятий – это обеспечение возможности руководства данным филиалом со стороны головной компании. При этом она юридически не отвечает за деятельность дочерней фирмы сверх номинальной цены своего контрольного пакета в ней. Между головным и дочерним предприятиями заключаются любые сделки, отвечающие интересам головной компании. Все прибыли “дочки” могут быть искусственно сосредоточены в головной компании вплоть до частичного или полного ее банкротства. Таким образом, ТНК реализует возможности системы участия в капитале, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая головной компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль за громадными капиталами. Как правило, головной компании принадлежит больше половины акций (паев) филиала, а потому она имеет право (и на практике его реализует) осуществлять контроль за его деятельностью, назначать или увольнять большинство членов органов администрации и управления.
ТНК может применять по отношению к своим филиалам и более значительную, чем у дочерних предприятий, систему участия с тем, чтобы обеспечить себе непосредственный централизованный контроль за всей его деятельностью. В этом случае в принимающей стране создаются отделения ТНК либо имеющиеся там дочерние предприятия преобразуются в отделения. Отличительными чертами отделения является принадлежность всех его акций (паев) родительской компании, а значит, и отсутствие у него права юридического лица и хозяйственной самостоятельности.
Ассоциативные компании. Степень участия головной компании в их деятельности обусловлена тем, что головная компания владеет от 10 до 50% акций (паев) ассоцианта, а потому контроль за их деятельностью со стороны ТНК более ограничен, чем у отделений.
Таким образом, в основе корпоративности ТНК лежит система участия. Суть ее состоит во владении акционерной компанией (в данном случае ТНК) ценными бумагами других акционерных компаний (в данном случае филиалов), на основе которых формируется многоступенчатая зависимость большого числа филиалов от головной (материнской) компании. Так формируется и обеспечивается важнейшая форма связи и переплетение капиталов в корпорации. Такая связь дает возможность головной компании распоряжаться капиталом своих филиалов и выкачивать из них прибыль, посредством контроля по всем направлениям их деятельности, особенно за финансовыми потоками, даже если они созданы под “вывеской” принимающей страны.
Внутренний рынок. Наличие внутри ТНК особого международного внутреннего (internal) рынка, формирующегося вследствие особых экономических связей между материнской компанией и всеми его зарубежными филиалами. Этот рынок регулируется руководителями головной компании и филиалов, специфическими методами – планированием, трансфертными ценами, бартером и т.д., что превращает значительную часть торговых, финансовых, формально международных операций во внутрифирменные.
Мононациональность (преобладание капитала одной национальности по стране базирования) в уставном капитале. Именно по этому признаку в специальной литературе и на практике сохраняется определение принадлежности ТНК к той или иной стране (США, Германия, Индия и т.п.). Как правило, контрольный пакет акций сосредоточен в руках головной компании, штаб которой находится в стране ее базирования.
Монопольный (олигопольный) и международный характер деятельности корпорации. Этот признак обусловливает систему и образ их действий в мировой экономике, способность трансформировать МЭО, МРТ в направлениях, дающих им возможность обеспечивать лидирующие позиции на ключевых рынках и таким образом получать прибыль на весь авансированный капитал.
Независимость движения капитала. Относительная независимость движения капитала внутри ТНК, между ТНК и принимающей страной от процессов, происходящих внутри страны базирования головной компании.
Высокая доля иностранных операций. Относительно высокая доля иностранных операций в деятельности ТНК (продажа, доходы и т. д.). Она должна составлять не менее 25% от их объемов.
Состав персонала. Интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.
Основные формы ВЭД ТНК
С точки зрения постепенности проникновения на зарубежные рынки и с учетом особенностей налогообложения корпораций как одного из основных факторов, определяющих стратегию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), можно выделить семь форм организации ВЭД ТНК:
1) Экспорт товаров и услуг без физического присутствия за рубежом.
Данная форма деятельности обеспечивает экспорт товаров и услуг без пересечения физической границы. Компания заключает сделки в офисе собственной юрисдикции. Условия поставки соответствуют ФОБ, при которых все расходы по доставке товаров от национальной границы берет на себя иностранный покупатель. Такая форма ВЭД позволяет компании не уплачивать иностранных налогов на свои экспортные доходы (прямые и косвенные). При экспорте товаров не уплачивается и внутренний НДС, хотя экспорт некоторых видов услуг этим налогом облагается. Вся налоговая ответственность в иностранной юрисдикции при реализации этой формы ВЭД лежит на импортере. Корпорация несет налоговую ответственность только в стране своего местонахождения.
Национальная компания может заключить с иностранным партнером лицензионное соглашение, по которому она получает роялти, а не торговую прибыль. Лицензионный доход в форме роялти может облагаться налогом иностранного государства на репатриацию доходов из источников этого государства. Но, если между странами существует соглашение об избегании двойного налогообложения, то налог на репатриацию платежей типа роялти можно уменьшить или свести к нулю. Между странами ЕС такие платежи не подвергаются налогу на репатриацию. В большинстве стран мира поступления в форме роялти освобождены от уплаты НДС.
Фрэнчайзинг используют в виде экспортных услуг по консалтинговой поддержке, маркетингу продукции, мониторингу качества товаров. Продавец франшизы, не создавая налогооблагаемого присутствия за границей, получает доходы в форме роялти.
2) Ограниченное присутствие за границей без образования постоянного представительства.
Эта форма преследует цель избежать налогового присутствия за границей. Если компания не создает постоянное представительство, то она не создает налогооблагаемого присутствия в зарубежной юрисдикции. Постоянное представительство – субъект прямых и косвенных налогов в зарубежном государстве. Под определение постоянного представительства попадают:
– склады, демонстрационные залы, представительства сервисного обслуживания клиентов, сбора информации о рынке, рекламные и маркетинговые бюро; отдельные виды деятельности в течение непродолжительного времени;
– использование независимого агента (дистрибьютора, не имеющего прав собственности на продукцию экспортера).
Выработать данную форму ВЭД применительно к конкретным юрисдикциям можно, используя соответствующие разделы международных налоговых соглашений в части видов деятельности, приводящих к созданию постоянного представительства.
3) Создание зарубежного филиала компании без образования нового юридического лица.
Филиал будет считаться постоянным представительством, но не резидентом страны, в которой он учреждается. Филиал характеризуют следующие признаки:
– образуется бизнес-единица, которая регистрируется в иностранной юрисдикции как иностранный филиал. Отдельного юридического лица не образуется. Целью филиала является деятельность в составе консолидированной транснациональной группы; филиал создается на период времени свыше 1 года;
– филиал обладает производственными помещениями и образует зарубежное производство;
– персонал заключает трудовые контракты с зарубежным работодателем; деятельность филиала координируется и финансируется из страны резиденства головного офиса, к которой относится данный филиал. Филиал подпадает под законы двух налоговых юрисдикций:
1. по местонахождению филиала его деятельность облагается всеми видами налогов с компаний в данном государстве (налог на прибыль, капитал, имущество, НДС и др.);
2. по месту резиденства головной компании прибыль филиала включается в консолидированный баланс компании и вновь облагается налогами на доходы.
Избежать такого двойного налогообложения можно кредитованием налогов, уплаченных филиалом в стране его присутствия, при определении совокупной налоговой ответственности головной компании.
Из налогооблагаемой прибыли филиала в его юрисдикции можно вычитать отчисления в пользу головной компании за маркетинговые, управленческие, консалтинговые и другие аналогичные виды услуг. Допустимые пределы таких вычетов устанавливаются в международных налоговых соглашениях. Сделки между филиалами и компаниями, не входящими во внутрифирменную структуру группы, облагаются НДС, а сделки между подразделениями и филиалами группы от НДС освобождаются.
Если ставка налога на прибыль в стране филиала ниже, чем в стране головного офиса компании, то операции через филиал означают большее налоговое бремя, чем аналогичная деятельность через обособленную дочернюю компанию транснациональной группы.
Головная компания облагается налогом на совокупную прибыль, полученную в странах присутствия. Убытки филиалов учитываются при определении совокупной прибыли и на сумму таких убытков можно получить налоговые скидки в стране резиденства головной компании.
4) Создание обособленного подразделения ТНК за рубежом – дочерней компании, входящей во внутрифирменную структуру группы.
Дочерняя компания - это обособленное структурное подразделение за рубежом, активы которого обособлены от операций материнской компании. Как резидент иностранного государства, дочерняя компания уплачивает все налоги по месту своего резиденства. Если доходы дочерней компании не репатриируются, а остаются в стране – источнике их образования, то можно избежать двойного налогообложения прибыли дочерней компании, чего не удается сделать в случае организации зарубежного филиала.
Если перечислять прибыль дочерней компании в форме дивидендов, процентов и роялти, то будет присутствовать двойное налогообложение. В стране дочерней компании будут взиматься налоги на репатриацию таких платежей, а затем доходы от участия в капитале дочерней компании будут включены в общую прибыль материнской компании и облагаться налогом на прибыль по месту резиденства. Определенную скидку на налог с репатриации прибыли можно получить, если заграничная компания контролируется через участие в капитале свыше 10%. Поскольку баланс дочерней компании обособлен, ее убытки нельзя переносить на прибыль материнской компании, которая не отвечает по обязательствам "дочки". Как и в случае филиала, часть издержек по централизованному управлению дочерней компании можно относить на счет материнской компании, снижая налогооблагаемую прибыль. Особенности филиалов:
1. Преимущества. Быстрота и дешевизна процедуры создания (регистрации); минимум законодательных и административных требований.
2. Недостатки. Операции через иностранный филиал иностранной фирмы не идентифицируют данный филиал как национальную компанию, что отрицательно воспринимается местными партнерами компании.
3. Простота.Неосязаемые активы можно амортизировать в налоговых целях.
5) Объединение зарубежных дочерних компаний-нерезидентов в ассоциированную группу зарубежных предприятий ТНК.
Транснациональную структуру можно оптимизировать, создав в ней дополнительную субхолдинговую компанию. Эта проводящая компания обеспечивает регулирование финансовых потоков в группе. Она собирает доходы зарубежных дочерних компаний, аккумулирует их на своих счетах в стране своего резиденства и инвестирует накопленные доходы или переводит их в страну головной материнской компании. Компания-проводник создается в стране, имеющей широкую сеть международных налоговых соглашений, налоговые льготы для деятельности внутрифирменных проводящих компаний (Нидерланды, Швейцария). Такая форма организации международной коммерческой деятельности обеспечивает значительную экономию на налогах на репатриацию процентов, дивидендов, роялти.
6) Приобретение существующей иностранной компании и включение ее во внутрифирменную структуру ТНК. Используется для ослабления конкурента, доступа к передовым технологиям, диверсификации бизнеса.
Приобретение действующей иностранной компании ТНК, нуждающиеся в уже отработанных системах обслуживания местных рынков, а также для диверсификации бизнеса, доступа к совершенным технологиям, ослаблению конкурентов приобретают функционирующие иностранные компании. Налоговые преимущества приобретения:
– не нужно регистрационных сборов, взносов в уставный капитал и налогов на капитал;
– убытки и долги компании можно учитывать в составе прибыли всей группы.
Приобретение обычно осуществляют через специально созданную в данной юрисдикции холдинговую компанию, оформляющую и финансирующую сделку. Из прибыли приобретенной компании можно вычитать издержки по приобретению и проценты по кредиту на цели приобретения.
7) Организация совместного предприятия (СП). С позиций налогообложения образование совместного предприятия (СП) выступает как особая форма внешнеэкономической деятельности. Независимого юридического лица в этом случае, как правило, не образуется, а доход СП распределяется пропорционально долям участников и включается в совокупные доходы партнеров, как и в случае товарищества. Для ТНК СП можно образовывать только с независимыми фирмами, не входящими во внутреннюю структуру. Существуют три формы СП:
a) Консорциум – это объединение зарубежных партнеров для решения общих задач (финансирование, НИОКР и т.п.). После реализации поставленных целей СП перестает действовать.
b) Если доля каждого участника в консорциуме ниже допустимого значения (ниже 10% активов компании), то это дает определенные преимущества. Например, такое участие не рассматривается как операция по минимизации налогов, а сделки сторон-участников не подпадают под контроль трансфертного ценообразования и внутрифирменного финансирования.
c) В Испании, если СП создано не менее чем тремя лицами, каждое из которых имеет долю участия не выше 30% своего собственного оплаченного капитала, оно освобождается от 99% местного налогообложения и налогов на проценты и дивиденды. Товарищество (партнерство) не считается отдельной налоговой единицей и конечными налогоплательщиками являются его партнеры. Но в ряде стран (Италия, Швейцария) эта форма СП облагается налогом как отдельная бизнес-единица.
6. Механизм глокализации как конкурентное преимущество глобальной компании представляет собой симбиоз факторов, то есть технологической локализации, включающей адаптивное вхождение компании-пришельца в национальную рыночную среду посредством комплементарности, фрагментации, мимикрии (большинство «глокалов» позиционируют себя как часть местной экономики) и собственно глобализации, которая позволяет пользоваться ТНК ее эффектами, в частности всемирным масштабом операций, эффективными глобальными технологиями по формированию глобальных цепочек добавленной стоимости.
Отраслевая глокализация.Глокальные корпорации представляют собой новую разновидность фирм, в которых функции и процессы реализуются на мировом уровне. В результате достигается более высокая эффективность производства, углубляются кооперация и взаимная ответственность. Они способны оказывать воздействие на мировой рынок рабочей силы; потребителей, формируя стандарты потребления. Формирование глокальных ТНК обусловлено необходимостью преодоления глобализационных эффектов: ограничений развития международной торговли, усилений конкурентной борьбы на большинстве товарных рынков, сокращений транспортных, информационных издержек, роста потоков информации и информационного обмена, ограниченности определенных видов ресурсов.
В мировом масштабе в целом ряде отраслей доминирующее положение занимают ТНК, оказывающие существенное влияние на глобальное экономическое пространство в целом и обладающие возможностью реализовать свои интересы на территории других стран, развивая процесс глокализации. В частности примера отраслевой глокализации можно рассмотреть формирование глобальной системы мирового автомобилестроения. Автомобильная промышленность – одна из ключевых, системообразующих отраслей мировой экономики, определяющих ее состояние и перспективы развития.
Волна слияний и поглощений автомобилестроительных транснациональных компаний, а также активное развитие иных форм международного сотрудничества корпораций в последние годы свидетельствуют о том, что автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень интеграции которых продолжает увеличиваться. Процесс формирования глобальной системы мирового автомобилестроения коренным образом меняет территориальную организацию отрасли, адаптируя ее к интересам ведущих автопроизводителей. О развитии процесса глокализации мировой экономики свидетельствуют не только масштабы деятельности ТНК, но и взаимосвязь с другими отраслями. В автомобильную промышленность поступает половина мирового объема резины, 25% выпуска стекла, 15% стали и 15 % пластмасс. Одно рабочее место в автомобилестроении создает 5 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом сфер торговли, технического обслуживания, ремонта и утилизации – 10 мест .
Международные бренды и глокализация НИОКР. Особо следует выделить влияние на развитие глокализации тех ТНК, которые концентрируют «в своих руках» международные бренды. Модель самостоятельного производства продукции собственных марок трансформируется в модель бизнеса, ориентированного на владение брендом. Крупнейшие компании, такие как «Ford», «GeneralMotors», «Daimler-Chrysler», в значительной мере смещают производство деталей и узлов автомобилей в сторону внешних структур, одновременно проявляя все больший интерес к инвестициям в дистрибуцию своей продукции и развитие дилерской сети.
В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности бренд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия их заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим капиталом, внешним структурам и в распределении их по цепочке поставщик – потребитель. В равной степени это относится и к вспомогательным функциям. Компании при этом могут быть подразделены на две группы: те, что владеют брендом, и те, что группируются вокруг брендкомпаний, образуя сети внешних структур. Бренд-компании передают внешним структурам производство деталей, системы материального производства, крупные участки окончательной сборки патентованных изделий и бренд-продукции. Внешние сети предоставляют бренд-компаниям цепочки поставщик – потребитель, цепочки спрос – предложение, а также различные услуги, такие, как обработка финансовой информации, учет, технические сервисы, подбор персонала (международный аутсорсинг). Перекладывание производства и связанных с ним производственных процессов на сеть внешних структур высвобождает огромный капитал, который может быть направлен на разработку новых брендов, развитие НИОКР. Лидерами по финансированию НИОКР являются ТНК США, Японии, Германии, Франции и Великобритании – на их долю приходится 79% расходов на НИОКР. В среднем в мире расходы на НИОКР составляют 3,5% от объема продаж. ТНК интернационализируют процесс НИОКР, вовлекая в него компании из развивающихся стран.
Глокализация НИОКР открывает перед развивающимися странами: доступ к инновационным технологиям, помогая создавать товары и услуги с высокой добавленной стоимостью; способствует развитию новых профессиональных навыков; стимулирует культуру новаторства посредством косвенного вовлечения в него местных компаний и учреждений; способствует укреплению инновационных систем; поднятию промышленного и технологического уровня страны; внедряет передовое оборудование и т.д.
Необходимость развития НИОКР в региональных подразделениях объясняется потребностью адаптировать достижения НИОКР к местным условиям.
Возросший уровень квалификации кадров из развивающихся стран, уровень технической оснащенности лабораторий позволяет выносить НИОКР в те структурные подразделения, где будет обеспечен максимальный результат. В то же время стремление вынести НИОКРв филиалы объясняется желанием сократить издержки за счет экономии на оплате труда. Кроме того, НИОКР могут дробиться на отдельные процессы, часть которых может быть вынесена за рубеж. Процесс выноса НИОКР на региональный уровень является этапом развития глокализации.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote