В сущности, "выучить морзянку" - это всего лишь твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры и научиться ритмично воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Никаких особых способностей для этого не требуется. Как и при любой учебе, самое главное - ваша настойчивость и регулярность занятий.
Многие радиолюбители работают в эфире со скоростью 100 - 150 знаков в минуту, а некоторые способны принимать и передавать до 250 - 300 знаков в минуту. Всё это достигается тренировкой. Во время связи радиолюбители обычно записывают только ту часть информации, которую им нужно сохранить, а большую часть передач воспринимают без записи, непосредственно на слух, как обычную речь. Для передачи с большими скоростями вместо простого ключа Морзе часто используют полуавтоматический или (реже) клавиатуру, однако прием ведут все равно на слух - это намного надежнее и удобнее, чем с помощью любых декодирующих устройств.
Лучше всего обучаться и тренироваться под руководством опытного радиолюбителя, но вполне можно делать это и совершенно самостоятельно. В интернете можно найти много разных учебных и тренировочных программ. Попробуйте разные программы, не ленитесь внимательно изучить все те рекомендации, которые обычно к ним прилагаются.
Сколько времени требуется для освоения азбуки?
Нормальный режим занятий - 2-3 раза в неделю по 1,5 - 2 часа в день (уроками минут по 25 - 30, с перерывами). Еще лучше - каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум - 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 - 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд.
При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40 - 60 знаков в минуту (с записью принятого) осваивается примерно в течение 3-х месяцов (а иногда и значительно быстрее).
Самое главное - это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий.
Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти очень легко, и приходится вновь начинать почти все сначала. Причиной неудач является именно нерегулярность занятий.
В то же время, когда "морзянка" полностью и надежно освоена, она не забывается (точно так же, как умение ездить на велосипеде) и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться - и все прежние навыки восстанавливаются.
Нет людей, которые не могли бы освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70 - 90 знаков в минуту. От способностей и возраста зависит только требуемое на это время - от 2 до 6 месяцев.
С чего начать?
Начинать следует только с приема. Обучаться передаче ключом следует после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.
Скорость передачи отдельных знаков (букв и цифр) нужно установить такую, при которой стандартные тексты могли бы передаваться со скоростью около 70-100 знаков в минуту (или около 18-25 слов "Paris" в минуту, т.е. 18-25 WPM), однако скорость передачи одного знака за другим (то есть реальную скорость передачи) следует установить сначала не более 10-15 знаков в минуту (около 2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.
С самого начала нужно запоминать звучание комбинаций коротких и длинных звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там "точек и тире". Ни в какие таблицы с точками и тире даже не заглядывайте.
Существует также методика запоминания телеграфной азбуки с помощью так называемых словоформ, или "напевов". Подбирают такие слова или фразы, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных "морзянкой". Например, буква G = "Гаа-гаа-рин", буква L = "лу-наа-ти-ки", M = "маа-маа" и т.п.
Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Но есть и недостатки. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать сколько-нибудь осмысленные словоформы, тем более - начинающиеся с того самого знака, который они должны напоминать. Если пытаться придумывать какие-то искусственные "слова" или фразы, а тем более - начинающиеся не с той буквы или цифры, то учащемуся приходится запоминать еще одну лишнюю "азбуку". Во-вторых, при распознавании услышанного знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам разученную словоформу, и только после этого словоформу переводить в соответствующий знак.
Согласно одной из легенд, метод словоформ был изобретён (или стал широко применяться) во время второй мировой войны, когда потребовалось в срочном порядке, без всякого отбора по профпригодности, подготавливать десятки тысяч радистов для низовых сетей связи (на уровне взвода и роты). При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить "морзянку" на минимальном уровне. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили более тщательно - без словоформ.
Итак, повторю еще раз: запоминайте звучание звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных мелодий и никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там "точек и тире"!
Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а лучше - в основном за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).
За один день рекомендуется выучивать сначала по 5-7 букв, а к концу алфавита - по 3-4 буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна. По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке - D, I, M, O, V, затем - H, K, N, W, Z - B, C, J, R - L, U, Y - P, Q, X. По другой методике - сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее - A, U, V, W, J - N, D, B, G - R, L, F - K, Y, C, Q - P, X, Z.
Если осваивать буквы в соответствии с частотой их использования, например, в английском языке, то уже на самом начальном этапе учебы из них можно будет составлять много разных слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S - R, H, L, D, C - U, M, F, P - G, W, Y, B - V, K, X - J, Q, Z.
Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок. Отвлекаться на изучение дополнительных букв национальных алфавитов (русского, немецкого и др.) пока не следует. Для начала важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).
На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем - из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.
Добавлять новые знаки следует только после того, как будет достаточно надежно освоен прием уже изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать. Вполне нормально, что сначала будет довольно много ошибок и пропусков.
Чтобы сигналы телеграфной азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, везде, где позволяет обстановка, насвистывать или напевать их (например, делая какую-нибудь простую физическую работу, или, идя по улице и увидев вывеску либо номер автомашины, старайтесь вспомнить и воспроизвести, как должны звучать "морзянкой" разные буквы и целые слова).
Иногда, после того как пройдено около 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением каждого нового знака возникает всё больше ошибок при приеме. Это вполне естественно, так как теперь набор знаков становится более разнообразным. Выход из положения прост - нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем - тренироваться в приеме уже всего алфавита.
Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться как можно быстрее развить и закрепить успехи. Как только Вы разучили все буквы и цифры, начинайте пытаться "вылавливать из эфира" хотя бы некоторые из них в передачах медленно работающих любительских радиостанций (это будет получаться не сразу!).
В то же время, пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Все люди разные от рождения, у каждого свой собственный, генетически обусловленный жизненный ритм и скорость восприятия новых навыков. Соревнуйтесь пока только с собой.
Как наращивать скорость приема?
После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего - внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 знакам в минуту (14-16 WPM), а в дальнейшем - и выше. Допустимо также временно уменьшить "сжатость" знаков (но не ниже 16 WPM), чтобы сблизить скорость их передачи со скоростью подачи текстов, при которой Вы в состоянии их записывать (пусть пока еще и с ошибками). Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу - коротких), а также из трех- пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на передачу каждой, выходило сначала около 2...3 минут, а в дальнейшем, с повышением вашей натренированности - и до 4...5 минут.
Старайтесь записывать слова и группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк или оставте пробел), но не задерживайтесь и не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.
Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V и 4 или B и 6), то нужно использовать попеременно два способа: 1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков; 2) временно исключать из текстов по одному знаку из каждой пары путающихся. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день - наоборот.
Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если ошибок в контрольных текстах не более 5 процентов и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.
Полезное упражнение - прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.
Старайтесь делать свои тренировки разнообразными - варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени полезно пробовать делать скоростные "рывки" - например, принимая небольшой текст из коротких групп, составленных из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.
Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, желательно начать постепенный переход к записи принятого с отставанием на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего - это помогает наращивать скорость приема. Опытные радисты при больших скоростях передачи текстов обычно записывают их с отставанием на несколько знаков и даже на несколько слов.
Тогда же нужно приступить к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала при приеме без записи попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде "бегущей строки" из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся короткие слова и кодовые выражения следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.
Специально для тренировки в приеме текстов регулярно ведёт передачи центральная радиостанция Американской радиолюбительской лиги W1AW. Довольно мощные сигналы этой cтанции обычно бывают хорошо слышны у нас на частотах 7047,5, 14047,5, 18097,5 и 21067,5 кГц (в зависимости от прохождения). Как правило передаются отрывки статей из журнала "QST".
Расписание этих передач на зимний период следующее:
UTС вид дни недели
00:00 CWs Mon, Wed, Fri
00:00 CWf Tue, Thu
03:00 CWf Mon, Wed, Fri
03:00 CWs Tue, Thu
14:00 CWs Wed, Fri
14:00 CWf Tue, Thu
21:00 CWf Mon, Wed, Fri
21:00 CWs Tue, Thu
Обозначения в таблице:
CWs = медленные передачи (slow) = 5, 7, 10, 13 и 15 WPM
CWf = быстрые передачи (fast) = 35, 30, 25, 20, 15, 13 и 10 WPM
Дни недели здесь указаны по EST - стандартному времени восточного побережья США (UTC минус 5 часов). Полное расписание работы W1AW можно найти по адресу www.arrl.org/w1aw.html.