• Авторизация


​Судзурибако и рёшибако 03-12-2025 22:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Этот комплект, состоящий из судзурибако (25х22х4 см) и рёшибако (40,5х32,5х14,5 см), является прекрасным примером изящного японского лакового искусства начала ХХ века.



Обе коробки покрыты золотым лаком с изображением наложенных друг на друга вееров.



Большинство вееров открыты и украшены изображениями цветов и известных достопримечательностей, включая мост Сандзё и гору Ёсино.




Не только внешняя, но внутренняя сторона шкатулок декорировалась с большой тщательностью. На внутренней стороне крышки судзурибако изображена запряженная волами повозка, стоящая под сосной на берегу реки. За рекой виднеется цветущая слива и далекие холмы.


Интерьер судзурибако.

Так что же такое судзурибако и рёшибако? И почему эти шкатулки получили отдельное название?

Судзурибако — традиционные японские ящики для хранения чернил и письменных принадлежностей. «Судзурибако» переводится как «Шкатулка с чернильным камнем». Часто их делали из лакированного дерева, поскольку это считалось лучшим материалом для защиты драгоценных тушечниц и кистей, хранящихся внутри.

Ранние известные образцы датируются IX веком, и эти первые судзурибако были больше современных коробок, поскольку они также использовались для хранения бумаги.

Позже для хранения бумаг и документов стали использовать отдельную коробку – рёшибако, что буквально переводится как «ящик для документов». Обе коробки имеют традиционную прямоугольную форму с закругленными краями, известными как «чири-и».

Часто судзурибако и рёшибако создавались в виде комплекта с декором в едином стиле. А иногда в такой комплект входил и низкий письменный столик – бундай.


Судзурибако в комплекте со столиком (бундай), украшенные изображением cосен в Такасаго и Сумиёси, Юкио II, начало ХХ века, из коллекции музея Метрополитен.

Духи сосен Такасаго и Сумиёси – символ супружеского счастья, известный по пьесе «Такасаго» японского театра Но. Вероятно, этот набор для письма, был создан в качестве свадебного подарка токийским мастером Юкио II, который был награждён золотой медалью за свои работы на Всемирной выставке в Париже 1900 года.


Судзурибако в комплекте со столиком (бундай), украшенные изображением императорских шестнадцатилепестковых хризантем, приписывается Сираяме Сёсая (1853-1923), начало ХХ века.


Интерьер судзурибако с чернильным камнем, капельницей в виде двойной хризантемы, двумя кистями, шилом и ножом.

Традиционные японские письменные принадлежности и инструменты на протяжении столетий являются неотъемлемой частью японской культуры, а их история тесно связана с развитием японского языка и искусства каллиграфии. И это не просто инструменты для письма, они ценятся так же, как и предметы искусства, и оформлялись соответственно.

Вот что хранили в судзурибако: кисти (фудэ), тушь (суми), чернильный камень (судзури). В комплект также часто, но не всегда, входили капельницы и небольшие каллиграфические ножи


Письменные принадлежности

Кисть (фудэ) считается одним из самых важных традиционных японских инструментов для письма. Эти кисти бывают разных форм и размеров, каждая из которых предназначена для определенных видов каллиграфии.

Головки кистей изготавливались из шерсти животных, таких как волк, коза или ласка, а затем прикреплялись к бамбуковой ручке. Качество головки кисти значительно влияло на плавность и точность штрихов.

Гибкость и острота кисти являются ключом к достижению динамичных, выразительных и художественных штрихов японской каллиграфии.


Капельница

Суми — это чернила, которые используются в японской каллиграфии. Традиционно они выпускались в виде твердых чернильных палочек, которые изготавливались из сажи и животного клея. Чернильные палочки измельчались на чернильном камне (судзури) с небольшим количеством воды, чтобы получить жидкие чернила для письма.

Качество чернил имело решающее значение для конечного результата, поскольку оно влияло на глубину и насыщенность мазков. Исторически чернильные палочки высоко ценились, и их производство было само по себе искусством, когда мастера тщательно смешивали и формировали ингредиенты для получения чернил высочайшего качества.

Интенсивность чернил варьировалась от легкой и водянистой до насыщенной, густой и глубокой. Выбор консистенции чернил часто диктовался стилем каллиграфии, который использовался.

Судзури (чернильный камень) – это плоская каменная плита, используемая для растирания чернильной палочки и смешивания ее с водой. Она имеет гладкую поверхность с небольшим углублением в центре для сбора жидкости.

Процесс растирания чернил является важным ритуалом в каллиграфии и, как считалось, помогает достичь медитативного состояния. Многие художники отдавали предпочтение чернильным камням со сложной текстурой и узорами.

Японская бумага «васи», хранившаяся в рёшибако, традиционно изготавливалась из коры шелковицы, бамбука или из рисовой соломы. Каждый из этих материалов придает бумаге уникальную прочность и текстуру.

Васи ценится за свою впитывающую способность и за то, как она реагирует с чернилами. В отличие от западной бумаги, которая часто была устойчива к чернилам, васи позволяет чернилам слегка растекаться, создавая мягкие края, которые так характерны для японской каллиграфии.

Длинные волокна в бумаге обеспечивают естественную упругость, позволяя делать размашистые, текучие мазки, которыми славится японская каллиграфия. Существуют различные типы васи с различной степенью гладкости и толщины в зависимости от предпочтений каллиграфа.


Судзурибако с изображением сцены ночного любования цветением сакуры с двумя богато одетыми женщинами, XVIII век.

Считается, что сюжет декора этого судзурибако связан со знаменитой «Повестью о Гэндзи», написанной придворной дамой Мурасаки Сикибу на рубеже Х и ХI веков. Литературные сюжеты часто встречаются в декоре старинных японских лаковых изделий.

Декор следующего судзурибако тоже связан с японской литературой и выражает смысл стихотворения Мибу-но Тадаминэ из сборника японской поэзии «Кокин вакасю»:

«В горной деревне
Осень, особенно,
Одинока.
Зов оленей
Постоянно будит меня».


Судзурибако с изображением оленей и осенних цветов, школа мастеров маки-э Игараси и Дохо, период Эдо XVII-XVIII век, из коллекции Токийского музея искусств Фудзи.


Судзурибако с изображением слона у входа в храм, 23х21x5 см, период Эдо, XVIII век.


Судзурибако и рёшибако в комплекте со столиком (бундай), украшенные изображением цветущих вишнёвых деревьев на фоне горного пейзажа и ручья, около 1886 г.


Судзурибако с изображением моста через реку Тацута на фоне осенней листвы, 22,5х21x5 см, период Эдо, XIX век


Судзурибако с изображением тыкв в стиле школы Ринпа, для которой характерно смелое стилизованное изображение без излишнего внимания к деталям, начало XX века.


Судзурибако с изображением журавлей в стиле школы Ринпа, начало XX века.


Судзурибако и рёшибако в стиле нихонга работы Томита Косити из Киото, начало XX века, музей Эшмола, Оксфорд.

Нихонга (буквально «японская живопись») стремилась сохранить восточные традиции, одновременно исследуя потенциал художественных приемов и методов живописи, заимствованных с Запада.

Сюжеты шкатулок глубоко традиционны и полны восточной символики: времена года, олицетворяющие цикл жизни и передающие буддийское чувство бренности всего сущего, издавна были излюбленной темой японского искусства.

Стилистически изображение скал и водопада напоминает китайскую тушевую живопись. И в то же время изображение создает ощущение глубины и пространства, прием, заимствованный из европейской живописи.


Судзурибако с изображением легендарного самурая, генерала периода Хэйнан – Минамото-но Ёсиидэ (или Явата Таро), верхом на коне, период Эдо, XVIII век.


Судзурибако с изображением Кикудзидо, 26,4х23х5 см, XIX век.

Крышка судзурибако украшена изображением юного Кикудзидо (Мальчика-хризантемы). Он держит кисть для письма и сидит у водопада среди цветущих хризантем. Кикудзидо – бессмертный юноша из песни театра Но «Макурадзидо».

Он оставался молодым даже спустя 700 лет после того, как написал строки Лотосовой сутры на листьях хризантемы. А капли росы с хризантемы стали эликсиром бессмертия. Его связь с кистью и вечной молодостью делает его символичным персонажем для судзурибако.

Эта шкатулка очень необычна по технике оформления с точки зрения использованных материалов. Текстурированная поверхность выполнена минеральными пигментами на непрозрачном белом пигменте, получаемом из измельченных морских раковин, который традиционно использовался в изготовлении кукол.


Судзурибако, текстура (фрагмент).


Интерьер судзурибако.


Необычный судзурибако в форме японской тринадцатиструнной цитры (кото), 20,3х7,6х4 см, период Эдо, XVIII век.


Все элементы судзурибако тщательно подогнаны по размеру


Необычный судзурибако в форме хагоита (ракетка доя игры в волан), длина 24 см, около 1900 г.


Судзурибако с изображением пары маньчжурских журавлей, 24х22x4,5 см, период Эдо, XVIII век.


Судзурибако из лакированного дерева с изображением лотоса работы Кома (Фукусима) Тайсая, около 1900 г.


Судзурибако из черного лака с изображением сокола на подставке.


Судзурибако, декорированный плетеным бамбуком и изображением морских раковин, работа Огава Харицу, около 1700-1800 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.

Источник


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ​Судзурибако и рёшибако | Нина_Зобкова - Дневник Нина_Зобкова | Лента друзей Нина_Зобкова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»