
Пластичность и цвет соломки издревле вызывали ассоциацию с золотом. Вспомните сказку братьев Гримм про Румпельштильцхена, который мог прясть из соломы золото. Эта зависимость не случайна, ведь не сено или хворост, а именно солому.

Солома пластична, прочна, неприхотлива и доступна. Словом, идеальный материал для творчества. И как показывает мастерство старых мастеров, из нее можно сделать практически все, что угодно. И это не праздное утверждение.
Понимаю, что при слове солома в памяти всплывает лишь простенькая соломенная шляпка, лапти или игрушка соломенный бычок. На практике умельцы издревле владели по истине чудесными приемами обработки соломы и ее дальнейшего воплощения в самые удивительные вещи.

Начнем со знаменитых «быховских пауков» . Это простейший славянский оберег. По поверьям конструкция паутины или "паука" собирает всю негативную энергию в доме.

Вешали такую поделку в красном углу хаты перед Рождеством, где он пребывал весь год, а потом меняли на нового. А еще в конструкции паука со временем и в самом деле поселялись живые пауки и ловили своими сетями мух.

Из соломы плели не только домашнюю утварь: шкатулки, короба для хранения зерна и прочее, но очень сложные изделия. В конце 18 века в белорусском Полесье жили мастера, которым под силу было сплести целые Царские врата в церкви деревни Вавуличи Брестской области. Сегодня они находятся в Национальном художественном музее Белоруссии и неизменно поражают своим видом всех посетителей.

Врата пережили две мировые войны, период церковного упадка, когда в течение десятилетий церквушка просто стояла заброшенная. Но врата уцелели — это ли не доказательство прочности соломы?
Или другой артефакт — митрополичья митра, выполненная из соломы в традиционной технике жгутового, плоского плетения. По левкасу она дополнена живописными фрагментами и инкрустирована драгоценными камнями.

А вот работы белорусских художников из простой соломы.

Белоруссия — одно из немногих мест, где бережно хранят традиции и ремесло соломоплетения. У местных мастеров огромный опыт и исторические корни.

Не случайно соломоплетение в этой стране по праву считается объектом национального достояния и они стремятся включить это ремесло в список Всемирного нематериального культурного наследия.

И они правы, чем они хуже аргентинского танго, бразильской капоэйры или азербайджанской далмы.
Источник

|
|