Исаак Левитан. Берёзовая роща, 1889 год
Воздух, пропитанный светом.
Цвет – и зелёный, и розовый.
Солнце любуется летом,
Плещущим в роще берёзовой.
По-левитановски чудный,
Холст на движении строится:
То в роще - свет изумрудный,
То в ней всё тенью накроется.
В каждой детали – удача,
Пусть иногда неприметная.
Как хороша передача
Летнего дня многоцветная!
Всё нам в картине понятно.
Взгляд в глубину удаляется,
Где в малахитовых пятнах
Чёткость деталей теряется.
Пятнами света и тени
Передаётся движение,
На перемене мгновений
Строится изображение.Солнцем берёзы прогреты,
Переливаются кронами
В пятнах от жёлтого цвета
До цвета ярко-зелёного.
Массой неясной, безбрежной
Листья деревьев колышутся;
И так свежо, и так нежно
В роще берёзовой дышится.
Трепетность русской природы
Зрителем воспринимается.
Давние детские годы
Сразу ему вспоминаются.
Что есть яснее и проще,
Что для души есть понятнее,
Чем эта светлая роща
С ярко-зелёными пятнами,
С запахом чудного лета,
Со светотени движением,
С нежного, дивного света
Сказочным изображением?Автор: Иван Есаулков
Пейзажи были любимой темой творчества Исаака Левитана, которой он не изменял всю свою недолгую жизнь. Мастер создавал одухотворённые портреты природы — своей главной музы, которые словно оживают в глазах зрителя, позволяя погрузиться в чудесную атмосферу ароматных трав, стройных деревьев и голубого неба. Пейзажи Левитана искусствоведы называют «пейзажами настроения».
Не стала исключением и картина «Берёзовая роща», созданная живописцем в 1889 году. Здесь мастер изобразил уголок своей любимой природы, подсмотренный в подмосковной усадьбе Бабкино на берегу Истры, а также в приволжском Плёсе. Художник создавал этот шедевр целых четыре года, ища вдохновение в разных ракурсах «лесного интерьера».
Так писал про это полотно врач и коллекционер Алексей Ланговой, который приобрёл его на 11-й выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ): «Картина изображала берёзовую рощу, всю залитую солнечным светом. Тенистые участки под деревьями чередуются с местами, освещёнными ярким солнцем. На стволах берёз также пятна солнца и тени. Свет и тени на картине, как выразился Поленов, доведены до иллюзии».
В 1935 году картина была приобретена у Лангового Государственной Третьяковской галереей, где находится и по сей день.
Источник