Константин Аполлонович Савицкий (1844 - 1905) "Инок", 1897 год
Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
Занимает фигура здесь бОльшую часть полотна.
Размышляющий инок сидит в келье возле окна.
Сомневается, видно, монах и страдает душой.
Не ошибся ли в выборе этой картины герой?
Отражает усталость взгляд, мысли его вдалеке.
Лёг на Библию локоть, и чётки на правой руке.
Можно веточки вербы заметить сейчас на окне
И внушительный крест, что висит за спиной на стене.
Жизнь свою он служению Богу уже посвятил,
Но не хочет душа, вероятно, не хватит и сил.
Неужели все дни у него в этой келье пройдут?
Размышляет монах, и тяжёлые мысли текут.
Надо выход найти – так страдает монаха душа!
В монастырских стенАх тяжело жить и нечем дышать!
Автор: Иван Есаулков
На этой картине мы видим молодого монаха, который сидит в своей келье возле окна. Этот мужчина в чёрной рясе занимает большую часть полотна, за счёт чего выглядит довольно могучим. Локтем он опирается на священное писание и, кажется, что вот-вот раздавит его. Только металлическая застёжка и твёрдый переплёт спасают книгу. Какие же мысли тревожат этого богатыря?
Мы хорошо видим, что монах очень молод. Возможно, ему нет и 30 лет. На дворе самый разгар весны, что можно понять по веточкам вербы на подоконнике. Казалось бы, настроение мужчины должно быть хорошим и спокойным, ведь это канун Пасхи — одного из самых светлых праздников православных христиан.
Только вот лицо инока совсем не спокойно. Он крепко сжимает в руках поясную верёвку и хмурит брови, в его голове явно блуждают серьёзные и тяжёлые мысли.
Большинство искусствоведов склоняются к версии, что монах беспокоится о правильности выбранного им пути. Он ещё очень молод, а за окном кипит мирская жизнь. Может зря он посвятил себя служению Богу? Может не достоин он смиренно нести монашеское бремя?
Также есть версия, что инок не согласен с какими-то решениями игумена или других вышестоящих монахов, отчего он очень зол. Его брови насуплены, взгляд суров, руки напряжены. В мыслях этого человека на данный момент нет ничего божественного.
Известно, что в качестве натурщика Савицкий пригласил ученика художественного училища Пензы, которое художник возглавлял до самой смерти. Позже этот молодой мужчина станет эсером и в смутные времена первой русской революции возьмётся за оружие – выстрелит в жандарма, начальника пензенского управления жандармов. С этой точки зрения сложно не согласиться, что Савицкий нашёл точный типаж человека, который не согласен с окружающими условиями, раздираем противоречиями и готов биться за благо (в случае с натурщиком, а не с изображаемым им персонажем, за благо в его субъективном понимании (как будущего эсера)). Идеальный натурщик для написания инока с мятежной, сомневающейся душой.
Источник