Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от фр. hermitage— место уединения, келья, приют отшельника) — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики.
Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга.
Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец.
За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Эрмитаж образовался в 1764 как приватное собрание Екатерины II, в последствии того как в Берлине через агентов она купила у предпринимателя И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских дизайнеров. Поначалу основная масса картин находилось в уединённых апартаментах дворца, возымевших французское название «Эрмитаж» (место уединения).
В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена роскошная коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая в пределах 600 картин, даже вид Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
[показать]
Ван Дейк.Антон. Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон.1640
Наиглавнейшую роль для Эрмитажа поиграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Доминировали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. Среди них — «Святое Род» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, ван Дейка, Пуссена, виды Клода Лоррена и работы Ватто.
[показать]
Верхний зал Нового Эрмитажа.Большой просвет.
Коллекция живописи английского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и категорию портретов кисти ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение наиболее 5 тыс. рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781, в коей присутствовал портрет неведомого работы Фуке.
Еще одной солидной покупкой Екатерины стала коллекция британского банкира Лайд-Брауна, копия включала статую Микеланджело «Скорчившийся мальчик», и еще античные скульптуры и бюсты. В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Также, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и др мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3096 картин.
В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже.
В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне в Вашингтоне).
В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага.
В 1810-е была приобретена галерея дворца Мальмезон, в том числе работы Рембрандта и Кановы. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).
[показать]
Лепка и скульптуры.Главная лестница Зимнего дворца
Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США).
На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.
В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров.
Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта.
В Венеции в каза Барбариго купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана и Пальмы Веккьо.
Эрмитаж был открыт в 1852 году, тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков.
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел.
К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.
В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из Основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.
В результате перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены работы, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.
Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская Рентерия (или Бриллиантовая Комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в Музей изящных искусств Москвы.
Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах в результате которых 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию.
Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более миллиона единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению.
Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.
Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР.
Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.
Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века.
Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо.
Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др.
[показать]
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Старый Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Старым). Фотография 2003 г.
Эти пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, традиционно включались в состав Эрмитажа:
Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Отличительной особенностью Нового Эрмитажа от остальных зданий архитектурного ансамбля заключается в том, что это единственное здание (в том числе и в России), которое строилось исключительно для хранения и показа исторических и культурных экспонатов. Немецкий инженер Лео фон Кленце продумал первоначальный проект Нового Эрмитажа.
Его идеи претворяли в жизнь два российских архитектора Стасов В.П. и Ефимов Е.Н. Строительство длилось 9 лет, с 1842-1851гг. Русские архитекторы значительно изменили первоначальный чертеж немецкого коллеги, чтобы новое здание вписывалось в уже сложившейся архитектурный ансамбль. Основное изменение заключалось в том, что Новый Эрмитаж связывался с другими зданиями, посредством галерей и других архитектурных приемов.
Здание Нового Эрмитажа построено в архитектурном стиле историзм. Для этого стиля характерны спокойные монументальные черты, строгость и внушительность объемов и форм.
Вход в Новый Эрмитаж украшает царственный портик, украшенный статуями атлантов. Эти статуи изготовлены из серого гранита. Скульптором выступил А.И. Теребенов.
Скульптуры знаменитых художников, инженеров, архитекторов и скульпторов прошлого украшают здание Нового Эрмитажа.
Так же в форме здания можно увидеть элементы барокко, классики, античности и ренессанса. Особенно четко это проявляется в элементах декора и в фасаде здания. Новый Эрмитаж получил свое название, потому что это здание было построено самым последним из всех.
Новый Эрмитаж не только очень хорошо вписался в архитектурный ансамбль Эрмитажа, но и обогатил и дополнил и без того прекрасную и монументальную композицию из шести, пожалуй, главных зданий Санкт - Петербурга.
Для того чтобы познакомиться с экспозициями всех залов музея, потребуется проделать путь в 22 км. Даже если задерживаться у каждого хранящегося здесь экспоната хотя бы на минуту и проводить в музее ежедневно по 8 часов - на осмотр коллекции придется затратить почти 15 лет. Путешествуя по залам Эрмитажа, можно оказаться в Древнем Египте. Месопотамии, Античной Греции и ее Причерноморских колониях, познакомиться с древней культурой этрусков и первобытных племен Сибири, увидеть египетские мумии, античную керамику, танагрские статуэтки, собрание римского скульптурного портрета, скифские и сарматские памятники, уникальный комплекс Пазырыкского кургана VI-IV вв. до н. э.
В экспозиции отдела истории отечественной культуры представлены материалы, начиная с Древней Руси: особенно интересны экспонаты Петровской эпохи, середины и 2-й половины XVIII в., действует постоянная выставка "Художественное убранство русского интерьера XIX в.".
Сохранившиеся интерьеры Зимнего дворца - шедевр русского монументального и декоративно-прикладного искусства - представляют особую ценность. Их оформление выполнено по эскизам таких выдающихся художников, как Растрелли, Василий Стасов, Карло Росси, Огюст Рикар де Монферран, Александр Брюллов, Андрей Штакеншнейдер. Это знаменитая Иорданская лестница, Фельдмаршальский зал, Малый Тронный (Петровский) зал, Галерея 1812 года - памятник военных побед России, Георгиевский (Большой Тронный) зал, Малахитовая гостиная, Эрмитажный театр.
Основателю города посвящена открывшаяся в 1992 экспозиция "Зимний дворец Петра I". Она расположена на месте бывшего дворца первого русского императора, фундамент и стены которого были обнаружены в ходе реставрации Эрмитажного театра.