[показать]
Уникальная экспозиция с таким названием ждет посетителей в Курском музее археологии. Так называемый волниковский клад эпохи Великого переселения народов называют новым брендом нашей области, а посмотреть на него теперь может любой желающий.
[показать]
Напомню, пару лет назад "черные копатели" в окрестностях села Волниковка Фатежского района разграбили уникальное захоронение - самое северное среди известных ныне в России погребений гуннского времени. Много веков назад покой в нем обрели знатный воин и его боевой конь. Правда, до исторической важности этой находки кладоискателям дела не было. Наживы ради культурные ценности из древней могилы собирались переправить за границу. Но сотрудники региональных УФСБ и УВД не позволили осуществить преступный замысел. К слову, не только в нашей области, но и во всей стране это было первое уголовное дело подобного рода.
[показать]
С тех пор случилось немало событий - следственные мероприятия, суд, передача сокровищ музею. Затем проект "Золото гуннов" выиграл грант Благотворительного фонда имени Владимира Потанина на проведение исследований. В лабораториях Государственного Эрмитажа коллекция была изучена нетравматическим способом, чтобы еще больше не повредить ее экземпляры (ведь на некоторые предметы эксперты и так без слез не могли смотреть, варвары-копатели с историческими ценностями не церемонились). Определен состав находок, были проведены и реставрационные работы. А завершающий этап проекта - открытие выставки.
"Этого момента мы ждали два года", - отметил руководитель археологического музея Геннадий Стародубцев. И теперь все посетители смогут увидеть "золото гуннов". В состав комплекса входит более трехсот предметов из золота, серебра и медного сплава, которые датируются первой половиной V века нашей эры. Среди них три портупейных набора с металлическими накладками и пряжками, украшенными стеклянной мозаикой и гранатами. Особенное место в коллекции занимают украшения конской сбруи - они выполнены в стиле, традиционном для степняков, и подтверждают гуннское присутствие на курских землях. Стоимость всех этих экспонатов исчисляется десятками миллионов рублей…
[показать]
"Мы так хотели, чтобы волниковский клад остался "дома", а не попал в какой-нибудь столичный музей", - поделился председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской. Но, к счастью, опасения позади, и теперь, как выразился один из гостей, присутствовавших на открытии экспозиции, "золото гуннов" стало новым брендом Курской области. Кстати, такое событие привлекло внимание даже федеральных СМИ - новостные сюжеты прошли по телеканалам НТВ и "Россия". А в числе первых посетителей выставки была супруга губернатора Валентина Михайлова.
Лилия САЛОМАТИНА
Итак, в составе Волниковского «клада» находятся целые наборы ювелирных украшений, относящиеся к разным стилистическим группам:
I. «Золотой» портупейный набор и меч в ножнах, оформленные в стиле «клуазонне»
II. «Серебряный» пояс.
III. «Золотая» портупея и кинжал, оформленные инкрустацией в отдельно напаянных гнездах.
IV. «Золотой» набор украшений упряжи, оформленный инкрустацией в отдельно напаянных гнездах.
V. Элементы ременных наборов, оформленные чеканкой в стиле «сёсдал»
[показать]
[показать]
К первому набору относятся металлические предметы и их детали, на первый взгляд выполненные из золота и украшенные перегородчатой инкрустацией, в стиле «клуазонне». Это — одна из разновидностей полихромного стиля, которая отличается тем, что шлифованные камни, разделенные тонкими золотыми перегородками, образуют как бы сплошную мозаику из плоских вставок, в основном геометрических форм.
[показать]
Кроме красных гранатов тут используется и разноцветное стекло. К такому комплекту в «кладе» относятся детали парадного пояса – пряжка и множество накладок (не менее 70-ти штук), по размеру хорошо ложащиеся на ремень шириной в два с половиной сантиметра. К нему крепились на круглых щитках небольшие колечки для подвешивания различных предметов, но главная задача этого пояса была в том, чтобы к нему на дополнительных ремнях пристегивался длинный меч с золотой рукоятью в парадных ножнах. Сам железный меч был сломан и выброшен находчиком, его фрагменты обнаружились при исследовании места грабительских раскопок.
[показать]
[показать]
При изготовлении предметов в стиле клуазонне на основу изделия напаивались бортики, а внутри них — золотые перегородочки, создающие геометрический узор из ячеек разной формы. Внутрь ячеек иногда помещалась подкладка из рифленой золотой фольги, которая заставляла камни дополнительно «играть» в лучах света, подобно современным светоотражателям, а на неё – подогнанные по размеру ячеек пластинки граната или стекла.
[показать]
[показать]
Для вставок использовались индийские гранаты-альмандины. Лабораторные исследования показали, что поясная пряжка, многочисленные накладки и колечки для подвешивания к поясу разных необходимых всаднику предметов сделаны из меди и подвергнуты огневому золочению – амальгамированию. Навершие меча украшено плоской янтарной бусиной. В эпоху Великого переселения народов балтийский янтарь широко использовался и проник на восток вплоть до киргизских степей. В преданиях всех народов янтарь – это камень, обладающий набором целебных и сверхъестественных свойств, он должен был придавать силу оружию и оберегать его владельца.
[показать]
[показать]
Портупейные ремни, к которым пристегивался парадный меч, крепились к наборному поясу, украшенному пряжкой с инкрустацией, множеством позолоченных пластин и колечками для подвешивания небольших предметов, которые всегда должны быть под рукой. В Волниковском комплексе таких поясов, вероятно, было не один, а два: первый — с медными позолоченными поясными накладками, которые держались на ремне благодаря гвоздикам с выпуклыми полусферическими головками (по три таких же гвоздика крепили с каждой стороны и пряжку), другой — с такими же по размеру и форме накладками, но сделанными из серебра. Накладки подобного типа встречаются на памятниках той эпохи, разбросанных от берегов Аральского моря и до Шотландии.
[показать]
Вторая группа предметов, изготовленных в полихромном стиле, украшена вставками из карнеола — красного халцедона или сердолика. Полированные, но не утратившие природной выпуклости камни — кабошоны тщательно подобраны по размеру, форме, цвету и прозрачности. Несколько предметов, инкрустированных карнеолами, явно относятся к оформлению ещё одного клинка, который находился в составе находки, но был поломан и выброшен грабителем.
[показать]
Обкладка устья ножен и полое грибовидное навершие рукояти из золота, украшенные выпуклыми алыми камнями, тяготеют к серии восточных мечей, возможно, иранского происхождения. Скорее всего, именно к этому портупейному набору принадлежали маленькие позолоченные пряжка и ременная подвеска — колечко с инкрустированными карнеоловыми кабошонами щитками. Тонкие прочные ремни использовались и для крепления оружия к поясу, и в конской упряжи, и для подвязывания и стягивания мягкой обуви, их пропускали через направляющие кольца и фиксировали пряжками.
[показать]
В эпоху Великого переселения народов, да и потом, в средневековой Европе боевой конь был не только спутником и другом воина, но и необходимым атрибутом его высокого статуса. Именно поэтому конская сбруя, представленная в Волниковском «кладе» оформлена в одном стиле с оружием и портупеей — богато украшена вставками полупрозрачного красного камня и позолочена.
[показать]
В её комплект входят удила с гранеными серебряными наконечниками, железная часть которых (подвижное «грызло», которое должно находиться во рту лошади) не сохранилась, зажимы для ремней, ведущих от удил к оголовью, 4 крестовидные накладки, закрывавшие и фиксировавшие перекрестья ремней на морде, несколько маленьких накладок — тройчаток, 4 колокольчика и комплекты из небольших пряжек и длинных наконечников упряжных ремней с утолщением на концах. Все эти детали выполнены из разных металлов — крестовидные накладки — медные, обложенные золотым листом, 4 из 5 длинных наконечников ремней — серебряные с позолотой, колокольчики — медные, позолоченные. На одном из зажимов находится не пять, а шесть вставок карнеола. Кроме того, и он, и набор небольших пряжек с круглыми щитками, и длинные наконечники соответствующих им узких ремней, и ещё некоторые детали упряжи оформлен в стиле, сочетающем позолоту (по меди и серебру) с применением разнообразных мелких штемпелей.
[показать]
Этот стиль принадлежит скандинавской ювелирной традиции и называется по имени находки в Швеции стилем сёсдал. В последнее время находки изделий этого стиля и времени стали отслеживаться и восточнее, на Украине и в Крыму, обозначая участие германцев в бурных событиях эпохи гуннского вторжения в Европу. Если приглядеться к изделиям из Волниковки, выполненным в этом стиле, то видно, что каждое из них индивидуально, и мастер-ювелир, который их изготовил, одновременно умел работать и в стиле сёсдал, и в полихромном стиле.
Помимо того, в состав комплекса входит серия обломков накладок на луку седла, которые прижимали украшавшую седло золотую фольгу.
[показать]
Несомненно, воин-всадник, владелец богатого оружия и боевого коня, жил и сражался именно в гуннскую эпоху. Если точнее, то можно утверждать, что «клад» попал в землю в период, который археологи Европы называют периодом D2 римского времени или, по имени уникального женского погребения в Австрии, «горизонтом Унтерзибербрунн». Датируется этот период 380/400 – 440/450 гг. н.э.
[показать]
[показать]
[показать]
Однако мы не можем со всей уверенностью сказать, кто же лежал в погребении у Волниковки, был ли это гуннский предводитель или один из готских князей. Можно лишь сказать, что комплекс Волниковского «клада» относится к числу «вождеских» погребений с мечами, которые встречаются в гуннское время на территории всей Европы от Северного Кавказа до западной оконечности Пиренейского полуострова и очень близки по набору инвентаря и стилю его оформления.
[показать]
Эпоха, последовавшая за нашествием гуннов, стала периодом бурного расселения славян. Этому периоду посвящена витрина 8. Представленные тут карты наглядно показывают, что в этот период славянские археологические культуры распространяются по левому и правому берегам Днепра, проникают в Подунавье, охватывают территорию современных Польши, Чехии, Восточной Германии. На Днепровском Левобережье в это время обитают славянские племена, получившие в византийских источниках имя «анты».
[показать]
Археологически они прослеживаются в виде колочинской и пеньковской культур. Поселения их располагались в поймах рек поблизости от воды. Посетитель тут может увидеть и оружие, и бытовой инвентарь, и керамику этих племён. В степях же на смену гуннам пришли новые волны кочевников — авары и болгары. Они господствовали на границах Византийской империи, совершали дальние походы, покорили часть славянских племён. О могуществе правителей кочевых орд говорят богатые находки, такие, как «Перещепинский клад», который связывают с именем болгарского хана Кубрата.
Славяне постоянно находились в тесном контакте с кочевниками. Временами отдельные славянские племена попадали под власть кочевников и совместно с ними совершали походы на земли Византийской империи.
[показать]
Интересные сведения об антах можно получить, изучая клады той эпохи, в состав которых входят наборы металлических украшений женского праздничного костюма и парадного мужского пояса. На территории Курского края «антские» клады были обнаружены на территории г.Суджи, около сёл Куриловка, Гапоново, Смородино.
[показать]
Предметы из некоторых антских кладов можно увидеть за стеклом витрины 9. Наибольший интерес представляют вещи, обнаруженные недавно на месте, где ещё в 1947 г. был найден знаменитый «Ново-Суджанский клад». Эти предметы ускользнули в то время от внимания находчика, но теперь пополнили экспозицию музея. Интересно отметить, что одним из основных элементов женского костюма того времени были массивные пальчатые фибулы, носимые парами. Ношение таких парных фибул, а также наличие у мужчин широких ремней с металлическими накладками является наследием более древнего времени. В этом прослеживаются связи с костюмом германских племён и культурная преемственность с эпохой Великого переселения народов.
http://museum.fondpotanin.ru[/more]
Серия сообщений "Сокровища великих цивилизаций":
Часть 1 - Сокровища великих цивилизаций : Клад Тутанхамона
Часть 2 - Легенда о «Чёрном Принце». Легендарные клады.
...
Часть 13 - Сокровища великих цивилизаций :Золотой человек кургана Иссык
Часть 14 - Сокровища великих цивилизаций :Золотой век викингов
Часть 15 - Сокровища великих цивилизаций:Золото Гуннов
Часть 16 - Сокровища Великих цивилизаций :Перещепинский клад
Часть 17 - Сокровища Великих Цивилизаций:Византия
...
Часть 19 - Сокровища великих цивилизаций:Известные клады Европы.Часть 1
Часть 20 - Сокровища великих цивилизаций:золото Будды
Часть 21 - Золото Этрусков