Сокровища Дороманской эпохи (2-10 вв)
Ювелирное искусство. Дороманская эпоха. Византия.
[показать]
Реликварий Святого Иоанна Крестителя
9 век
Золото, драгоценные камни, жемчуг; филигрань, чеканка, гравировка, резьба
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
На задней стороне вычеканено распятие, восходящее к каролингским образцам. На двух из драгоценных камней вырезана надпись куфическими буквами, восхваляющая Аллаха.
[показать]
"Брошь Стрикленда"
9 век
Золото, синее стекло
Британский музей
Лондон
Создана скандинавскими мастерами
После распада Западно-римской империи в 476 году на её территории возник ряд самостоятельных, но недолговечных государств. Основу их населения составляли вторгшиеся в Европу с востока "варварские" племена, по преимуществу германского происхождения - франки, вестготы, остготы, лангобарды, англы и саксы. Все они имели свои многовековые художественные традиции. В соприкосновении с классическим наследием античности они не только не утратили своих традиций, но, напротив, обогатились культурными заимствованиями из искусства стран Переднего Востока. Населявшие к тому времени часть современной Франции и Британские острова кельты также создали глубоко самобытное искусство. Его отличительные черты - доминирование абстрактного орнамента, почти полное отсутствие реалистических изобразительных мотивов. Фантастические мотивы воплощались в сложных сплетениях узоров.
[показать]
Переплет Евангелия. Фрагмент
7 век
Листовое золото, жемчуг, драгоценные камни
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
В декоре сочетаются античные, византийские и варварские мотивы. Дар папы Григория Великого королеве лангобардов Теоделинде
[показать]
Наплечная застежка
Около 625 - 630
Золото, гранаты, цветное стекло
Британская библиотека
Лондон
Из лодки-могильника короля Восточной Англии Редвальда или его сына. Саттон-Ху
[показать]
Конец 9 - середина 10 века
Золото, драгоценные камни; филигрань, перегородчатая эмаль
Государственные музеи Берлина
Майнц
Орел - геральдический символ власти
[показать]
Стеклянные бусины из ожерелья
10 век
Привезены из Италии. Для их изготовления стеклянные стержни различного цвета переплавляли и соединяли в разнообразных комбинациях
[показать]
Камень-кабошон. Деталь броши с орлом
Конец 9 - середина 10 века
Золото, драгоценные камни
Государственные музеи Берлина
[показать]
Серьга в форме полумесяца
Конец 9 - середина 10 века
Золото, драгоценные камни; филигрань, перегородчатая эмаль
Государственные музеи Берлина
Берлин
Композиция и техника исполнения подтверждает влияние византийских традиций на характер ювелирных изделий эпохи Оттонов
[показать]
Корона Германской Империи
Около 960 - 980
Золото, самоцветы, жемчуга, перегородачтая эмаль
Высота 15,6 см; диаметр 20,9 х 22,2 см
Художественно-исторический музей
Вена
[показать]
Застёжка
Около 970
Золото, аметисты, сапфиры, жемчуга
Диаметр 7,3 см
Музей земли Гессен
Дармштадт
[показать]
Брошь
Конец 10 века
Золото, драгоценные камни, стеклянная паста, горный хрусталь, жемчуг; филигрань, перегородчатая эмаль
Государственные музеи Берлина
[показать]
Фибула с орлом
Около 1025
Золото, сапфиры, перегородчатая эаль
Высота 9,6 см; ширина 9,2 см
Музей
Майнц
[показать]
Литургическая чаша
1510
Серебро, изумруды, жемчуг; позолота, филигрань
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
Происхождение из венгерского святилища Секелимарк, входила в собрание литургических предметов, хранившихся в сокровищнице Теоделинды
[показать]
Застежка
Золото
Застежка из Хантерстона (Шотландия).
[показать]
Крест Королевства - большой реликварий Истинного Креста
Золото, драгоценные камни, жемчуг. гравировка,
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
С нижнего луча свисает подвеска - римская гемма 2 века н. э., с выгравированным изображением Артемиды
[показать]
Скульптурная группа "Курица с семью цыплятами"
Серебро, гранаты, синее стекло; чеканка, гравировка, резьба, позолота
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
По преданию, эта композиция, найденная в саркофаге Теодолинды, символизирует королеву и семь областей, входящих в её владения. Согласно лангобардскому обычаю, в ноги умершему клали цыпленка как символ зарождения новой жизни
[показать]
Шлем
Позолота
Скандинавия
Позолоченный шлем из Ажри (Франция)
[показать]
Ювелирные украшения викингов
Золото, серебро
Скандинавия
В том числе подвеска в форме молота Тора (Дания)
[показать]
Малый реликварий Истинного Креста
Золото, чернь, горный хрусталь
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
Принадлежал Григорию Великому. Надевали архиепископы Монца во время службы в присутствии папы римского
[показать]
Украшение
Золото
Скандинавия
Из сокровищ Эрстфилда (Швейцария)
[показать]
Брошь
6 век
Золото, серебро; перегородчатая эмаль
Эшмольский музей
Оксфорд
Великобритания
[показать]
Римская гемма с изображением Артемиды.
Фрагмент большого реликвария Истинного Креста.
2 век
Золото, драгоценный камень. гравировка
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
[показать]
Вотивный крест Агилульфа
6 - 7 век
Золото, жемчуг, драгоценные камни
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
Датируется примерно 600 годом. Декоративное богатство и композиционная четкость предполагают византийское происхождение креста, что не исключает возможность его создания в мастерских Севера Италии
[показать]
Агатовый ларец
Золото, агаты, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, инкрустация
42,4 х 27,1 х 16,5 см
Кафедральный собор
Овьедо
В настоящее время используется как реликварий
С конца 5 и до конца 8 веков главную роль играли художественные традиции "варварских" народов, где орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством, динамизмом и особенной экспрессивностью композиций. Художественная обработка металла, украшенного вставками драгоценных камней, цветного стекла или эмалями, достигла очень высокого уровня. Такие изделия "полихромного стиля" находят в погребениях на территориях от берегов Черного моря до Британских островов.
Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию знаков отличия королей и вождей, свидетельствующих об их богатстве и могуществе. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения, бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, чернью, филигранью, зернью, рельефными и живописными изображениями. Установлением христианства драгоценные изделия стали широко использоваться для оформления богослужения (чаши, кресты, оклады церковных книг) и как вотивные предметы. К ним относятся бляшки паломников раннего средневековья, мощевики в форме креста и ларчики - футляры.
Среди изделий "полихромного стиля" чаще всего встречаются фибулы - застежки для платья, поясные пряжки, украшенное оружие и утварь. Для их декоративного убранства характерно сочетание золота или бронзы с гранатами и рубиново - красным стеклом. Из многочисленных сохранившихся круглых золотых фибул самыми интересными считаются украшенные филигранью и кабошонами, а также фибулы в виде вписанного в круг орла с распростертыми крыльями.
Сложные орнаментальные переплетения и звериный стиль, характерные для искусства викингов, восходят к китайской культуре и были принесены в Европу скифами. Таково происхождение знаменитых драконов викингов. Викинги знали техники золотой и серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы.
Из уцелевших произведений ювелиров Галлии периода Меровингов наиболее ценны сокровища лангобардского короля Агилульфа и королевы Теодолинды в соборе Монцы (Италия). Среди них книжный оклад ювелирной работы в технике перегородчатой эмали с античными камеями, свидетельствующими о влиянии искусства Византии и классической античности.
В период Меровингов обогатились формы традиционных фибул. Появились инкрустированные дисковидные и "звериные" фибулы из благородного металла, которые носились попарно. Они оказали влияние на фибулы каролингского времени, как и меровингское ювелирное дело в целом, представлявшее часть каролингской культуры.
Особенного расцвета ювелирное дело достигло во времена франкского короля Дагоберта (629 - 639 гг.). Старинные хроники повествуют о том, что во главе придворной мастерской стоял королевский казначей и руководитель монетного двора епископ Элигий (583 - 665 гг.), впоследствии причисленный к лику святых и провозглашенный патроном золотых дел мастеров.
Выдающиеся произведения ювелирного искусства были созданы мастерами империи Каролингов, такие как императорская корона из сокровищницы в Вене, крест испанской работы 808 года из собора Овьедо.
В раннем средневековье и мужчины, и женщины, и дети с равным удовольствием носили кольца. В этом виде украшений бытовали все виды древних техник золотого и серебряного дела. В декоре колец доминировало восточно-римские орнаментальные традиции - украшенные зернью и филигранью, эмалями или сферическими камнями.
К франко-оттоновскому времени относятся церемониальные кольца - сферический камень в высокой филигранной оправе с зернью. Их носили высокопоставленные светские и духовные лица.
Дороманская культура создала основу для всего искусства западного средневековья.