• Авторизация


Павловопосадские платки. История и современность. 04-08-2018 19:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения koteroza Оригинальное сообщение

Павловопосадские платки

4920201_1oZ42whZzvI (700x458, 84Kb)
Фото из интернета:
 
4920201_5a80af84bd0470345a8b4618 (466x700, 97Kb)
 
В старинном городе Павловском Посаде Московской области вот уже более 200 лет действует ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», выпуская уникальные изделия, составляющих гордость и славу России.
 
4920201_og_og_1467146798215495192 (700x366, 52Kb)
 
Правда, за время своего существования это предприятие несколько раз меняло своё название, но это не столь важно. 
 
 
4920201_CIDci9OYgmo (700x466, 184Kb)
 
Главное – сейчас оно выпускает около 800 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка, льна и имеет статус народного художественного промысла России.
 
4920201_de034b271e (700x472, 114Kb)
 
В настоящее время ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» – это современное предприятие, использующее новейшие достижения научно-технической мысли. Но так, конечно, было не всегда. Вот об этом – наш рассказ.
 
История
 
 
В 1795 г. крестьянин села Павлово И.Д. Лабзин создал кустарное текстильное предприятие. Впоследствии его правнук, Я.И. Лабзин, вместе с В.И. Грязновым перепрофилировали дело на производство шерстяных шалей с набивным рисунком.
 
4920201_hands (448x700, 331Kb)
 
Набивной рисунок получали ручным способом при помощи форм с рельефным узором. Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки.
При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) – отсюда название «набойка», «набивка». Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.
 
 
4920201_0_125f7e_a7ada254_orige1480772955761 (700x452, 71Kb)
 
Изготовление набойки – один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и др.
 
4920201_ekskursiyadulevskijfarforipavloposadskieplatki1800x600 (700x525, 167Kb)
 
Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX в.
 
Основоположники промысла
 
Отдельно хочется хотя бы кратко рассказать о тех, кто явился родоначальником столь популярного теперь промысла. Тем более, что это были люди неординарные.
 
4920201_0_c2615_bfc7d6fe_orig (700x459, 91Kb)
Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)
 
Я.И. Лабзин – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.
Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.
Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.
 
После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. https://www.youtube.com/watch?v=8UafTAcKkbA
 
4920201_s4dkce0u1m71gpngnl (700x459, 108Kb)
 
Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.
 
4920201_vasilijpavlovoposadskij (481x700, 260Kb)
 
Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский.
 
Дальнейшее развитие предприятия Лабзина-Грязнова
 
К началу 1860-х годов на предприятии Лабзина-Грязнова было полностью освоено новое производство. На Московской выставке русских мануфактурных произведений в 1865 г. предприятие получило малую серебряную медаль «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков». 1870-1880-е годы – время расцвета платочной мануфактуры. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества».
 
4920201_2094 (700x530, 358Kb)
 
Постепенно шали становятся популярными не только в дворянской и купеческой среде, но и в мещанской и в среде зажиточных крестьян.
 
В начале XX в. «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» становится самым крупным предприятием России по выпуску шерстяных платков и шалей. Здесь уже работало более 2000 человек.
После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В первые десятилетия из-за нехватки сырья основной продукцией были хлопчатобумажные изделия.
 
Уже с середины 1920-х годов на фабрике начали внедрять новые технологии. Но ведущее место по-прежнему занимали шали с традиционным цветочным орнаментом.
 
4920201_0_2ca45_1a18453d_XL (700x497, 121Kb)
 
В 1937 г. на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже коллектив фабрики выставил более 600 изделий: шалей, покрывал, скатертей, панно и т.д.
 
Во время Великой Отечественной войны предприятие перешло на выпуск тканей для форменного обмундирования Красной Армии, в 50-е годы вновь вернулись к выпуску набивных чистошерстяных платков.
 
4920201_6fe2a4235efaf8c8ec27739c939b8f01 (700x440, 129Kb)
 
Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках.
 
С чего начинается современная работа над изделием?
 
4920201_0_13c7f1_ecd216ea_XL (700x485, 116Kb)
 
Работа начинается с рисунка (крока). Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются Художественным советом. И как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы, которые должны подобрать рецепты печатных красок.
 
4920201_754328284389244 (700x466, 69Kb)
 
Но сначала этот рисунок воспроизводится гуашью. Истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром и промывки. Колористу иногда приходится делать множество пробных набивок, прежде чем будет получен окончательный рецепт.
 
4920201_0_13c7f3_e40c70d9_XL (700x475, 148Kb)
Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Но самые ответственные операции выполняются вручную.
 
Технология изготовления изделий: раньше и сейчас
 
4920201_0_13c632_c2e84594_XL (700x462, 112Kb) 4920201_hqdefault (480x360, 25Kb)
С XIX в. рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами: «манеры» и «цветки». «Цветки» вырезали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготавливали так: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски.
Чтобы поместить рисунок на величину всего платка, его разбивали на части, от 4 до 24 в больших шалях со сложным узором. Иногда для набойки платка требовалось более 400 наложений досок. К тому же отдельные части узора необходимо было тщательно совмещать.
 
4920201_122beb875fcee1b59a7896345cfn (466x700, 52Kb) 4920201_termo_1_ (200x300, 104Kb)
С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, точно совмещать отдельные элементы рисунка.
 
4920201_0_13c7f8_dcc70755_XL (700x552, 236Kb)
 
Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность покрытой фотоэмульсией сетки.
 
4920201_0_13c81f_320df9d4_XL (700x525, 265Kb)
 
4920201_169561 (700x700, 533Kb)
 
4920201_AO5sLkPQbQ (700x700, 522Kb)
 
Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы выполняются без участия человека. Здесь впервые в мире была внедрена плазмохимическая обработка ткани перед печатью вместо вредного хлорирования.









вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Павловопосадские платки. История и современность. | Лигур - Дневник Лигур | Лента друзей Лигур / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»