Это цитата сообщения
Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение Сергей Яковлевич Лемешев... Обреченный на любовь. (часть-1)
[показать]
[показать]
На театральном сленге фанатичных поклонников звезд зовут “сырами”, а почему — мало кто знает. А ведь слово это пошло от названия магазина, что лет пятьдесят назад располагался на углу улицы Горького и Камергерского переулка, недалеко от квартиры Сергея Яковлевича Лемешева. В “Сыр” “лемешистки”, круглосуточно дежурившие у подъезда своего кумира, по очереди бегали греться, за что и получили прозвище, которое распространилось потом на всех театральных поклонников. Хотя столько “сыров”, сколько было у Лемешева, наверное, не было ни у кого за всю историю театра…
2 часть: Продолжение - здесь
[показать]
Сергей Яковлевич Лемешев родился в Тверской губернии, в деревне Старое Князево, 10 июля 1902 года. В бедной крестьянской семье. В доме было еще двое детей, отец находился в городе, на заработках, и Сергею с девяти лет приходилось помогать матери - он и хлеб молотил, и лошадей сторожил в ночном.
Больше всего он любил ходить в лес за грибами и ягодами. Ходил Сергей всегда один, так как очень любил петь, а петь детям при взрослых в деревне не полагалось, и только в лесу, среди берез и елей он отводил душу.
[показать]
На этой фотографии Сереже Лемешеву 12 лет
В 1914 году юноша ушел в город учиться сапожному мастерству, но вскоре началась война, и он вернулся в деревню. Здесь Сергей встретил Октябрьскую революцию, здесь познакомился с Н.А.Квашниным, завзятым театралом и любителем музыки, который стал заниматься с ним пением и обучил юношу нотной грамоте. В это время Лемешев выучил первую в своей жизни оперную арию – арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
В 1919 году он явился в рабочий клуб имени Третьего Интернационала, пройдя 48 верст по морозу, и сказал, что хочет выступить в клубном концерте. Вечером этого дня Сергей выступил на сцене клуба и имел огромный успех. Вот тогда-то он и решил, что будет певцом. Правда друг уговорил его поступить в кавалерийскую школу, но желание петь оказалось сильнее, и в 1921 году Сергей Лемешев поступает в Московскую консерваторию, выдержав огромный конкурс. Его берет в свой класс профессор Н.Г.Райский, друг Танеева.
Учеба давалась Сергею трудно, но он был влюблен в пение и музыку, и это очень помогло ему. В 1925 году Лемешев закончил консерваторию.
[показать]
Затем он много выступал в Харбине, Свердловске. Когда Сергей Яковлевич пел в Свердловском театре оперы и балета, там ставили оперу «Евгений Онегин», и режиссер предложил весьма оригинальное решение: арию Ленского предлагалось исполнять не в сцене дуэли, а раньше, Ленский, как бы сочинял письмо, для своей возлюбленной вооружившись гусиным пером и при свече.
[показать]
[показать]
Екатеринбург (Свердловск). Академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского
[показать]
Свердловск, 1926 г. Сергей Лемешев – солист оперы
Лемешев подчинился режиссеру, но все - же написал едкое четверостишие:
Устроили Чайковскому погром,
Что было спереди – идет концовкой,
Гусиным Ленский арию поет пером,
Но…все-таки доволен постановкой…
[показать]
1929год деревня Князево
В этом же театре произошел и другой забавный случай. Сергей Яковлевич дебютировал в опере «Севильский цирюльник», где он пел Альмавиву, а Пирогов – Базилио. В третьем акте Альмавива должен подойти к Базилио и сунуть ему в руку кошелек со словами: - «Вам лечиться не мешало и неделю полежать», но в кармане Лемешева не оказалось кошелька. И тогда, схватив с клавесина какую – то цветную бумажку, сложив ее в четверо, Сергей Яковлевич сунул этот клочок Пирогову в руку. Пирогов взял и сказал сквозь зубы: - «Что же ты, черт окаянный, графа играешь, а платишь кредитками!». Лемешев с ужасом думал, что же теперь споет Пирогов, но тот нашелся и спел вместо: - «Кошелек? Лежать в постели...?», «Мне кредитка? Лежать в постели...?». Таким образом, все закончилось благополучно.
[показать]
Сергей Лемешев в партии Альфреда («Травиата» Дж. Верди). 1930-е годы
[показать]
В партии Дубровского («Дубровский» Э. Направника). 1930-е годы
[показать]
Большой театр. 1930-е годы
После выступлений Лемешева в Тбилиси, Пирогов посоветовал ему попробовать себя в Большом театре, что Лемешев и сделал. В 1931 году юноша дебютировал в Большом театре в операх «Снегурочка» и «Лакме».
Двадцать пять лет проработал Сергей Яковлевич на сцене Большого театра и 50 лет в искусстве, он спел за это время арии герцога в «Риголетто», Альфреда в «Травиате», Ромео в «Ромео и Джульетте», Рудольфа в «Богеме», Левко в «Майской ночи», Берендея в «Снегурочке», Альмавиву в «Севильском цирюльнике», князя в «Князе Игоре» - всего более 30 арий. И все-таки самой любимой для него оставалась ария Ленского в «Евгении Онегине».
[показать]
В 1939 году Лемешев спел все романсы Чайковского, но и тут не обошлось без курьеза. Сергей Яковлевич давно мечтал спеть эти романсы, и однажды поделился своей мечтой с актером Борисом Щукиным, который горячо поддержал его идею, но почувствовав сомнение в словах Лемешева, спросил, что - же смущает певца? «Да как же, романс «Благословляю вас леса» написан автором для баса, а у меня лирический голос!». На, что Щукин, с юмором ответил: - «Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором». Эти романсы в исполнении Лемешева и по сей день слушаются с удовольствием и восхищением. Пел Сергей Яковлевич и русские народные песни, так, как мог петь только он один, с русским размахом и сердечностью.
[показать]
Лемешев так и остался неразгаданной тайной. В чем секрет его огромного успеха? В трудолюбии или в певческом таланте? Чего в нем больше музыкальности или артистизма? На эти вопросы невозможно ответить. Но одно справедливо - он стал достойным приемником Собинова, и все же его творчество нельзя сводить только к преемственности. Лемешев был колоритным, самобытным и на редкость обаятельным певцом.
О нем можно много говорить: о его работе во время войны, о болезни, когда ему нельзя было петь, а он пел, о его работе в кино и на студии грамзаписи, о его писательской и режиссерской деятельности, и даже о его многочисленных поклонницах.
Девушки, обожавшие Лемешева, организовали клуб «лемешисток», и все время конфликтовали с клубом «козлисток» (клуб фанатов Ивана Козловского), дело доходило даже до драк.
Ни в жизни, ни на сцене он не был обделен женским вниманием. О его романах с женщинами можно написать целые тома. Только жен у Сергея Лемешева было пять. Первой из них стала Наталья Соколова, дочь профессора Соколова, который был преподавателем у Лемешева в консерватории. Но вскоре на «музыкальных средах» профессора, Сергей Яковлевич познакомился с Алисой Багрин-Каменской, муж которой, морской офицер, был расстрелян в 1918 году. Это очень романтическая история закончилась женитьбой Лемешева на Алисе. Она была на 5 лет старше его, но именно от нее он перенял свои безупречные манеры, возвышенную культуру и изощренный вкус.
[показать]
Алиса Михайловна Корнева-Багрин-Каменская. Санкт-Петербург, 1915 г.
После одиннадцати лет супружеской жизни, не выдержав измен мужа, Алиса ушла. В это время у Лемешева был роман с актрисой МХАТа Норой Полонской, которая и познакомила певца со своей подругой Любочкой Варзер. Любочка и стала третьей женой певца. Однажды она уехала на гастроли, оставив больного Сергея в постели, а когда вернулась, то обнаружила его не просто здоровым, а еще и влюбленным в молодую солистку Большого театра Ирину Масленникову. Ирина Ивановна стала предпоследней женой Лемешева и единственной из жен, подарившей ему ребенка, дочь. Последней женой великого певца была Вера Кудрявцева. Они познакомились в 1948 году в ленинградском Малом оперном театре. Ради Лемешева Вера оставила не только мужа, но и сына. Прожили они вместе более 25 лет.
Все его жены, несмотря на свое благородное происхождение, ездили с Лемешевым в деревню, там ходили по грибы и ягоды, рыбачили и оказывали своей свекрови особенное уважение. Иного поведения Сергей Яковлевич не потерпел бы.
Обреченный на любовь
[показать]
В дни репетиций вокруг Большого театра собиралась толпа. Целое море вдохновенно сосредоточенных женских лиц с безумными, горящими глазами. То и дело проносится благоговейный шепоток: “ОН здесь!” — “А через какую дверь ОН выйдет?” — “Пока не известно”. А служебных входов–выходов в Большом ох как много! Вдруг к дверям 9-го подъезда подкатывает автомобиль. Толпа бросается к водителю: “Лемешева встречаете?” Молчит, душегуб! Смятение усиливается — одной женщине только что было видение: ОН выйдет через 1-ый подъезд… До конца репетиции осталось семь минут… Шесть… Пять… Главное — не прозевать, не упустить! Высший смысл жизни настоящей “лемешистки” — встретить ЕГО и проводить до автомобиля. А потому уж — мчаться на улицу Горького, к ЕГО дому, здесь близко, особенно если срезать углы, и, если повезет, можно успеть увидеть ЕГО выходящим из автомобиля и проводить до подъезда.
Нет, они не кидались на своего кумира, не рвали его одежду на сувениры. “Лемешистки” просто следовали за ним в благоговейном молчании. Бывало, что кто-то из них падал в обморок от восторга. В остальном, если не считать вечных потасовок с “козловитянками” (поклонницами другого великого тенора — Ивана Козловского) — совершенно безобидные девицы. Но самой заветной и — увы! — неосуществимой мечтой Сергея Яковлевича Лемешева было избавиться от них хотя бы на неделю!
[показать]
…1958 год. Сергей Яковлевич в страшном секрете купил дачный участок в подмосковной Апрелевке. Даже в театре ни одна душа не знает об этом. И вот Лемешев, соблюдая все шпионские законы конспирации, путая следы и отрываясь от хвостов, добрался до своей дачи. Сидит себе на бревнышке, обсуждает с плотником, что в какой очередности строить. Тут, словно с неба доносится: “Серд-це кра-са-авиц склон-но к из-ме-ене”… За деревьями мелькнуло цветастое платье, за ним — другое. Так и есть! “Лемешистки”, вооруженные проигрывателем и пластинкой с записью его арии герцога из “Риголетто”. Лемешев, вскакивая с бревна: “Прежде всего стройте забор! И чтоб был высокий и глухой, без единой щелочки!”. А что проку? В том заборе потом не успевали заделывать дырки, ежедневно просверливаемые “лемешистками”…
… 1972 год. Лемешев с женой — опять-таки в страшной тайне — поехали на дачу к друзьям под Ленинград. Лето было жарким, и густая тень деревьев в саду казалась земным раем. “Как же здесь хорошо, прохладно, не то что в помещении — блаженствовал Сергей Яковлевич, — и, главное — ни одной живой души!” Тут через забор к его ногам перелетает букет. Лемешев затравленно кидается к дому.
Что же заставляло сотни женщин, бросив дом, семью, карьеру, год за годом следовать по пятам за Лемешевым, не пить, не есть, ночей не спать, постоянно выслеживая его, отравляя этим безумием его жизнь? Да, Сергей Яковлевич имел привлекательное, открытое лицо с тонкими чертами и ясным взглядом серо-голубых глаз, а так же юношески стройную фигуру (при росте 172 сантиметра даже в старости он не набирал больше 70 килограмм). Да, он был прост в общении и обаятелен. И, конечно, безмерно одарен. Но все же счастливое сочетание большого таланта и мужской привлекательности хоть раз в сто лет, да случается, и Лемешев в этом ряду — не первый и не последний. Почему же именно вокруг него творилось массовое женское безумие?
Однажды Сергей Яковлевич отдыхал в закрытом санатории в Крыму: “лемешистки”, сновавшие вдоль берега на лодках, на пляж не допускались, что давало Лемешеву возможность хоть немного расслабиться. И тут к нему обратился один отдыхающий, оказавшийся известным московским психиатром: “У меня в больнице — целое отделение для тех ваших поклонниц, которых уже нельзя не госпитализировать. И знаете, что удалось выяснить? Тембр вашего голоса воздействует на них эротически. Такое уж вам, батенька, феноменальное везение с женщинами”…
СЕРДЦЕ КРАСАВИЦ
[показать]
Сама фамилия Лемешев — свидетельство семейной везучести. Однажды его дед Степан Иванович при вспашке барского поля нашел ничейный стальной лемех (по-простонародному — лемеш). Это чудо сельскохозяйственной техники, недоступное простым батракам, позволило ему так эффективно обрабатывать свой небольшой земельный надел, что со временем Степан Иванович стал в родном селе Князево Тверской губернии первым богачом, а звать его стали — Степан Лемеш.
[показать]
Степан Иванович Лемешев с дочерьми Анисьей и Пелагеей. 1900 г.
Правда, родителям великого артиста — Якову Степановичу Лемешеву и Акулине Сергеевне Шкаликовой — от того богатства ничего не перепало. А все потому, что обвенчались тайно, без родительского благословения! Детей у Якова с Акулиной выжило двое: Сережа и Алеша, погодки, и были они очень дружны. Отца они помнили мало: чтоб прокормить семью, он подался в город на заработки, да там вскоре и умер. А мать нанялась поломойкой в помещичью усадьбу.
[показать]
Акулина Сергеевна, мать Сергея Лемешева. 1930-е годы
[показать]
Сережа помнил себя лет с трех, как стоял на подоконнике в людской барского дома, глядел на улицу и от скуки пел про то, что видел: “Вон Ми-и-ихайла-ку-у-учер пое-е-ехал… Вон де-е-евки по воду пошли-и-и”... Событиями провинциальное Князево не бурлило.
[показать]
Князево. Единственная сохранившаяся до наших дней постройка рода Лемешевых– амбар для хранения зерна деда певца, Степана Ивановича Лемешева
И совсем другая жизнь настала, когда в 1914 году один из дядьев взял Сережу к себе в Петроград, учиться сапожному ремеслу. По вечерам: цирк-шапито или кафе-шантан. По праздникам — мороженое! Жить бы да жить в Петрограде, да только в феврале 1917 года там началась такая заваруха, что, как говорится, давай Бог ноги! Вот пятнадцатилетний Лемешев и вернулся в родное Князево, к матери и брату Алексею.
В то лето оба брата, несмотря на небольшие года, собрались жениться: Алексей присмотрел себе Прасковью, Сергей — Аграфену: ей шел шестнадцатый годок, лицо милое, темноглазое…
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО 2 ЧАСТИ....