Это цитата сообщения
Ada_Peters Оригинальное сообщениеРобер Кампен
Европейская портретная живопись XV–XVI веков
Робер Кампен
(1378–1444)
Имя Кампена, одного из основоположников нидерландского Раннего Возрождения, встречалось во многих документальных источниках XV столетия, правда, без перечисления картин, написанных художником.
[показать]
Алтарь Мероде,
деталь
(предположительно автопортрет)
- Робер Кампен
Лишь в начале XX века было установлено, что Робер Кампен и мастер из Флемаля, создавший множество живописных произведений, на самом деле одно и то же лицо.
Один из первых портретистов в нидерландский живописи, Робер Кампен, родился в Валансьене. Биографических сведений о нем до нас дошло немного. Известно, что работал художник в Турне и в 1410 году стал гражданином этого города, где имел довольно большую мастерскую.
У Кампена было множество помощников и учеников, один из самых известных - Рогир ван дер Вейден. В 1423 году живописец принял активное участие в восстании горожан против патрициев. Вскоре Кампена назначили членом нового городского управления, но в дальнейшем он подвергся преследованиям со стороны властей.
Центральное место в творческом наследии Кампена занимают алтарные композиции (заказы на них он получал от жителей города) и портреты. Работал художник в технике масляной живописи на деревянной доске.
[показать]
Seilern Triptych
1410-20
Oil on wood
Courtauld Gallery, London
Ранние произведения Кампена выполнены в традициях готического искусства ("Рождество", ок. 1420–1425, Городской музей, Дижон; "Злой разбойник на кресте", ок. 1430, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).
[680x980]
The Crucified Thief
c. 1410
Oil on wood, 33 x 92,5 cm
Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt
[показать]
Annunciation
c. 1430
Oil on wood, 76 x 70 cm
Museo del Prado, Madrid
Позднее в живописи художника появились черты новаторства. Он начинает изображать религиозные сцены в интерьере, напоминающем обычный бюргерский дом ("Алтарь Мероде", ок. 1427–1428, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Богоматерь с младенцем", начало 1430-х, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Богоматерь с младенцем у камина", ок. 1430, Национальная галерея, Лондон; "Алтарь Верля", 1438, Прадо, Мадрид).
[показать]
Mérode Altarpiece
c. 1427
Oil on wood, 64,1 x 117,8 cm
Metropolitan Museum of Art, New York
[показать]
Mérode Altarpiece (Nativity)
c. 1427
Oil on wood, 64 x 63 cm
Metropolitan Museum of Art, New York
[800x1138]
Madonna by a Grassy Bank
c. 1425
Oak, 39 x 27 cm
Staatliche Museen, Berlin
[779x1241]
Madonna with the Child by a Fireplace
1433-35
Oil on panel, 34 x 24 cm
The Hermitage, St. Petersburg
[748x1003]
The Virgin and Child before a Firescreen
1430
Oil on wood, 63 x 49 cm
National Gallery, London
[700x1755]
Virgin and Child
c. 1410
Oil on wood, 160 x 68 cm
Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt
[700x1706]
St Veronica
c. 1410
Oil on wood, 151,5 x 61 cm
Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt
Образы, представленные в этих композициях, - не бесплотные, лишенные жизненной силы ангелы и святые, а реальные люди, современники Кампена. Таковы его мадонны, плотные, пышущие здоровьем, широкоскулые молодые женщины.
Такой тип Богоматери, характерный для творчества Кампена, исследователи назвали "бюргерской Мадонной".
Портретные работы Кампена свидетельствуют о его стремлении в точности следовать натуре. Видно, что художнику важно передать внешнее сходство, не углубляясь в характеристику душевных качеств модели.
[720x1040]
Portrait of a Woman
c. 1430
Wood, 41 x 28 cm
National Gallery, London
[713x1050]
Portrait of a Man
1400-10
Wood, 40,7 x 28 cm
National Gallery, London
Портретируемые на картинах мастера не смотрят на зрителя, они выглядят погруженными в собственные мысли. Таковы парные "Мужской портрет" и "Женский портрет" (оба - Национальная галерея, Лондон), "Портрет Робера де Масмина" (ок. 1430, Государственные музеи, Берлин; вариант - музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид) и др.
Кристина Ляхова, Галина Дятлева
.
Серия сообщений "Мастера портрета":
Часть 1 - Робер Кампен (1378–1444)
Часть 2 - Ян ван Эйк (ок. 1390–1441)
Часть 3 - Антонио Пизанелло (1395–1455)
Часть 4 - Рогир ван дер Вейден (ок. 1400–1464)