Жизнь и карьера Фаины Раневской 19 июля 1984 года умерла Фаина Раневская, актриса, именуемая «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана», автор многих афоризмов. Итогом яркой актерской карьеры стали несколько десятков ролей на сцене и около 30 — в кино. ![]() «Люди сами себе устраивают проблемы — никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли» Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Бейла ![]() «Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом» Внешне Фаина Раневская — грузная, долговязая, неуклюжая, с большим носом, чуть заикающаяся и разговаривающая хрипловатым баском женщина — никак не соответствовала стандартному представлению об актрисе. Тем не менее ее по праву считают одной из величайших исполнительниц ХХ столетия ![]() «Сейчас долго смотрела фото — глаза собаки удивительно человечны. Люблю их, умны они и добры, но люди делают их злыми» Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма ![]() «Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь» Фаина Раневская всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом: когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена» ![]() «Талант — как бородавка — либо он есть, либо его нет» Ролей было мало не только оттого, что их мало предлагали. Режиссеры жаловались на вздорный характер, капризы и претензии актрисы. Но она твердо верила в старую заповедь «театр — это храм» и, случалось, отказывалась играть, если видела в глазах партнеров по сцене пустоту и равнодушие. Реальность закулисья не соответствовала ее идеалу театра. Когда-то она, Фаня Фельдман, дочь богатого таганрогского торговца, отказалась эмигрировать вместе с семьей только потому, что мечтала стать русской актрисой и боготворила мхатовских мастеров ![]() «Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться» Почти четверть века Фаина Раневская играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина») ![]() «Сколько лет мне кричали на улице мальчишки: "Муля, не нервируй меня!". Хорошо одетые надушенные дамы протягивали ручку лодочкой и аккуратно сложенными губками, вместо того чтобы представиться, шептали: "Муля, не нервируй меня!". Государственные деятели шли навстречу и, проявляя любовь и уважение к искусству, говорили доброжелательно: "Муля, не нервируй меня!" Я не Муля. Я старая актриса и никого не хочу нервировать. Мне трудно видеть людей» Роли Раневской помнят, как и фразы вроде классической «Муля, не нервируй меня!», которые она, как правило, сама придумывала своим персонажам ![]() «Чтобы оставаться худой, женщине надо есть перед зеркалом и обнаженной…» За свою карьеру актриса удостаивалась звания народной артистки СССР (в 1961 году) и трех Сталинских премий (в 1949 году и в 1951 году — дважды) На фото: после репетиции спектакля «Дальше тишина» в театре имени Моссовета. Труппа поздравляет актрису Фаину Раневскую с награждением орденом Ленина. Художественный руководитель театра Юрия Завадский (слева) и актер Ростислав Плятт (справа) ![]() «Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень» В кино Фаина Раневская впервые появилась в 1934 году в фильме «Пышка». Самые известные картины с участием актрисы — «Подкидыш», «Мечта», «Золушка», «Игрок» (кадр на фото) и другие ![]() «Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть» Раневская не училась в театральных институтах, и в известном смысле до конца дней оставалась непрофессионалом. Говорят, она очень боялась приближаться к рампе, и на сцене — от неуверенности — часто хваталась за руки партнеров. После каждого спектакля на чем свет стоит бранила себя за скверную игру ![]() «Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман — и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!» Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы после перенесенных инфаркта и пневмонии на 88-году жизни. Известна история об обожаемом актрисой беспородном псе Мальчике, сначала спасенном ею, а затем спасавшем ее до конца жизни от чувства внутреннего одиночества ![]() «Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что все пустое. Нужна только доброта и сострадание» Когда Раневская умерла, некролог в газете «Правда» объявил ее наследницей лучших традиций русского реалистического искусства. Сорока годами раньше Франклин Рузвельт, посмотрев фильм Михаила Ромма «Мечта», назвал Раневскую «блестящей трагической актрисой». Увидев ее в середине пятидесятых на сцене Театра имени Моссовета в какой-то революционной пьесе, Бертольд Брехт поразился идеальному «эффекту остранения», которого не мог добиться у своих актеров, и немедленно объявил Раневскую лучшей в мире актрисой эпического театра> |