
Еще в XVI веке Великий Устюг стал крупным торговым центром.В период расцвета город был известен уникальными видами народного искусства. Одним из таких видов стала роспись по дереву и бересте.
Широко известен Устюг в XVII веке своими художниками-живописцами, многие из которых работали по вызову в Москве на царских заказах.

Среди мастеров известны Иван Семенов и Иван Тольцов. Этих живописцев приглашали в столицу для росписи царских палат и храмов. Так в 1669 году художники из Устюга писали травы в Коломенском дворце. У себя на родине мастера писали иконы и предметы быта для горожан.
Развитие устюжской росписи неразрывно связано с иконописной школой.

В Устюге была своя школа иконописи. Художники писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Расписывали бытовые предметы, как и иконы, яичной темперой.
В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью канонам, при росписи бытовых предметов они рисовали все, что хотели: что видели вокруг себя и что поражало их воображение.

По всей стране расходились из Великого Устюга сундуки, украшенные «травным письмом» и обитые узорно-просечным железом. В то время они были двух видов: в форме сундука-теремка и сундука-подголовка.
В основе великоустюгской росписи лежит растительный орнамент. Главный элемент в этом орнаменте — незаменимый цветок тюльпана.
На рубеже XVIII века древний травный орнамент, уже прошедший свое кульминационное развитие, начал быстро перерождаться. Происходило смещение основного акцента от чисто декоративного заполнения плоскости многофигурным узором к выявлению единого сюжетного изображения.

Со временем травный орнамент начал быстро перерождаться. происходило смещение основного акцента от чисто декоративного к многофигурным сценкам.доминировал один сюжет. Орнаментальный узор сводился к заполнению свободного пространства.
В традициях великоустюгской росписи доминирует золотистый или белый фон.

На коробах, которые чаще всего делались из липового луба, реже — из осины или ясеня. Естественная поверхность луба — глянцевитая и гладкая — была удобна для росписи. Древесина почти не впитывала краску и не требовала предварительной обработки.

Крышка, сделанная из дерева, грунтовалась составом из мела и клея. Поверхность наружных стенок короба делили широкими вертикальными полосами на ряд прямоугольников. В каждом из них рисовали какую-нибудь жанровую сценку.
Когда площадь прямоугольника казалась художнику слишком большой, он вписывал в него еще круг или овал, а уже потом птицу, зверя или человека на коне. Вся остальная поверхность короба заполнялась растительным орнаментом. Художник не оставлял свободным ни одного уголка.


Лилиеподобные цветы, листья, веточки с ягодами вырастают из-под копыт коня, из окаймляющих роспись рамок или окружают людей с кубками, зверей и птиц. Яркие черные, зеленые, красные, желтые цвета, подобранные с удивительным вкусом, делают короб празднично-нарядная.
Коробеечная роспись отличается от сундучной. Автор расписывает короб так, как когда-то вырезал на доске: резкими и быстрыми линиями схватывал основное, опуская детали. Он не пытался придать изображению объемность, не заботится о правильности рисунка. Но, несмотря на это, коробеечная роспись очень выразительна.


И пусть сундучная и коробеечная росписи различны, что объясняется уровнем мастерства, в технике этих росписей много общего: и в той, и в другой сначала наносился черный контур, а потом рисунок раскрашивался. И в той, и в другой сюжетные сценки окружены растительным орнаментом, который превращает роспись в нарядный цветной ковер, а красочная гамма состоит в основном из двух цветов — красновато-коричневого и синевато-зеленого.


В наше время великоустюгская роспись перешла в разряд редких. До недавнего времени в Великом Устюге работала фабрика «Великоустюгские узоры», но в 1990-х годах бригаду художников распустили, про роспись, казалось, забыли.
Большой вклад в возрождение росписи внесла Татьяна Юрьевна Беляева.


От традиций устюгской школы в новых росписях сохранились золотистый фон, графичность рисунка, «бегущий зигзаг», окаймляющий композицию в целом или ее части, а также образы животного мира и древнерусской фантастики.
Любимыми персонажами были и остаются: бегущий олень, орёл, Кентавр (Полкан), грифон, птица Сирин, Александр Македонский — герой произведения «Александрия», хорошо известного на Руси.
Фон всех композиций заполнен черными точками, имеющими декоративное значение, что указывает на тесную связь с устюжскими эмалями.
Новый орнамент сохранил также один из графических элементов древнерусской миниатюры 12 — 15 веков, дольше всего живших в искусстве Севера — тонкий стебель, перечеркнутый поперечными штрихами и кружками.
