Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и педагогами разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создпть полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.
С помощью цветных детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например , в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.
Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.
Для детей разных возрастов предполагаются следующие дидактические пособия:
В качестве рекомендации предлагается следующая литература:
План работы с детьми II младшей группы.
Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.
Задачи:
1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.
2.Закрепить понятия « цвет», « величина».
3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.
|
месяц |
Тема, задачи. |
д/игры, упражнения. |
Игровой материал. |
|
Сентябрь. |
Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание. |
Выкладывание палочек в определенной последовательности. « Покажи такую же». |
Палочки Кюизинера. |
|
Октябрь. |
Цвет. Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов. |
« Покажи палочку определенного цвета». « Назови цвета палочек». « Выбери палочки одного цвета».
|
Палочки Кюизенера. |
|
Ноябрь. |
Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам. |
« Длинный – короткий» . «Высокий – низкий». « Гусеничка». |
Палочки Кюизенера. |
|
Декабрь. |
Закрепить понятия « цвет», «величина» |
«Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку».
|
Палочки Кюизенера. |
|
Январь. |
Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов. |
« Составь фигуру». « Покажи такую же». « На что похоже?» |
Палочки Кюизинера. |
|
Февраль. |
Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета( корпус, крылья, хвост) |
« Подбери по цвету». Конструирование « Самолет» |
Палочки Кюизинера. |
|
Март. |
Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины. Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины. |
Матем. игра «Лесенка». Конструирование « Машина». |
Палочки Кюизенера. |
|
Апрель. |
Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов. |
« Волшебные дорожки» |
Палочки Кюизенера. Дид/пособие «Волшебные дорожки» |
План работы с детьми средней группы
Тема: Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.
Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.
Задачи:
1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.
2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
3. Развивать логическое мышление.
|
месяц |
Тема, задачи |
Д/и, упражнения |
Игровой материал |
|
сентябрь |
Как мы умеем играть. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. |
Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» |
|
октябрь |
Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение. |
«Гусеничка», «Посуда» выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера Д/пособие «Посудная лавка» |
|
ноябрь |
Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки. Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель. |
«Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек, Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал. |
|
декабрь |
Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки. |
«Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» |
|
январь |
Числа 1-3. Закрепление. |
Выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр. |
|
февраль |
Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки. |
Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик». Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», |
|
март |
Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город» |
Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», |
|
апрель |
Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой. |
Выкладывание чисел из палочек. Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера Картинки – схемы. |
|
май |
Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление. |
Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре. Самостоятельное творчество . |
Палочки Кюизенера Картинки – схемы. Д/пособие |
План работы с детьми старшей группы.
Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической подготовки дошкольников.
Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Развивать начала логического мышления.
2.Формировать элементарные математические представления.
3.Закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.
|
Месяц. |
Тема. Задачи. |
Д/И, упражнения |
Игровой материал. |
|
Сентябрь. |
«Цветные палочки» Повторить числовое значение счетных палочек, принципы окраски палочек. |
Выкладывание цифр из палочек. Веселая улица для разноцветных палочек. Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр. |
|
Октябрь. |
« Равно - не равно». «Больше-меньше ». Учить сравнивать предметы по размеру.
|
« Весы», « Магазин», « Вагончики». Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. |
|
Ноябрь. |
«На сколько больше, на сколько меньше». Познакомить с понятием « лишний», « не хватает». |
« Лесенка», « Календарик». Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. |
|
Декабрь. |
Изменения. Научить детей определять, какие характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились. |
«Неделька». Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. |
|
Январь. |
Повторение . |
Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. |
|
Февраль. |
Сложение. Познакомить с арифметическим действием сложение» |
Найти палочку равную…. (фиолетовая + розовая) |
Палочки Кюизинера. |
|
Март. |
Вычитание. Познакомить с арифметическим действием « вычитание» |
Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были = вишневой по длине. |
Палочки Кюизенера. |
|
Апрель. |
Линия( прямая, ломаная). Познакомить детей с понятием «линия», её видами. |
« Цветные тропинки», « Флажки» |
Палочки Кюизенера. Дид .пособие: « Волшебные дорожки». |
|
Май. |
Построение геометрических фигур. Повторение. |
«Коврики». Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. Дид. Пособие: Дом с колокольчиком. |
План работы с детьми подготовительной группы.
Тема: Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Цель: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.
2. Развивать соотношение числа из ряда палочек.
3.Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
|
№ |
месяц |
Тема, задачи. |
Д\и , Упражнения. |
Игровой материал. |
|
1. |
Сентябрь. |
Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. Самостоятельная Деятельность. |
Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество. |
Палочки Кюизенера. |
|
2. |
Октябрь
|
«Сериация по размеру» Развивать умение находить место в числовом ряду, развивать внимание. |
« Лесенка» «Найди такую же». |
Палочки Кюизенера. |
|
3. |
Ноябрь |
Состав числа 3и 4. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. |
Выкладывание цифр из палочек. «Кто здесь живет?» |
Палочки Кюизенера. Д/пособие «На златом крыльце сидели» |
|
4. |
Декабрь. |
Состав числа 5 и 6. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. |
Выкладывание цифр из палочек. «Магазин»
|
Палочки Кюизенера. Д/пособие «Посудная лавка» |
|
5. |
Январь. |
Состав числа. Закрепление знаний о составе числа. |
Составь число из палочек определенного цвета. |
Палочки Кюизинера. |
|
6. |
Февраль. |
Состав числа 7 и 8. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших. |
Выкладывание цифр из палочек. Составь число из палочек определенного цвета. |
Палочки Кюизенера. |
|
7. |
Март. |
Состав числа 9и 10. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. |
« Составь число» « Поезд» |
Палочки Кюизинера. |
|
8. |
Апрель. |
Закрепление. |
Составь число из палочек определенного цвета. |
Палочки Кюизенера. |
Серия сообщений "палочки Кюизенера ":
Часть 1 - Игры с палочками Кюизенера
Часть 2 - Палочки Кюизенера. Как работать
...
Часть 4 - 50 способов поиграть с палочками Кюизенера
Часть 5 - Палочки Кюизенера: от 2 до 5
Часть 6 - Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.