Начнем с самостоятельного освоения. Покажите ребенку (детям) набор палочек Кюизенера. Первым делом ребятишки начинают выкладывать числовые лесенки и башни, некоторые сразу додумываются до колодцев.
Играя, дети могут самостоятельно придти к выводам, что одна палочка длиннее другой, а самая длинная - оранжевая.
Что две или три, а то и четыре палочки, сложенные вместе, равняются длине одной палочки.
Под одну палочку можно уложить три палочки, а можно две или четыре.
Палочки можно уложить по цветовым семьям, объединив в группу оранжевую, красную, фиолетовую и розовую палочки. Пока они еще не знают, что это два - четыре - шесть - восемь - десять, то есть четные числа. Но все у них впереди!
А теперь - занятия со взрослым.
Лесенка
После того как ребята выстроили лесенку, неплохо было бы ее пропеть.
Пройдитесь по лесенке пальчиками вверх от одного до десяти и спуститесь вниз.
Теперь, если у вас есть вторая такая же лесенка, разверните ее так, чтобы они вместе сложились.
Оставьте небольшое расстояние между палочками.
И дотрагиваясь то до левого ряда, то до правого пропойте: 10 - это 0 плюс 10, 10 - это 1 плюс 9, 10 - это 2 плюс 8, 10 - это 3 плюс 7 , 10 - это 4 плюс 6, 10 - это 5 плюс 5, 10 - это 6 плюс 4, 10 - это 7 плюс 3, 10 - это 8 плюс 2, 10 - это 9 плюс 1, 10 - это 10 плюс 0.
Вот так ненавязчиво и весело познакомили с составом числа десять.
Идем дальше.
Горизонтально или вертикально
Положите палочку на стол (на пол) и скажите, что она лежит горизонтально. А теперь поставьте ее и скажите, что она стоит вертикально. Поиграйте в игру: вы называете предметы из окружающего мира, а дети поднимают свою палочку, ставя ее то вертикально, то горизонтально. Дерево: вертикально, человек лежит - горизонтально, дым из трубы стоящего поезда - вертикально, вода течет из крана - вертикально.
Обезьянки
Посадите детей спина к спине. Если других детей нет, играйте с малышом на пару. Пусть у вас и у ребенка будет одинаковый комплект палочек Кюизенера. У вас оранжевая, две желтых, пара зеленых и одна белая, и у него (у нее) - те же палочки. Теперь договоритесь, что вы выкладываете из палочек узор, а ребенок должен не глядя на результат вашего труда, следуя вашим указаниям, собрать такую же картинку. Повторите несколько раз, в обе стороны. Это очень веселая игра, потому что дети еще не очень умеют давать правильные команды. Зато таким образом они научатся быть точнее в своих указаниях. Усложняйте задание по мере взросления вашего ребенка (детей).
В играх можно использовать такие задачки: покажи все палочки, которые короче оранжевой. А синей, а красной?
Узоры и орнаменты - еще одна возможность поиграть с цветными палочками. Попробуй "соткать" коврик, в котором полоски все разного цвета.
Сделай цепочку, палочки в которой не повторяются. Или наоборот такую цепочку, в которой палочки разного цвета ритмически чередуются.
После вводных игр можно перейти к счету. В процессе игры с палочками дети легко учатся соотносить цвет и число и наоборот. Покажи палочку номер 10, какого она цвета. Попробуем теперь выложить лесенку не по цветам, а по номерам (а цвета и размер будут визуальной подсказкой).
Состав числа помогает понять игра "поезд". Находим палочку "З", уточняем цвет, кладем на стол. Спрашиваем, сколько в единичек (белых палочек) в числе три. Три! Попробуем составить число три из двух палочек. Так берем палочку "4", и просим составить ее из 4-х палочек, из двух, из трех. Дальше идут упражнения на сложение, и вычитание (отодвигаем палочку белую "1" от палочки "1" под палочкой "2").
vvv
Серия сообщений "палочки Кюизенера ":
Часть 1 - Игры с палочками Кюизенера
Часть 2 - Палочки Кюизенера. Как работать
Часть 3 - «Цветные числа» Кюизенера в детском саду, мастер класс для воспитателей
Часть 4 - 50 способов поиграть с палочками Кюизенера
Часть 5 - Палочки Кюизенера: от 2 до 5