[479x600]
Комната царевича Федора Алексеевича Царевич Федор Алексеевич, девятый ребенок царя Алексея Михайловича, родился болезненным. На него не возлагали особых надежд как на будущего правителя. Но после скоропостижной смерти брата, царевича Алексея Алексеевича, царь Алексей Михайлович торжественно нарек Федора наследником престола 1 сентября 1675 года. Уже на следующий день царевич участвовал в первой своей официальной церемонии - вместе с отцом принимал в Коломенском дворце императорское посольство. В 1676 году шестнадцатилетний царевич был венчан на царство вместо неожиданно скончавшегося отца. Федор Алексеевич получил традиционное образование, изучал также латынь и польский язык (его готовили в польские короли). Молодой царь страдал цингой в тяжелой форме и "скорбел ножками" - у него опухали ноги, ходил он с трудом, опираясь на палку; иногда его носили на троне. Несмотря на это, Федор Алексеевич стал очень деятельным государем и за недолгое шестилетнее правление сумел многое поменять в русском обществе. С его именем связаны преобразование государственного управления, отмена местничества, реформа системы налогообложения и преобразования в армии. Он ввел при дворе костюм и церемониал на польский манер, часто выезжал в загородные резиденции и совершал продолжительные паломничества по монастырям.
1.
[600x450]
2.
[600x450]
3.
[600x450]
Пристрастия государя в области искусства оказались столь же многообразными. Он был удивительно разносторонним человеком: увлекался музыкой (ввел новое для России партесное пение и ноты), сочинял стихи и церковные распевы, прославился как знаток архитектуры и градостроительства. Он много строил, его любовь к архитектурным нововведениям выразилась в Коломенском дворце созданием новой роскошной Столовой палаты. Царь Федор Алексеевич очень любил бывать в Коломенском, предпочитая его другим загородным резиденциям. Здесь он вел уединенный образ жизни, предаваясь любимым занятиям - слушал пение и стрелял из лука. Царь был благочестив и установил в Коломенском новый праздник - Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечаемый 1 августа. В этот день вспоминали Крещение Руси при князе Владимире и победу князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В Коломенском дворце родился его единственный сын Илья, вскоре скончавшийся вместе с матерью, царицей Агафьей Семионовной Грушецкой. С новой супругой, Марфой Матвеевной Апраксиной, царь Федор также часто наезжал в Коломенское. При реконструкции комнаты царевича Федора Алексеевича сделана попытка показать особенности жизни, воспитания и обучения царских детей в позднесредневековой Москве, отразив и стремление к пышным западноевропейским интерьерам, возникшее в России во второй половине VXII века во многом благодаря реформам царя Федора Алексеевича. Круг чтения царевича представлен Псалтырью Симеона Полоцкого, изданной в Москве в 1680 году, и сочинением "Синонсис или краткое собрание от различных летописцев", вышедшим в Киеве в 1680 году; оно было крайне популярно в России в XVII, XVIII и даже XIX веке как краткий курс русской средневековой истории. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Владимирская" и "Федор Стратилат", над дверью - иконы "Спас на убруссе с ангелами". Кабинет Петра I В жизни Петра Великого, сына царя Алексея Михайловича, построенный отцом дворец сыграл важную роль. Недаром в памяти москвичей детство и юность Петра тесно связаны именно с Коломенским: еще в XIX веке здесь показывали его "детскую колыбель", искренне полагая, что Коломенское - место рождения Петра (на самом деле Петр родился в Кремле). Впрочем, подобная легенда имела основание - само Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир. Поэт Сумрароков имел полное право написать: "Российский Вифлием, Коломенско село, которое на свет Петра произвело". Здесь Петр научился читать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке в знаменитом ботике, окруженный небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу. Ему с раннего детства стала близкой атмосфера торжественных смотров, шествий полков иноземного строя, представленной ко двору "нововыезжих" из чужих земель офицеров. Все это предопределило необычайные по размаху и разнообразию "воинские потехи" Петра. Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил тягу Петра к европейским стилям. Здесь он увидел памятники русско-итальянского строительства первой трети XVI века: церкви Вознесения Господня и Святого Георгия, церковь в Дьякове. Сам Коломенский дворец, впитавший многие элементы западной архитектуры XVII века и наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.
1.
[600x450]
2.
[600x450]
3.
[600x450]
4.
[600x450]
5.
[600x450]
Из Коломенского дворца началась дорога Петра к малым и большим свершениям: переодеванию дворянства в западное платье, строительству Санкт-Петербурга, победе над шведами. Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда в 1700-е годы. Он всю жизнь дорожил отцовским дворцом как памятью о детстве. Даже напрягая все силы страны на строительство Санкт-Петербурга, Петр I не забыл направить часть из на поддержание дворца в Коломенском. Он поручил архитектору М.Г.Земцову подвести под деревянные стены новые каменные фундаменты и тем самым сохранил дворец еще на полстолетия. При Петре во дворце проявились и печи нового типа, облицованные гладким, расписанным по белому полю кафелем, что резко контрастировало с муравленными или ценинными рельефными печами последней трети XVII века. Следы печей нового типа находят в Коломенском при археологических раскопках. О победах русского оружия, одержанных под знаменами Петра, напоминают солдатские и урядничью медали 1709 года "За Полтавскую баталию". С эпохой Петра I неразрывно связаны новые книги, которыми пользовались его современники: "Арифметика" Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году. "Географиа генералная" Варениуса Бернгарда в переводе Ф.П.Поликарпова, напечатанная в Москве в 1718 году. В особых сочинениях проставлялись подвиги самого Петра. Одно из них представлено в кабинете, это "Политколепная достохвальные храбрости Всероссийского Геркулеса... Богом прославляемаго великого государя царя... Петра Алексеевича..." Иосифа Туробойского, книга издана в Москве в 1709 году. В красном углу помещен современный список иконы "Алексий человек Божий и мученица Наталия".
1.
[600x450]
2.
[600x450]
3.
[600x450]
Передние сени терема царицы Царицына казна размещалась во внутренних покоях и была предназначена для хранения ("оберегания") множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы и привозимых для нее из Москвы, - платьев, уборов, постельных принадлежностей. Для этого в царицыной казне имелась специальная мебель - сундуки и шкафы. Распоряжалась казной верховая (придворная) боярыня. Ей подчинялись казначея, постельницы, мовницы; только они могли входить в помещение казны. В комнате царицыной казны размещен современный список иконы "Предстоящие Христу Вседержителю", на которой изображены Иоанн Предтеча и семь святых, соименных с членами женской половины семьи царя Алексея Михайловича.
1.
[600x450]
2.
[600x450]
3.
[600x450]
Через Переднее крыльцо терема царицы посетители попадали в Передние сени - первое парадное помещение. Эти сени вели в Престольную палату царицы или в Задние сени, через которые можно было пройти в терема царя и царевичей. Над дверью в Передние сени терема царицы помещен современный список иконы "Богоматерь Одигитрия". Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.
1.
[600x450]
2.
[600x450]
3.
[600x450]
4.
[600x450]
5.
[600x450]
В Коломенском дворце известна светлица в тереме царицы, к которой вела круглая лестница-подиум (рундук) из пяти ступеней. При воссоздании этого помещения использованы описи светлиц в царских дворцах и богатых домах Москвы, а также подлинные предметы, например, изразцы с изображением птиц и букетов, обнаруженные при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском. Воссоздана мебель, нужная для работы (стольцы, стол, стул, кресло) и для хранения материалов, изделий, личных вещей царской семьи (шкафы, сундуки, полки). В мастерской помещены современные списки икон: в красном углу - "Святитель Николай Мирликийский", над дверью - "Рождество Богородицы". Покои царевны Софьи Алексеевны Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья.
1.
[600x450]
2.
[600x450]
3.
[600x450]
4.
[600x450]
Софья стала реальным правителем: она проводила заседания Боярской думы и контролировала работу приказов; ее наставником в государственных делах стал боярин князь Василий Васильевич Голицын, получивший новый пышный титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский". Во многом благодаря ему царевна продолжала внутреннюю и внешнюю политику царя Федора Алексеевича: начала сплошное межевание территории России (в Коломенском она сама выбрала писцов для межевания), стремилась упорядочить приказное судопроизводство, способствовала развитию промышленности и торговли. При поддержке царевны Софьи возникли прототипы высших школ: Славяно-латинская школа Сильвестра Медведева в Заиконоспасском монастыре (1682-1687 годы), Богоявленская школа братьев Лихудов в Богоявленском монастыре (1685-1687 годы) и Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов в Заиконоспасском монастыре (с 1687 года). В правление Софьи были заключены выгодные для России договоры с Польшей (1686 год) и Китаем (1689 год). Предпринятые в 1687 и 1689 годах Крымские походы историки обычно относят к неудачным, но современники оценивали их результаты не так однозначно. Когда царь Петр достиг совершеннолетия, Софья не уступила ему власть и даже незаконно присвоила себе титул "самодержица". Однако сторонники молодого царя оказались сильнее. Попытка стрельцов вернуть ей власть путем восстания (1698 год) оказалась неудачной, и Софью постригли в монахини под именем Сусанны. Царевна Софья была частой посетительницей Коломенского дворца, где неоднократно отмечала свои именины (17 сентября по старому стилю). В покоях царевны Софьи Алексеевны многое напоминает о ней как о деятельной правительнице и просвещенной женщине. Вышедший в Москве в 1704 году, после пострижения Софьи, "Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, еллиногреческих и латинских сокровище" указывает на ее занятия иностранными языками, а карта южных земель России "Московия, Южная часть", изданная в Амстердаме в 1642-1648 годах, - о Крымских походах. Лежащая на столе книга придворного поэта Симеона Полоцкого "Вечеря душевная", вышедшая в 1693 году, раскрыта на гравюре Симона Ушакова; под руководством этого мастера создавались иконы к интерьерной росписи Коломенского дворца. В покоях помещены современные списки икон: в красном углу - "Спас Вседержитель", "Богоматерь Взыграние Младенца", "Свято Леонтий Ростовский"; над дверью - "Спас оплечный".
Покои Елизаветы Петровны
Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол. Она охотно демонстрировала возврат к традициям отцовского правления, восстановив роль Сената, Главного магистрата и других петровских учреждений. В годы правления Елизаветы Петровны был осуществлен ряд успешных государственных и экономических преобразований: отменены внутренние таможни, изменена система налогообложения. Заметные сдвиги произошли и в русской культуре. Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков.
1.
[600x450]
2.
[600x450]
3.
[600x450]
4.
[600x450]
5.
[600x450]
6.
[600x450]
1.
[600x450]
Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала (впечатления от этого посещения отражены в его сочинении "Описание стрелецких бунтов и правлений царевны Софьи"). Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, уникальный памятник эпохи правления ее деда, по ее указанию привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты. Их великолепие стремятся показать воссозданные интерьеры. Вкусам Елизаветы Петровны полностью отвечает стиль позднего барокко с его пышными и изощренными формами: живописный плафон с аллегорической композицией "Венера"; обязательные для дворцов того времени зеркала; драпировка стен из декоративных тканей, резная мебель. Все это призвано передать естественную и бесконечно ценимую жизнелюбивой дочерью Петра Великого атмосферу. Противоречивость пристрастий Елизаветы Петровны отражают представленные в покоях книги: с одной стороны, это первый том "Книги житий святых..." Димитрия Ростовского (издан в Киеве в 1689 году), а с другой - европейская книга исключительно светского, куртуазного содержания, популярная в Европе и России - "Символы и емблемата", напечатанная по указу Петра I в 1705 году. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Всех Скорбящих Радость", "Преподобный Сергий Радонежский", "Апостол Иоанн Богослов". На этом наше виртуальное путешествие подошло к концу. Если у вас будет такая возможность, то посетите царский дворец в Коломенском, получите массу впечатлений. И, хоть это строение считается "новостроем", дворец царя Алексея Михайловича раскроет вам много интересных страниц истории средневекового Российского государства.
1.
[479x600]
[500x375]