Друзья мои!
А у меня опять нечаянная радость. Не уверена, что надо рассказывать всему миру об этой маленькой радости, но и причин молчать, я тоже не вижу.
С чего бы начать? Начну, пожалуй, как обычно... от Адама и Евы.
Мы же никуда не торопимся?)))
Я родилась в одной из деревень , расположенных неподалеку от моего любимого Благовещенска. Но там я провела всего 1 год моей жизни. А потом Дом престарелых и инвалидов, в котором работала моя мама, перевели в село Будунда. И мы, вместе с другими работниками и обслуживающим персоналом, тоже переехали в Будунду, где и прожили до моего совершеннолетия. Так, что именно Будунду я считаю своей малой родиной и прячу в своем сердце.
Не знаю по какой причине, но в 1972 году нашу Будунду переименовали и назвали Усть-Ивановкой. Новое название быстро прижилось и теперь лишь старожилы помнят прежнее название.
Надо сказать, что моя малая Родина расположена в красивейшем месте. Основная часть деревенских домиков тянется несколькими параллельными цепочками вдоль правого притока чистейшей и многоводной Зеи. Другие приткнулись среди древних построек бывшего мужского монастыря, который , в свое время, прятался среди лесного массива, от которого до настоящего времени все еще сохранился большой лесной участок. А с юго - востока и до самой Владимировки раскинулись поля. Чистейшая река, лес и бескрайние поля- чего еще желать?
Красотища! Куда там вашим Швейцариям! )))
Нельзя не сказать, что перевод дома престарелых в Будунду был связан с тем, что здесь расформировали воинскую часть. В освободившиеся помещения воинского гарнизона расселили пациентов. А семьи врачей, медсестер, санитарок и других работников расселили в домах, где раньше жили семьи военных. Дома эти были, прямо скажем, не айс. Да чего уж там, будем откровенны - это были обычные бараки. Тот барак, в котором дали комнату нам с мамой, был снаружи оштукатурен и покрашен белой известью. В деревне его называли "Белый дом". )))
А весь наш "жилой комплекс" в деревне называли Гарнизон.
Надо сказать, что бараки, в которых мы жили, были тесными и очень холодными. У нас с мамой была всего одна небольшая комната, но даже нам приходилось целыми днями топить печку, чтобы дома было тепло. А каково было тем, кому достались квартиры из нескольких комнат?
А рядом с нашими бараками пустовали постройки , оставшиеся от мужского монастыря. И эти постройки, в отличие от наших бараков, хоть и были старыми, но были крепкими и надежными. Поэтому постепенно их стали ремонтировать и заселять те, кому не досталось жилья в бараках или те, у кого были рукастые мужчины в семье. Вскоре полностью оказалось заселенным двухэтажное кирпичное здание монастырского общежития. Пришла очередь церковно-приходской школы. Ее тоже довольно быстро приспособили под жилье. Незаметно и все остальные монастырские постройки стали жильем. Даже в небольшой монастырский морг заселилась семья переселенцев откуда то из западных областей страны. Они побелили и покрасили маленький домик морга, украсили его красивыми ставнями. Во дворе насадили ранеток, малины, смородины, вскопали большой участок земли под огород, поставили новый забор и вскоре все даже думать забыли, что когда-то в этом домике якобы был монастырский морг. (Но я была трусихой. И я старалась обойти этот маленький и даже уютный домик, как можно дальним кругом.)
Не знаю как моя мама извернулась, но, когда пришла пора мне идти в 1 класс, то мы с ней тоже перебрались в одну из монастырских построек. Вместо маленькой и очень холодной комнаты барака у нас появилась большая теплая квартира из комнаты с тремя окнами , кухни и прихожей. Летом, в любую жару у нас было прохладно, а зимой, в любой мороз , хватало одного ведерка угля, чтобы наполнить квартиру теплом.
Я была мала и глупа, чтобы задумываться над тем - какая именно постройка досталась нам под жилье. Мне нравилась наша новая квартира. Мне было тепло и уютно и этого было достаточно. Даже, когда я узнала, что мы с мамой (и еще три семьи) живем в монастырском храме, меня это нисколько не смутило. Храм? Ну и что? И только став много старше, я осознала , что жить в храме - это совершать надругательство над святыней.
В основании любого храма, любой самой маленькой церкви, лежат мощи святых мучеников Божьих. Каждый гвоздь, каждое бревно, каждый камень при постройке храма освящаются. А в действующем храме служат Литургию и осуществляют все церковные таинства. Да что тут долго разглагольствовать, храм - это Дом Божий, это Дом молитвы, это святыня. Точка!
Святыня не может служить для обычной бытовой жизни. Человеческая жизнедеятельность в стенах храма - это надругательство над святыней. Точка!
Эта мысль долгие годы беспокоила меня, лежала камнем на моей совести. И сколько бы я не убеждала себя, что я ни в чем не виновата, что я была ребенком и от меня ничего не зависело, что в стране были времена богоборчества, что все в прошлом, а прошлое не изменить, душа моя все равно была не на месте. С этим чувством вины я дожила до 55 лет.
В 50 лет я вернулась в Благовещенск. И целых пять лет все никак не могла съездить в Усть-Ивановку, хоть и очень хотела. Может лукавый мешал? Ведь ехать совсем не далеко. В хороший солнечный день из моих Чигирей , которые расположены на некоторой возвышенности, можно разглядеть очертания Усть-Ивановки даже без бинокля. Однако какая-то невидимая стена стояла на моем пути к малой родине и не давала мне добраться до Усть-Ивановки целых пять лет.
И только летом 2015 года мы с доченькой все таки доехали до Усть-Ивановки.
Каково же было мое удивление, когда на фоне разросшейся вдоль и поперек, расцветшей и похорошевшей деревни, я увидела старые бараки, и все те же старые монастырские постройки, включая церковь. Ужасно, но в них продолжали жить люди.
Я сделала снимки храма и , вернувшись в Благовещенск, побежала в кафедральный собор, чтобы просить аудиенцию в Владыки Лукиана.
Надо сказать, что наш Владыко известен в России тем, что любит и умеет строить храмы. Это святое дело ему удается с большим успехом. С Божьей помощью, батюшка Лукиан на западе страны много воздвиг и отреставрировал храмов. А у нас в области храмов совсем мало. Поэтому , когда прежнего Владыку Гавриила (Мир его праху!) решили отправить на заслуженный отдых, в наш медвежий угол направили батюшку Лукиана, в надежде, что он здесь так же послужит во славу Православия. Так и вышло. Как только Владыко Лукиан появился на берегах Амура, сразу же храмы, церкви, часовни и монастыри чудесным образом стали возникать по всей области. Совершенно неожиданно стали находиться какие-то пустующие , никому не нужные здания, от содержания которых все отбивались , как от чумы и которые с радостью спихнули церкви. А через годик здание не узнать - город уже украшает прекрасный храм с ухоженной территорией и резным забором. Благодетели, которые спонсировали строительство храмов в западных областях, не оставили нашего Владыку и на новом месте наедине с проблемами. Помогают ему , чем могут. Среди состоятельных амурчан тоже нашлись совестливые. Ну и мы, нищеброды, своими копеечками тоже маленько помогаем Владыке Лукиану в его благом деле.
В общем, медленно, но верно, с божьей помощью , трудами Владыки Лукиана и его помощников, амурская земля прирастает православными храмами и обителями. Поэтому я надеялась, что и моя информация заинтересует Владыку.
Но Владыки в этот день в храме не было и мне удалось встретиться лишь с его пресс-секретарем. Я отдала ему фотки, а потом долго и горячо объясняла, что в Усть Ивановке стоит крепкий деревянный храм, которому больше ста лет и в нем до сих пор живут люди, чем оскверняют его. Я просила, чтобы Владыко взглянул на храм и на прекрасное место, в котором он расположен. Быть может тогда он примет решение о восстановлении храма или о его сносе. Ведь нельзя допустить , чтобы так долго храм продолжали осквернять. Меня заверили, что информация будет доведена до сведения Владыки Лукиана и я ушла.
Долгих два года ничего не происходило. И вот сегодня я читаю в местных новостях: " 31 марта, в пятницу в 12.00, Преосвященнейший Лукиан, епископ Благовещенский и Тындинский, совершил молебен перед началом восстановительных работ церкви бывшего Будундинского Успенского мужского монастыря. На первом молебне присутствовал глава поселения Александр Викторович Лимайкин с многочисленными жителями поселка.
Монастырь был закрыт почти 100 лет тому назад. На прежнем месте обитель восстановить невозможно. По благословению правящего архиерея, сохранившийся в плохом состоянии храм будет возвращен к жизни, и в нем будет размещаться приходская церковь для жителей поселка Усть-Ивановка."
Ну, не радость ли??? Для кого то может и не радость. А для меня не просто радость, а камень с души.
Надеюсь, что восстановительные работы не будут долгими. За прошедшие два года семьи из храма переселили в новое жилье. Думаю, что это потребовало больших затрат и именно поэтому начало восстановительных работ затянулось на два года. Быть может остальные работы потребуют меньше средств и времени. А я теперь с волнением буду ждать, когда смогу побывать в восстановленном храме, который несколько лет был моим домом. Я поклонюсь ему и поблагодарю за приют и тепло, попрошу прощения за себя и за маму, а потом постою в уголочке правого придела , где стояла моя детская кровать. Я , наверное, всплакну от детских воспоминаний, но это будут сладкие слезы.
А вот вам и снимок моей многострадальной церквушки. Для снимка выбран не самый удачный ракурс. Почему то на первом плане оказались какие-то хозяйственные пристройки, которых не было раньше. И хоть церквушка сама по себе проста и неказиста, однако эти пристройки еще сильнее портят общее впечатление. Но другой фоточки у меня для вас нет. Надеюсь, что вскоре смогу похвалиться снимками этой церкви после ее восстановления.
[700x466]